В желтых липах спрятан вечер,
Сумерки спокойно сини,
Город тих и обесцвечен,
Город стынет.
Тротуары, тротуары
Шелестят сухой листвою,
Город старый, очень старый
Под Москвою.
(Геннадий Шпаликов)
Летом 1593 года на пути в Москву посол германского императора Николай Варкоч не был допущен сопровождавшими его русскими боярами-приставами в Можайск под теми предлогами, что для такого допуска не имелось указания Государя, да к тому же это у русских - священный город. Несмотря на болезненное состояние посла и его желание остановиться на городском посаде, его разместили в загородной Ямской слободе.
[показать]
Когда спросили одного из русских, почему Можайск считается священным, он ответил, что у них тут в крепостной церкви деревянный образ святителя Николая, которому делают приношения не одни жители Можайска, но народ со всей страны ходит туда на богомолье и для жертвований; да и сам Великий князь каждый год жалует туда вклад Святому. У кого заболит рука, нога или другой какой член тела, тот человек, как бы ни жил оттуда далеко, приходит в Можайск, прикасается к святителю Николаю и оттого выздоравливает.
Стефан Гейс, записавший этот рассказ, заметил под конец о русских: “Они говорили много такого и подобного о святителе Николае, однако ж, это — невозможное дело!”
[показать]
Но если вдуматься в слово Можайск, то станет очевидно, что это город, название которого как раз и указывает на возможности. И пускай сейчас в это сложно поверить, но в XVI веке, во время своего расцвета, Можайск был одним из крупнейших городов в Московском крае, имел большой посад, более 400 лавок, 75 церквей, 16 монастырей(!), в городе находился государев дворец, царицыны палаты, патриарший двор. По истине Священный город русских во главе с образом св. Николая.
В верховьях Москвы-реки, в 110 км к западу от столицы расположен один из древнейших городов Подмосковья - Можайск, который в 2001 году отметил свое 770-летие. Впервые в русских летописях он упоминается в 1231 году, хотя существовал, судя по археологическим и другим данным значительно раньше.
[показать]
Не один десяток лет не дает покоя историкам, лингвистам, краеведам загадка происхождения названия «Можайск». Одни соотносят его со словом "межа" - граница, связывая это с пограничным расположением города в древности на рубежах русских княжеств - Черниговского, Смоленского, а затем Московского. Другая версия основывается на том, что племена балтов, живших здесь в начале нашей эры, дали названия многим рекам в этом районе (Иночь, Война, Искона и др.). Река Можайка по-балтски - малая. Это название могло утвердиться и за городом, построенным на ней. И, наконец, последняя версия говорит о том, что название города произошло от мордовского слова «красивый, красный».
[показать]
В XIII веке Можайск принадлежал Смоленскому княжеству, а в 1303 году был присоединен к Москве и долгие годы являлся важным укрепленным пунктом на западных границах московских владений.
Издревле Можайск известен как сильная крепость. Его первый кремль (детинец) с деревянными стенами и башнями стоял на высоком холме, окруженном двойным кольцом водных препятствий. Внутреннее кольцо образовывал изгиб реки Можайки, овраг и ров, внешнее - река Мжут с топкими берегами и многочисленные непроходимые болота.
[показать]
Поскольку паломничество богомольцев в крепостные храмы было явлением заметным и постоянным, иностранцы даже называли крепость "монастырем св. Николая". Внутри былой крепости на высоте 17 м. над Можайкой каким то чудом до настоящего времени существует чистое родниковое озерко, упоминаемое в конце ХVI - начале XVII веков. Существовало рядом и Грязное болотце, то есть неочищаемое от зарослей.
[показать]
Старая арка, дом, увитый зеленью, неспешный шаг людей - создают умиротворяющее настроение. Время растягивается, и кажется, будто можешь слиться с бесконечностью...
Можайск неоднократно подвергался разорению, много раз выдерживал осаду и отражал натиск врагов. Отсюда пошла поговорка "загнать за Можай" - изгнать врага из московских пределов: граница тогда была совсем рядом.
В начале XVII века город оказался в центре событий польско-литовской интервенции, летом 1618 года более 1,5 тысяч казаков отражали в Можайске атаки осадивших город польских войск королевича Владислава.
[показать]
Можайск тесно связан с событиями Отечественной войны 1812 года. В 12-и километрах западнее города расположено Бородинское поле - место крупнейшего сражения русских войск с армией Наполеона, в котором участвовало 250 тысяч человек.
[показать]
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Можайск вновь оказался связанным с военными действиями. С 12 по 18 октября 1941 года под Можайском шли упорные бои с фашистскими войсками. В период оккупации в районе действовали партизанские отряды. 20 января 1942 года Можайск был освобожден войсками 5-ой армии.
Ныне в центре города - мемориальный комплекс героям Великой Отечественной войны, где горит вечный огонь. В последние советские времена всеобщего дефицита мужи города решили, что гореть «вечному» огню постоянно слишком накладно. И стал «Вечный» огонь – «Вечным огнем, горящим по праздникам»! Наибольшую радость этот огонь вызывал у местных мальчишек. После официальных церемоний огонь горел весь день и вечер, и только ночью его выключали. Вечером местная «шпана» использовала его как костер: жарила хлеб (вряд ли колбасу, колбасы тогда уже не было) и грелась у огня.
[показать]
Несмотря на многочисленные пожары и разрушения, связанные с военными действиями, Можайск сохранил уникальные архитектурные памятники. Наиболее ранние из них датируются XIV веком.
Почти шесть веков стоит на высоком берегу реки Москвы, на окраине Можайска Ферапонтов Лужецкий монастырь.
[показать]
История основания монастыря тесно связана с Преподобным Ферапонтом, мощи которого покоятся теперь в центральном Соборе монастыря – Соборе Рождества Богородицы. Преподобный Ферапонт (в миру – Волоколамский дворянин Федор Поскочин) принял постриг в 1370 г в возрасте 40 лет в Московском Симоновом монастыре, где часто вел беседы с другом своим Кириллом (впоследствии Белозерским) и наставником Сергеем Радонежским.
[показать]
Ферапонт с Кириллом основали Кирилло-Белозерский монастырь. В Можайск умолил приехать старца князь Андрей Дмитриевич Можайский, младший сын князя Дмитрия Донского. Пр.Ферапонт выбрал для нового монастыря место на горе, на высоком берегу Москвы-реки и в 1408г заложил деревянный Храм Рождества Богородицы.
[показать]
Монастырь не раз служил боевой крепостью. Его разоряли литовцы, поляки, а в 1812г разграбили и осквернили французы. Более того, после ухода французов, обитель чуть не взлетела на воздух: отходя, наполеоновские солдаты раскидали по ней мешки с порохом и подожгли соборный иконостас с древними иконами. Подвиг монастырского служителя Ивана Матвеева, который, рискуя жизнью, разбросал мешки с порохом, спас монастырь.
[показать]
То, что не удалось разрушить врагам внешним – удалось разрушить в советские времена, после закрытия монастыря. В довоенный период в нем размещалась фурнитурная фабрика и цех по производству медицинского оборудования. Во время фашисткой оккупации монастырь использовался как лагерь для военно-пленных, а после освобождения Можайска от фашистов – для подобных же целей его использовали органы НКВД.
[показать]
Великолепие восстановленных соборов соседствует с ветхость первозданных стен...
Сейчас отрадно видеть восстанавливающийся монастырь: блестят восстановленные купола на Храме Рождества Богородицы. Восстанавливаются и другие постройки монастыря. Старец Ферапонт, по-прежнему, духовно со своей обителью. И так же как при его жизни – Святой источник поит прекрасной водой всех приходящих к нему.
[показать]
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (основан в 1408 году)
Собор Николая Чудотворца был построен для хранения городской святыни - образа Николы Можайского - в 1541. В начале XIX в. он был расширен и капитально перестроен.
Собор Николая Чудотворца. 1911 год
Архитектуру храма называют "псевдо-готической" за ее дробный, эклектичный наряд, чем-то напоминающий мавританский (стрельчатые наличники окон, тонкие спаренные колонны на фасаде, ротонды вместо боковых глав и прочее). На северной стене - шестиконечные масонские звезды. Собор перестраивал архитектор Московской экспедиции кремлевских строений Алексей Никитич Бакарев.
[показать]
В соборе во имя св. Николая Можайского сокрыта тайна. "Зародышем" собора оказались... крепостные ворота, затем над воротами появился каменный храм, наконец, ворота и храм были поглощены огромным собором XIX века.
Одноглавый четырехстолпный храм Петра и Павла приблизительно повторяет формы предшествовавшего здания рубежа XIV-XV вв. - старого городского собора, выстроенного можайскими князьями и обрушившегося в 1844. До нач. XIX в. храм именовался Никольским, после 1812 - Ильинским, после восстановления в сер. XIX в. освящен как Петропавловский.
[показать]
Недалеко от центра Можайска стоят два храма. Меньший, по наружной отделке, относится, казалось бы, к XVIII в., но его южная стена, обращённая к храму XIX в., сложена из блоков белого камня и выдаёт глубокую древность постройки. Это церковь Иоакима и Анны, являвшаяся частью собора Якиманского монастыря (упразднён в 1764 г.) — известным с конца XVI в. приделом святителя Леонтия Ростовского. В 1770-е гг. он был капитально перестроен, а с середины XIX в., после сноса смежного с ним древнего храма, выделился в самостоятельный. Южная белокаменная стена осталась от храма, сооружённого в 90-х гг. XIV в., и была у него северной. В 1880-х гг. пристроена трапезная.
Церковь "под колоколы" Иконы Божией Матери Ахтырская, выстроенная в стиле классицизма, сооружена на месте прежде существовавшего храма Леонтия Ростовского XVI в., примыкавшего с севера к старой церкви Иоакима и Анны.
[показать]
Кирпичная оштукатуренная часовня поставлена у основания кремлевского холма в 1911 (по другим сведениям, в 1912) году в память столетия Бородинской битвы. Венчание было разрушено в советские годы, восстановлено в 1990.
[показать]
На площади города Можайска в 1998 г. был установлен памятник Николаю Чудотворцу работы Вячеслава Михайловича Клыкова. Каменная часовня-сень над металлической фигурой Николая Чудотворца.
[показать]
В конце XVI века описи Можайска упоминают более 40 слобод, более 60 улиц и переулков. Несмотря на ряд эпидемий, выкосивших население города к концу XVI века. Священный город продолжал существовать, привлекая к себе тысячи паломников. И русские православные люди шли в него, тянулись к св. Николе Можайскому, веря, что Никола всемогуч, он "Можайский", а следовательно все может и всем поможет. Этим и жив был Священный город русских!
[показать]
При подготовке материала были использованы следующие источники:
"Можайск священный город русских" Геннадий Мокеев. Москва 1992г. изд. "Кедр".
www.mozhaysk.ru
www.wingwave.ru
www.mytrips.ru
www.merja.org
www.photosight.ru
www.sobory.ru
www.temples.ru
www.mojayskiy.ru
www.townsman.livejournal.com
www.fotoblinohota.livejournal.com
www.steal86.livejournal.com
Материал подготовил Денис Кузьмин
Читать про другие древнерусские города:
Касимов
Галич
Чухлома
Солигалич
Тотьма
Нерехта
Торопец
Кашин
Верея
Белозерск
Устюжна
Зарайск
Старая Русса
Великий Устюг
Дунилово
Порхов
Свияжск
Сольвычегодск
Чердынь
Ветлуга
Верхотурье
Елабуга
Невьянск
Каргополь
Старица
Болхов
Вышний Волочек