Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Черно-бурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана
(А.С. Пушкин)
Свияжск – это село, город-остров, крепость или уникальный продукт, не имеющей аналогов в мировой истории военной операции. Свияжск как человек, у которого была молодость, дерзкая и отчаянная, и есть старость, тихая и умиротворенная. Оказавшись на острове, явно ощущаешь биение его сердца, пусть и не такое сильное, как раньше, когда оно почти выпрыгивало из груди. Но Свияжск жив и жива его душа.
Камни города хранят память о четырех с половиной столетиях Свияжской истории, поначалу бурной, ныне же тихой и почти незаметной. Свияжск велик - почти из любого места здесь открывается вид на Волгу. С реки веет ветерок, раздолье и покой убаюкивают. Свияжск – это место, где в одну судьбу сплетены расцвет и запустенье, где сама история неотличима от легенд и вымысла.
[показать]
К началу 16-го века сложилась устойчивая, мало эффективная тактика московских походов на Казань. В Нижнем Новгороде собирали полки, потом их разделяли: одна часть шла на Казань Волгой, другая пробиралась через север, по вятским лесам. Кажется, москвичам так ни разу и не удалось согласовать действия этих полков, и их громили поодиночке.
[показать]
Иван Грозный поначалу также исповедовал старую тактику. Но после ряда неудач ему пришел в голову дерзкий план: поставить крепость в самой глубине казанских земель. И пусть казанцы что хотят с нею, то и делают. Осенью 1550 года Иван Грозный отступал от стен Казани, ничего не добившись, и расположился станом там, где Свияга впадает в Волгу.
[показать]
Он увидел круглую гору на берегу, края которой были покатыми и неприступными, а вершина – плоской и удобной для строительства. С трех сторон ее защищала вода: Свияга, озеро Щучье, и река Щука. А в половодье гора и вовсе превращалась в остров. И всего 26 верст от Казани, один дневной переход… Иван понял, что именно тут он осуществит свою идею. Но как построить крепость прямо под носом у врага?
[показать]
План был смел настолько, что, когда европейские дипломаты рассказывали о нем своим монархам, те отказывались верить. Москвичи решили построить город в тылу, потом разобрать его, помечая бревна, переправить лес по Волге, и, руководствуясь планом, собрать крепость за считанные дни. «Казанский летописец» уверяет, что будущий город посетил Ивана Грозного в видении, как видение Константинополя пришло некогда императору Рима Константину. Зимой 1550/1551 года в угличских лесах валили лес и ставили на поляне ненужную здесь крепость.
[показать]
Весной все было готово: собрали даже церковь внутри крепостных стен. И, как только сошел лед, корабли с городом - «новым, хитро сотворенным» - отправились к границам вражеского государства. Плыли месяц, и достигли места 16-го мая. 24 мая состоялась церемония официальной закладки. 75 тысяч человек ждали приказа начать трудиться. Среди них было довольно много народу без рода, без племени, которым просто не было выбора, где жить. В особенности обитатели крепости Торжок Перевитский в южном Подмосковье, которую Иван разрушил, а ее жителей всех поголовно заставил принимать участие в этом проекте.
Конечно, на границе ханства москвичей заметили, дали знать в Казань. Но вряд ли сообразили, что к чему, а главное, место стройки держалось в тайне. В поддержку «мирному» каравану, на Казань двинулось огромное войско, чтобы блокировать подходы к стройке.
[показать]
Крепость, которую назвали Ивангород, закончили в конце июня. Название это не прижилось и с 1560-х годов крепость именуют Свияжск. Крепость получилась огромной – больше Новгорода, больше даже Московского Кремля. Башни цитадели снабжались своего рода балконами с отверстиями в полу, висевшими над пропастью: через отверстия на противника лили смогу и бросали камни.
[показать]
23 августа 1552 года русская армия произвела окружение Казани. Попытки казанцев помешать обложению не удались. Казань была обнесена сплошным кольцом тур и окопов. Артиллерия начала обстреливать город. 2 октября был успешно взорван подкоп под стены, и русские вошли в город. Казань была взята, покорена и разграблена.
[показать]
После захвата Казани роль Свияжска ничуть не упала. Боеспособность крепости поддерживалась и после Смутного времени, например, перед нашествием войск Разина, но в общем она ветшала, в отличие от монастырей и храмов Свияжска, переживающих пору расцвета. - после победы меча, должен был поработать крест. В первой трети 18-го века крепость разобрали.
[показать]
В 1781 году состоялась административная реформа, в результате которой Свияжску был присвоен статус города и герб с изображением крепости, которую перевозят по реке.
В 1918 году в городе Свияжске большевики открыли памятник Иуде как первому революционеру. Прибывший на бронепоезде Лев Троцкий привез с собой образчик монументальной пропаганды - скульптуру атеиста всех времен и народов Иуды Искариота. При стечении революционных масс, под звуки военного оркестра с гипсового изваяния сдернули чехол, и народ охнул, увидев неказистого истукана, с искаженным гримасой лицом и простертым к небу кулаком.
[показать]
Интересно заметить, что рассматривались разные кандидатуры на роль памятника, например, Люцифер и Каин. Однако Люцифер был признан несовместимым с марксистской идеологией, а фигура Каина - исторически недостоверной. Тем самым большевики как бы признали Иуду, а соответственно и Иисуса Христа - исторически достоверными. Простоял памятник недолго: около двух недель. Потом бесследно исчез.
[показать]
После гражданской войны на долгие годы сказочный городок стал филиалом архипелага ГУЛАГ. Вместо монастырей НКВД учредил мужскую и женскую колонии. Все, чем потом жил Свияжск, было неполноценным и уродливым: вспомогательная школа, интернат для умственно отсталых, дом больных-"хроников". Именно за счет этих спецучреждений и существовали островитяне - островом Свияжск стал после возведения Куйбышевской ГЭС в Тольятти, когда среднее течение Волги превратилось в грандиозное водохранилище. По иронии судьбы когда-то приплывший сюда с верховьев, Свияжск снова оказался на плаву. Впрочем, сейчас к острову проложили насыпную дорогу и добираться до «большой земли» островитянам стало гораздо проще.
[показать]
В начале 90-х годов татарские националисты требовавшие отделения от России, хотели уничтожить остров, считая его памятником порабощения татарского народа. Но подобные призывы не воплотились. Сейчас Свияжск включен в так называемый «список ожидания» памятников, которые могут стать объектами, взятыми под охрану Центром всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
[показать]
Вход в Успенский-Богородичный мужской монастырь
Деревянная Троицкая церковь – единственное, что сохранилось от крепости Ивана Грозного. Подумать только, именно эти бревна срублены под Угличем зимой 1551 года, именно их везли на кораблях по Волге! Это ее освятили на этом самом месте 17 мая 1551 года! В 1821 году, церковь поставили на кирпичный цоколь, обшили тесом и покрасили масляной краской, поэтому внешне она не производит должного впечатления.
[показать]
Но, когда попадаешь внутрь, то понимаешь, как обманчива бывает внешняя сторона. От каждого бревнышка здесь пахнет стариной. В помещении царит полумрак и прохлада. От осознания того, что удалось прикоснуться к такой старине, по спине бегут мурашки. На входе в храм стоит простенькая с виду скамейка. Местные жители утверждают, что на ней сиживал сам Иван Грозный.
[показать]
Крохотная Троицкая церковь тонет в тени огромного и неуместного в своем византинизме собора Богоматери Всех Скорбящих Радости, сооруженного в 1898-1906 годах.
[показать]
Архитектор Малиновский построил его в распространенном в те годы и насаждаемом во многом властью ложно-византийском стиле. Украшенный величественным куполом, храм поражает каждого входящего огромным внутренним пространством.
[показать]
Успенский собор, входящий в состав Успенского-Богородичного мужского монастыря — один из немногих сохранившихся в Среднем Поволжье каменных храмов середины XVI века. Собор был возведен за 4 года из белого тесаного камня псковскими мастерами и открыт в сентябре 1560 года.
[показать]
Успенский (справа) и Никольский (слева) храмы
Особенно замечателен Успенский собор тем, что в нем сохранилось более тысячи квадратных метров древних фресок. В частности, там сохранилась фреска с неканоническим изображением св.Христофора с лошадиной головой. По преданию, св.Христофор был красивым юношей и оттого терпел много искушений. Поэтому он попросил Бога обезобразить его, что и произошло. Церковь, посчитав это предание сомнительным, запретило изображения св.Христофора во всей России. Успенский собор является действующим храмом и, пожалуй, едва ли не единственным действующим, который имеет такую фреску.
Рядом с Успенским храмом стоит огромная колокольня, принадлежащая другому храму – трапезной Никольской церкви (1555-1556). Храм и колокольню ставила та же псковская артель. Отсюда, из подвала церкви, вел к Щучьему озеру потайной ход. Поскольку колокольню ставили уже после осады и взятия Казани, это заставляет задуматься над тем, как боялись «колонизаторы» жить во вновь покоренном краю, как ни на минуту не упускали из виду, что Свияжск может оказаться в осаде. Ныне колокольня высотой в 43 метра – самое высокое сооружение в Свияжске.
[показать]
Сергиевский храм построен и освящен в 1551 году. Первоначально храм был деревянным. В начале XVII века заменен каменным и вновь освящен 7 октября 1604 года, о чем свидетельствует древняя надпись на стене храма. Здесь находилась главная святыня Свияжска — древняя храмовая икона преподобного Сергия Радонежского, небесного соратника и молитвенника земли русской, покровителя города Свияжска. Согласно преданию, икона преподобного Сергия специально была привезена из Троице-Сергиевой Лавры в 1551 году, перед возведением города на Круглой Горе.
[показать]
Церковь Константина и Елены — единственная сохранившаяся в Свияжске посадская церковь. Возведена не позднее XVII века на месте деревянного храма. В главном приделе каменного храма находилась икона Владимирской Богоматери.
[показать]
Плывет над Волгой, словно колокольный звон, сказочный город. Да был ли он на самом деле, или только пригрезился? Или, подобно легендарному Китежу, не впустит в себя постороннего, но откроется лишь пришедшим с любовью... Свияжск стал одним из самых необычных и своеобразных мест России, к которому вполне применимо определение "не от мира сего".
[показать]
При подготовке материала были использованы следующие источники:
http://archeologia.narod.ru Евгений Арсюхин, Наталия Андрианова
http://byltyr.livejournal.com М. Худяков Китабыннан. Падение ханства
http://shkolazhizni.ru
http://www.temples.ru
http://www.teplohodik.net
http://sobory.ru
http://www.sviyajsk.front.ru
http://stopon.livejournal.com
http://ctulhuftagn.livejournal.com
http://aliny.livejournal.com
Фотографии: Марат Хаялутдинов, Радик Сафин, Элина Левина, azimov.
Материал подготовил Денис Кузьмин
Читать про другие древнерусские города:
Касимов
Галич
Чухлома
Солигалич
Тотьма
Нерехта
Устюжна
Торопец
Кашин
Верея
Белозерск
Зарайск
Можайск
Старая Русса
Великий Устюг
Дунилово
Порхов
Сольвычегодск
Чердынь
Ветлуга
Верхотурье
Елабуга
Невьянск
Каргополь
Старица
Болхов
Вышний Волочек