Числом не велик, но святого так много…
Что дух православия рвется вовне.
Летит колесница, петляет дорога
И Устюг Великий блестит в тишине.
Взойди ты по утру на берег величавой
Той Сухоны- милой и грозной реки,
В мороз тонок шелк на березе кудрявой,
А город погружен в печные дымки.
(А.Александров)
Пожалуй, в мире уже не осталось страны, какой-либо регион которой не претендовал бы на звание родины Деда Мороза. На первых местах здесь, конечно же, скандинавские страны – Финляндия, Дания, Норвегия.
Но не только – на данный титул претендовали в разное время даже Турция и Китай. Россия в этом споре никак не отстаёт от остальной планеты. В 1998 российской родиной Деда Мороза был назван Великий Устюг –древнейший город Вологодской области.
В Великом Устюге очень трудно оставаться взрослым. Дед Мороз заставит радоваться жизни, хотите вы этого или нет. Немного есть на Земле мест способных вернуть человека обратно в беззаботное и бесшабашное детство. Великий Устюг, расположенный на северо-востоке Вологодской области, в полной мере можно отнести к таким волшебным местам. Но не только Дед Морозом славен город. Главное очарование города — в неповторимости его силуэта, в многоярусных церквах и колокольнях, застывших в своеобразном менуэте.
[показать]
Великий Устюг, небольшой город со своим оригинальным и примечательным обликом, возник около середины XII века; он ровесник Вологды и Москвы. Как и многие древнерусские поселения, Устюг стоит несколько в стороне от своего первоначального местоположения. Более раннее селище находилось на высоком холме, носившем название Гледен, у слияния рек Сухоны и Юга. Отсюда и произошло название города — Устюг, то есть в устье Юга. Но из-за того, что гледенский холм постоянно подмывали воды этих рек, жители стали постепенно переселяться на новое место, чуть выше по течению Сухоны — в «Черный прилук». Со временем новое поселение получило прежнее название — Устюг.
[показать]
Первые достоверные сведения об Устюге относятся к 1212 году, когда в городище был заложен Михайло-Архангельский монастырь.
Вклиниваясь на северо-востоке во владения новгородцев, Устюг с самого своего основания служил опорным пунктом ростово-суздальских князей.
[показать]
В XIV—XV веках борьба, разгоревшаяся за Север, не оставила в стороне и Устюг. Новгородцы шесть раз нападали на него. Устюжане выступали на стороне московских князей. В конце XIV века, при великом князе Василии I, Устюг окончательно входит в состав Московского княжества.
[показать]
В середине XVI века Устюг перестал быть окраинным укреплением и потерял своё военное значение. Однако благодаря выгодному географическому положению он продолжал развиваться как торговый центр.
[показать]
С открытием в середине XVI века англо-голландской торговли через Белое море, Двину и Сухону все города на этом пути — Архангельск, Сольвычегодск, Устюг, Тотьма и Вологда — превращаются в своего рода перевалочные базы с многочисленными складами и факториями. Выгоды от транзитной торговли, умело извлекаемые местным купечеством, способствовали дальнейшему процветанию Устюга. Именно в конце XVI века к названию города добавляется постоянный эпитет Великий.
[показать]
После Смутного времени Великий Устюг значительно расширяет торговлю с голландцами и англичанами. Здесь главную роль играло купечество, необычайно предприимчивое, деятельное, обладавшее широким кругозором. Из его среды выдвинулись такие замечательные люди, как Ерофей Хабаров, проложивший путь к далеким берегам Амура, Семен Дежнев, впервые обогнувший Чукотку, Владимир Атласов, исследовавший дотоле неведомую Камчатку, и, наконец, Василий Шилов — первооткрыватель Алеутских островов и составитель карты этого архипелага.
[показать]
В XVII веке основными промыслами в городе были кожевенно-сапожный и винно-пивоваренный, а также серебряное дело. Устюг был крупным ремесленным центром, в котором наибольшее распространение получило производство различных изделий из металла — кузнечное (замки, светцы), ювелирное (чернь, эмаль) и жестяное (просечное железо и «мороз по жести»), а также керамическое (изразцы, посуда). Но наиболее яркую страницу в историю русского декоративного искусства вписали мастера черневого дела.
[показать]
Несмотря на смещение в XVIII веке внешних торговых путей с Северной Двины на Балтику и в Петербург, Великий Устюг продолжает жить полнокровной жизнью. Ряд его художественных ремесел достигает в это время своего наивысшего подъема, а серебряные черневые изделия распространяются по всей России, входя в моду и вызывая появление аналогичных промыслов в Вятке, Тобольске, Архангельске.
[показать]
Отражение в XIX век
Искусство Великого Устюга XVIII века — его лебединая песнь, ибо перемещение торговых путей все же предрешило судьбу города. В XIX веке это уже обычный провинциальный город, выделяющийся среди других разве что обилием церквей да величественным колокольным звоном, слышным на многие версты.
Великий Устюг - это город-музей, а в музее этом самый древний экспонат - Успенский собор. Стоит он на набережной реки Сухоны.
[показать]
Первое упоминание о нем относится к 1290 году. Последний, четвертый по счету каменный собор возведен в первой половине XVII века, но и он дважды перестраивался. Успенский собор прославлен чудотворной иконой Божьей Матери Устюжской.
[показать]
Одна из самых красивых церквей города - церковь Вознесения; она украшена богатым архитектурным декором, «узорочьем», типичным для русского зодчества XVII века. Окна обрамлены пилястрами, двойными крепованными карнизами и фронтончиками. В отделке церкви использованы цветные изразцы. В храме покоятся мощи святого Иоанна Багуя, татарина, ордынского наместника, который, пораженный благолепием христианского града, принял крещение и с женой Марией прославился подвижнической жизнью.
[показать]
В центре города расположен Михайло-Архангельский монастырь, основанный еще в XIII веке.
Предание рассказывает, что основал обитель инок Киприан; основал так: взял пудовый камень и прокатил по кругу, а затем по его следу поставили ограду. С тем камнем, прозванным «бычья голова», св. Киприан не расставался: еженощно молясь, держал его в руках - для бодрости молитвенной. Мощи святого находятся под левым клиросом Киприановской церкви. Это самая маленькая церковь ныне действующего монастыря.
[показать]
Собор Михаила Архангела
Город мал по размеру, но как легко здесь заблудиться! Белые каменные купеческие дома с мезонинами и лабиринты улочек, а церквей-то! Двадцать четыре их стоит под крестами, не считая тех, что за рекой Сухоной в Троице-Гледенском монастыре. А сколько было до революции? «Не сосчитать, - вспоминает старая устюжанка Мария Андриановна Козулина. - С моим соседом Василием даже история случилась... На Христов день он стал голову ломать: в какой храм пойти? Решил-таки в Гледенский монастырь податься. Идет и видит: на угоре часовенка стоит, в ней воротца открыты, а внутри все золотом чистым сияет. Испугался Васька: откуда еще один дом Божий взялся? Ведь не было раньше! У входа старик стоит, весь в черном, и подзывает: «Раб Божий Василий, зайди сюда». Бросился Васька наутек, оглядывается - нету часовни. Тут у него ноги отнялись...»
Исцелился Василий в Троицком соборе Гледенского монастыря. Рассказывают, немощных вносили туда на руках, а выходили они сами - здоровыми. Под тем собором целебные мощи лежат. Чьи? В народе уж не помнят...
[показать]
Троицкий собор
На берегу реки Сухоны, на территории бывшей торговой площади расположен Никольский храм с колокольней - памятник архитектуры ХVII-ХIХ веков. Это самый ранний пример устюжского каменного двухэтажного храма, объединившего зимнюю и летнюю церкви. Строительство Никольской церкви начато в 1682 году, а закончено в конце первой четверти 18 века.
[показать]
Церковь Николы Гостунского
Храм Симеона Столпника — один из замечательных памятников устюжского зодчества середины XVIII века — расположен на берегу реки Сухоны в нижней части Великого Устюга, довольно далеко от центра. Это единственная сохранившаяся в городе церковь, в архитектуре которой присутствуют черты западноевропейского барокко.
На правом берегу сухоны, в Дымковской слободе, стоят, отражаясь в воде, церкви Дмитрия Солунского (1700-1708 гг.) и Сергия Радонежского (1739-1747 гг.).
Спасо-Преображенская церковь строилась между 1689 – 1696 годами и служила главным храмом одноименного девичьего монастыря.
[показать]
Церковь Илии Пророка строилась между приблизительно 1690 и приблизительно 1700
[показать]
За свою древнюю богатую историю, необычайно привлекательный величавый облик, целостность архитектурного ансамбля, красоту ландшафта, живописную природу Великий Устюг объявлен Родиной русского Деда Мороза, где находится его вотчина.
[показать]
Дворец Деда Мороза. Вотчина Деда Мороза - это целый город, со всеми полагающимися ему сказочными жителями.
Великий Устюг – город чудес, жаль только, добраться до этой жемчужины Русского Севера непросто. Далек он от больших столичных городов, и дороги к нему отнюдь не прямые. Но тех, кто все же доберется до стен древнего города, ждут гостеприимные устюжане и новые открытия.
[показать]
С Новым годом! Пусть он будет полон незабываемых путешествий и впечатлений от них.
При подготовке материала были использованы следующие источники:
http://www.kemerinfo.ru
http://sobory.ru
http://www.towns.ru
http://www.7travel.ru
http://www.rusarch.ru
http://orgdosug.ru
http://www.vk-smi.ru
Отдельная благодарность за предоставленные фотографии:
http://gudea.livejournal.com
http://hobbitmohnonog.photosight.ru/
Материал подготовил Денис Кузьмин
Читать про другие древнерусские города:
Касимов
Галич
Чухлома
Солигалич
Тотьма
Нерехта
Торопец
Кашин
Верея
Белозерск
Зарайск
Можайск
Старая Русса
Дунилово
Порхов
Свияжск
Сольвычегодск
Чердынь
Ветлуга
Верхотурье
Елабуга
Невьянск
Каргополь
Старица
Болхов
Вышний Волочек