Целый год мечтал я, с тех пор, как увидел на "Паровозе" фотографии (их, кстати, почему-то потёрли из галереи) попасть на карьеры в Белгородской области. И вот, наконец, удалось. Мы с Димкой всё решили за день. Определили план поездки и отправились на выходные.
Выехали в пятницу вечером с Павелецкого вокзала поездом на Донецк. Доехали до Ожерелья ещё засветло. Там у нас случилась 20-минутная стоянка. В сумерках погуляли по длинному мосту через пути, посмотрели, как врезаются друг в друга спущенные с горки вагоны. Я очень люблю пути, заросшие травой. Тут их было много. Станция очень большая, и половина её полностью заросла. После вечерней прогулки легли спать. На следующи день, по моим расчётам, нам надо было пройти около 30 км. Пешком прошли, правда, гораздо меньше и совсем не по плану... но, теперь всё по порядку.
Само место представляет собой - два гигантских карьера (открыто разрабатываемые месторождения железной руды) и, соответственно, два горно-обогатительных комбината (Стойленский и Лебединский). Их территории вместе с очень разветвлённой инфраструктурой (на одном только Лебединском ГОКе 15 собственных ж/д станций) занимают весь район между городами Старый Оскол и Губкин - это примерно 17 км.
[показать] Карта. Красная часть маршрута пройдена пешком. Жёлтую проехали на маршрутке. (кликабельно) (спасибо maps.google.com)
По плану, мы должны были доехать из Старого Оскола до Стойленского рудоуправления, которое находится к северу от одноимённого карьера, и оттуда начать наш поход. Но получилось иначе. Мы прибыли на станцию Старый Оскол в полдесятого утра. Не успели сойти на платформу, как пристал местный мужик, занимавшийся извозом. Он очень расчитывал на богатых москвичей. Мы сторговались, но он всё оставшееся время ныл и просил больше. Не знаю, может быть мы поехали с ним зря, во всяком случае, он не знал, куда ехать. Хотя открыто этого и не признавал. Довёз нас до какого-то КПП, и сказал, что хватит. Потом очень быстро уехал, и правильно сделал.
Для начала мы попытались пройти прямо через КПП. Нас завернули. Из-за этого мужика мы не успели пройтись по магазинам Старого Оскола и запастись провизией. Это был первый промах в плане. Воды нам дала охрана на КПП. Теперь мы стали думать, где мы находимся. Мужик задал нам задачку. Мы совершенно не могли сориентироваться. Распечатки гугла, которые я предусмотрительно взял с собой, не помогали, потому что мы находились, не там, где расчитывали. Неожиданно помог Димкин КПК с GPS'ом. Карты там практически не было, т.е. были обозначены точками только Старый Оскол и Губкин, но всё же, можно было увидеть, что мы оказались гораздо южнее предполагаемого начала похода. Таким образом, мы находились не с севера от карьера, а примерно с востока. К тому же светило солнце. Мы выбрали направление и, вскоре, заглубились в какой-то лес. Это были плохо проходимые заросли вдоль забора с колючкой. За забором шла железка от предприятия, катался ТЭМ. Лесом мы дошли до высокой насыпи, когда поднялись, увидели, что это дорога, а мы прямо около очередного КПП, но на этот раз с внутренней стороны. Неспеша пошли от этого КПП. Охрана на всё забивала. Это было хорошо.
Перед нами сразу начали открываться фантастические по своему размаху виды, один за другим.
Далёкие белоснежные горы. Множество ж/д путей. Мы как будто попали в горную страну. Теперь, я смог идентифицировать место со снимком гугла. Больше мы не блуждали, мы точно знали, куда пойдём. Карьер был рядом, но видно его почти не было, он только угадывался. Зато со всех сторон нас окружали отвалы. Я хотел посетить несколько мест, характерно выглядящих на снимке. Первое место - отвалы пустой породы. Мы дошли до станции Александровка,
[показать] Состав на станции Александровка. Хорошо заметен профиль пути - уклоны, каких не бывает на обычной ж/д.
повернули в противоположную сторону от карьера и пошли смотреть на отвалы.
[показать] Фрагмент большого шестиосного думпкара. На таких возят всю породу в карьере.
[показать] Путь-времянка с временной же контактной сетью. БОльшая часть путей на предприятии временная и постоянно переносится. Путевые работы не прекращаются наравне с транспортными.
Теперь мы решили пробираться к карьеру чтобы насладиться его величественным зрелищем.
[показать] Тяговый агрегат на станции Александровка. Тяговые агрегаты здесь в большинстве состоят из трёх секций. Последняя представляет собой четырёхосный моторный думпкар.
[показать] Слева моторный думпкар, справа обычный вагон
[показать] Движение происходит со всех сторон. Рядом и на горизонте постоянно движутся поезда, раздаются свистки. Работа очень напряжённая и, по словам работников, не останавливается ни днём ни ночью, ни летом ни зимой.
Должен заметить, подвижной состав, который мы видели, по крайней мере внешне, находится в отличном состоянии. То же касается и грузовиков-самосвалов. Техника производит впечатление новой. Очень аккуратное и опрятное производство.
Поезд вниз карьера застопить нам не удалось - машинисты боятся ревизоров.)
Мы подошли к карьеру очень удачно, как раз со стороны небольшой смотровой площадки - луга, нависшего над пропастью.
[показать] Это лента конвеера для транспортировки мела из карьера. Она проходит по его периметру и тянется на несколько километров, соединяя двух гигантов: роторный экскаватор и отвалообразователь.
[показать] Верхние пласты карьера - тут разрабатывается мел
Отдохнув и перекусив, мы отправились дальше. Нашей целью теперь был меловой абзацер. Практически сразу мы оказались на территории горнотранспортного предприятия, которое не было отделено от общей территории никак, кроме появившихся табличек, на которых было написано, что "территория охраняется". Нас, давно гуляющих по предприятию, это позабавило. Здесь носились карьерные грузовики. Причём самое замечательное в них оказалось то, что они были именные. Вот, например:
[показать] Это грузовик Volvo "Фельдмаршал Кутузов"
У нас почти не оставалось воды, приходилось экономить практически каждую каплю. С собой была бутылка 0,6 и в ней уже оставалось на донышке. Чтобы мы делали без охраны предприятия! Весь день мы пополняли запасы воды благодаря КПП и доброте работников ГТП.
[показать] И вот, наконец, мы его увидели во весь его размер!
Правда, любовались не долго, за нами приехал Фельдмаршал Кутузов. Оказалось, нами заинтересовалась охрана ГТП - нас довезли вниз на самосвале и доставили на пост. В тот день, мы не переставали удивляться доброте людей. У себя, в Москве, все привыкли к безмозглым быковатым ВОХРовцам. А тут нас приняли, как будто в гости позвали. Начальник охраны - человек широких филосовских взглядов на жизнь. Дима с ним имел интересную беседу об истории предприятия, о политике и культуре, сидя за чашкой кофе. Меня же отпустили обратно поснимать абзацер, чем я с удовольствием и тут же занялся.
Из конторы привезли бумаги, составили акт с объяснительными, а потом подвезли на вахтовом КамАЗе туда, куда нам было нужно. Нагулявшись по Стойленскому ГОКу, мы собрались на Лебединский. По пути водитель объяснил, от каких мест на предриятии нам нужно держаться подальше, чтобы действительно не попасть в неприятную ситуацию. Заодно рассказал, как миновать КПП по пути и выйти с территории. Нужно было всего навсего пройти заросшими старыми меловыми отвалами к шоссе. Мы двинулись, как объяснил водитель. Мой изначальный план давно летел к чорту. Но это совершенно не расстраивало. Конечно, у нас теперь не выходило увидеть отстойники, но мы были довольны и полны впечатлений уже и так. Теперь всё равно не успели бы сколько-нибудь следовать плану - слишком задержались на ГТП. Оставалось выйти на шоссе и застопить машину или маршрутку до Лебединского ГОКа. Но прежде, покорить меловой отвал.
[показать] На этом фото всё видно очень хорошо. Верхние слои мела и нижние, рудные. Сверху стоит цементный завод, который получается сырьё от ГТП. Виден масштаб завода, роторного гиганта, добывающего мел, ленточки поезда и всего карьера.
[показать] Мы так и не подошли к этой штуке близко
Поглядев последний раз на карьер, мы решили штурмовать отвал, покрытый лесом. Это оказалось непросто, склон был крутой, срывающиеся камни катились до самого низа. Но самым неприятным оказалось то, что склон порос исключетельно теми видами растений, которые имеют колючки. Тут была облепиха и ещё что-то... дерево, на всех ветках и стволе которого росли внушительные колючки. Без опоры подниматься было невозможно, но и хвататься приходилось очень осторожно, чтобы не проткнуть руку. На полпути подъёма шёл небольшой горизонтальный карниз, потом пришлось карабкаться ещё столько же. Наконец, покорили гору. Радость была недолгой. Как только отдышались и попробовали идти дальше, оказалось, что это невозможно. Из-за зарослей молодой облепихи. И Дима и я впервые в своей жизни столкнулись с естественным непреодолимым припятствием в виде обычных садовых растений.)) Плотные заросли молодой облепихи не оставляли шанса своими тонкими и длинными иглами. Мы быстро сдались, еле пробравшись обратно к склону.