25 церквей пестрят со всех сторон,
Лиловые, и желтые, и белые в полоску.
Дева у окна скребет перстом прическу.
В небе караван тоскующих ворон.
Воняет пылью, клеем и кожей.
Стемнело. День умер. Куда бы пойти?
(Саша Черный)
В 55 км к северу от Орла расположен город Болхов, один из самых древних городов России, город, овеянный легендами и сказаниями. Возник Болхов в глубине минувших столетий как один из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Древней Руси от нападения внешних врагов.
Живописный архитектурный силуэт, самобытный облик, обилие храмов, напоминающих о большом торговом пути и о крупнейшем и старейшем в России кожевенном промысле, прекрасное местоположение, природа вокруг и особенное благочестие жителей - за всё это Болхов справедливо называли вторым Суздалем.
[показать]
В библиографии Болхова достаточно исследований и публикаций. Исчерпывающую работу посвятил ему классик орловского краеведения Г. М. Пясецкий, поддерживающий версию об основании Болхова сарматами (кочевые скотоводческие ираноязычные племена) в начале 1 тысячелетия н. э. Сарматы исчезли, а Болхов, по прошествии темных веков, достался как выморочное наследство вселившимся в эти леса вятичам. И с ними вошел в писаную историю. Однако более осторожные историки стали в безусловной древности города сомневаться и высказываться уклончиво - известен с 13 века.
[показать]
Приграничное положение не позволило сохранить документы о первоначальном городе - южные рубежи Отечества постоянно подвергались вражеским нападениям. А в середине XIII века свершилась судьба над городом, и была у судьбы кривая ухмылка татарской сабли. В 1230-1240-е гг. полчища Батыя прошли здесь, все сокрушая на своем пути.
[показать]
Память об этих событиях запечатлена в народной легенде и одном из местных названий. Пясецкий писал: «Очень вероятно, что Болхов, подобно многим другим городам, испил теперь последнюю чашу гнева Батыя и после не был уже восстановлен потомками Св. Михаила Черниговского. Вот почему летописцы не имели уже случая и повода упоминать о Болхове до времен Ивана Васильевича Грозного. Между тем, страшное нашествие Батыя около Болхова навсегда осталось в памяти народа; только предание о нем получило уже характер темной легенды о какой-то свинье, вышедшей некогда из Болхова и дошедшей до Карачева... Самая дорога эта с тех пор и доселе удерживает презрительное для татар название - Свиной дороги».
[показать]
Смысл народного юмора понятен. Как свинья на своем пути избегает рек, так и татары держали свой путь по возвышенностям Свиной дороги, избегая рек и болот. Как это непривлекательное животное на своем пути не знает ничему цены и роет все, что ему попадает, так и безобразные татары безжалостно срывали все укрепления, жгли города, села и деревни. Путь свиньи в чужом огороде обозначается бессмысленным беспорядком; и путь татар по России ознаменован диким неистовством и всеми ужасами опустошений.
[показать]
До середины XVII в. Болхов, как и другие города Орловского края, защищал южные границы Русского государства. Укрепляя южные рубежи, царь Иван IV повелел поставить здесь города и населить их воинскими людьми. Во исполнение указа в 1556 году Болхов был восстановлен как пограничная крепость. Воинские люди без дела не оставались, а дело у них известно какое: ратное. Рать за ратью прокатывалась по Орловщине, и каждая вторая через эти места. В 1565 году маленький гарнизон продержался в осаде в деревянной крепости против орды хана Девлет-Гирея. Обломался хан о болховский тын - и ушел не солоно хлебавши. Цена, конечно... Что ж, воинских людей еще прислали, крепость перестроили. И вовремя. Ибо настало лихолетье. Смута.
[показать]
Годы Смутного времени принесли Болхову неисчислимые бедствия, город переходил из рук в руки, а его окрестности становились ареной больших и малых сражений. Их них наиболее известен по своим трагическим последствиям Болховский бой 30-31 апреля 1608 года между полками Дмитрия Шуйского, брата царя Василия Шуйского, и отрядами Лжедмитрия II — одно из крупнейших сражений периода Смуты, закончившееся сокрушительным разгромом русских войск. Болхов неоднократно осаждали поляки, литовцы и татары, но болховитяне непрерывно «биющесь» на обгорелых крепостных стенах, посадских дворах и огородах не только отбивали штурмы, но и зачастую смелыми вылазками прогоняли неприятеля, оставлявшего в их руках пленных и знамена.
[показать]
К концу бунташного века фортуна мимолетно улыбнулась Болхову. Мария Милославская, дочь здешнего боярина Ильи Даниловича, стала царицей. А своим как не порадеть? Стал входить Болхов в силу. По воле ее сына, царя Федора Алексеевича, собор русских иерархов приговорил в 1681 году: быть в городе архиерейской кафедре! Под пастырский посох в новую епископию передавались древние грады Мценск, Карачев, Кромы, Новосиль и ново-ставленный (век лишь с малым!) Орел. А где Владыка, там и прочая власть соберется. Но не улыбка была у судьбы, а усмешка. Денег в казне на обустройство кафедры не нашлось, архиереи множить конкурентов не желают, а царь вскоре занемог, да и умер. Сестра его, Софья, ставшая правительницей, еще несколько порадела Болхову - на том век и кончился.
[показать]
В начале славных дел Петра занесло по пути в Киев и в сей угол. Чем-то ему, видать, глянулся Болхов Петру - пожаловал здешний монастырь архимандритом на игуменство, а в город прислать повелел специалистов-кожевенников. Ни то, ни другое даром не пропало. И монастырь в славу вошел, и кожевенное дело в гору пошло. Не гладко, конечно, с ухабами. То монастырь вдруг "за штат" выведут, то пожар горожан обездолит. Разбойники временами одолевали. Горожане их то по долгу ловят, то по страху подкармливают. И за то ездят по дорогам посвободнее: возьмут на гоп-стоп, узнают, что болховчанин - и жизнь оставят, и денег на дорогу.
[показать]
Иоанн Лукьянов, паломник, проезжавший тут в 1711 году, писал так: "Град БОЛХОВ стоит на Нугре, на левой стороне на горах красовито: град деревянный, ветх уже, церквей каменных есть от малой части; монастырь хорош... рядов много; площадь торговая хороша; хлеба бывает много, а дровами сильно довольно". А еще через 70 лет проезжал здесь академик В. Ф. Зуев и тоже похвалил: "Нарочитой и известной даже в древности город по уделу своему". Много чего отметил, а в конце добавил: "Сверх того питейных домов 16".
[показать]
В том году город, ставший уездным, был наделен гербом: в серебряном щите поле, усеянное гречихой. На торговых и кожевенных делах стал город понемногу богатеть. На ежегодную Тихвинскую ярмарку при монастыре съезжались издалека. Кожевенные поставки в казну богатили многих и подолгу. Успех увековечивали воздвижением новых и перестройкой старых храмов. Теша тщеславие горожан, на месте первохрама былой крепости восстал к небесам Спасо-Преображенский собор. И колокольня к нему с превеликим шпилем - и с курантами! Весь город может молиться, а ведь еще два десятка церквей да два монастыря. И росли в ряды от центра к концам солидные купеческие особняки. На века строились. Да короток у многих оказался век...
[показать]
Сами же проворовались и угробили процветающую экономику. Получилось так: прикрываясь славой своих кожтоваров, местные заводчики начали вместо кожи гнать на подошвы картон. Подделка обнаружилась, и поставкам из Болхова объявили бойкот. Причем до полного банкротства. Да ещё и железная дорога прошла мимо.
[показать]
В оставшееся до Октябрьской революции время болховские купцы отмаливали неправедно нажитые капиталы и жертвовали колоссальные средства на возведение церковных храмов. Из двадцати двух сохранившихся все признаны сейчас уникальными памятниками культуры. Вот так грехи предков оборачиваются богатым историческим наследством.
Есть на сей счет и легенда, весьма романтическая. Некогда богатый купец красавицей-цыганкой, выкупил ее у табора и при себе поселил. Холил-лелеял, а все ж не убереглась его полюбовница от степной тоски и наложила на себя руки. Продал купец свое дело, а на те деньги построил колокольню Георгиевской церкви, как свечу великую во спасение ее души. А сам ушел в монастырь, свой грех замаливать. По документам устанавливается, кстати, пристройка притвора к трапезной на средства купца Губарева в 1862 г.
[показать]
Георгиевская церковь
Спасо-Преображенский собор поставлен на вершине Красной горы в историческом центре Болхова на территории бывшего Болховского кремля. Крупный объем храма господствует над городом и виден задолго до подъезда к Болхову. Впервые Спасо-Преображенский собор упоминается в писцовой книге 1625 г.
[показать]
Более вместительный и представительный храм взамен старого был заложен 14 сентября 1841 г. на средства церковного старосты купца Акулова. В 20-30-х гг. XIX в. рядом с собором выстроили высокую классическую колокольню. На металлических связях ее шпиля сохранилась надпись: «сентября 24 дня 1833 года изделан сей шпиль...».
[показать]
Георгиевская церковь расположена на одном из холмов в центре города и является уникальным памятником архитектуры. Ее 76-метровая колокольня - самая высокая в области. Этот старинный храм был построен в 1740 году, когда Болхов был еще городом-крепостью, защищавшим южные рубежи Руси.
[показать]
Троицкая церковь. Общепринятая дата постройки, 1701-1708 года.
[показать]
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
[показать]
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1792-1800)
[показать]
Задолго до полуночи в Болхове гаснут последние огни, и силуэты храмов на холмах теряются во тьме.
[показать]
При подготовке материала были использованы следующие источники:
http://sobory.ru
http://muza-perovo.livejournal.com
http://www.orel-story.ru
http://www.valley.ru
http://www.myorel.ru
http://samsv.narod.ru
http://vestnik.efactory.ru
Материал подготовил Денис Кузьмин
Читать про другие древнерусские города:
Касимов
Галич
Чухлома
Солигалич
Тотьма
Устюжна> Нерехта
Торопец
Кашин
Верея
Белозерск
Зарайск
Можайск
Старая Русса
Великий Устюг
Дунилово
Порхов
Свияжск
Сольвычегодск
Чердынь
Ветлуга
Верхотурье
Елабуга
Невьянск
Каргополь
Старица
Вышний Волочек