В один из дней нам вдруг захотелось какого-нибудь приключения... и мы арендовали (внезапно, не планируя) машину и отправились в столицу Туниса Тунис. Насчёт приключения я говорю не шутя... водят в Тунисе как попало, правила подчас соблюдаются условно. Машину нам уже через 15 минут подогнали к гостинице и мы решили отправится в путь! И приключения не заставили себя долго ждать. Судя по стрелке бензобака бензин был совсем на исходе. Ну, я решила, что бензозаправка должна нам встретиться на выезде из города. ... но не тут то было! Заправка так и не встречалась!! Тогда я остановилась у какой-то местной забегаловки и спросила месного "а где тут можно бензином подзаправиться?" В сторону города 1км, а в сторону Туниса 3км где-то. ... Мы проехали уже 6 км, а оная нам так и не повстречалась. Появилось лёгкое волнение. Тогда мы снова, буквально чуть-ли не на трассе остановили других аборигенов и они предложили нам ехать за ними. Делать нечего - поехали. Всё оказалось прекрасно - через каких-то 5км мы доехали до заправки! И что самое интересное, обычно все там хотят денег на чай, а этим мы аж сували - так ведь не взяли!
Дороги в Тунисе очень хорошие. Добрались мы быстренько. В Столице проехались, посетили какой-то торговый центр, а затем решили поискать пресловутый музей "Бардо" в котором множество мраморных статуй и великолепное собрание древних мозаик. Приключение №2 - найти его не так-то просто. Из окна машины мы спросили таксисита о том где же музей. он витиевато на смеси английского с французским что-то объяснил... мы не поняли... и тогда он вызвался нас проводить! Причём ехали мы немало... километров 7-9! По дороге он взял пассажиров, вот уж не знаю было ли им по дороге с нами, но таксисит нас проводил до самого музея! И... наотрез не взял никаких денег! Во дела!
Итак, музей Бардо! В каждой отдельно взятой стране есть свои достопримечательности, которые просто-напросто положено осматривать. Чтобы не нарушать традиции и правила хорошего тона, и мы решили посещать все очаги культуры. Одним из таких очагов и является известный музей БАРДО. На мавританском диалекте это слово означает "сад".
Бардо, прежде чем стать музеем, был дворцом Султанов и беев Туниса на протяжении долгого времени. Еще во времена династии Хафсидских Султанов (1236-1574) это место было выбрано для построения загородной резиденции правителей Туниса. Оно служило для отдыха и частных, без малейшего намека на официальность, визитов. В этих местах в XVI веке расселялись беженцы из Андалузии, изгнанные Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской из Испании. Беженцы принесли с собой богатый сельскохозяйственный опыт, особенно в плане выращивания фруктовых деревьев. Благодаря этому опыту многие части Ифрикии (арабской Африки) превратились в цветущие, прохладные сады. Это касается и области вокруг города Туниса. Само происхождение слова Бардо непонятно. Обычно пишут, что оно происходит от слова, которое обозначало сад на местном диалекте арабского, или даже возводят к испанскому "прадо", тоже обозначавшему рай, райский сад. Действительно, путешественники уже в XVII веке пишут о садах, размещенных здесь. Другие же в том же XVII веке пишут, что слово "Бардо" переводится с "мавританского" как "прохлада".
После того как Тунис попал под власть Оттоманов (в 1574 г.), упоминания о Бардо прекращаются, вплоть до воцарения Мурадидов. Бей Мурад II (1665-1675) перенес сюда свою официальную резиденцию. Бардо оставался в собственности беев вплоть до установления французского протектората в 1881 г. Правители Туниса вложили немало сил и средств в расширение дворца и в его богатую декорацию. Они звали лучших местных и иностранных мастеров, импортировали из Европы (в особенности из Италии) материалы: мрамор, дерево, драгоценные и полудрагоценные камни и т. д.
Почти сразу после установления Протектората, 7 ноября 1882 года, был подписан декрет о создании в Тунисе музея. Дворец Бардо был оставлен семьей Беев и выбран как часть будущего музея (декрет от 25 марта 1885 года). Под музей отдавались женское крыло (гарем), построенное во времена последних двух беев - Мухаммеда (1855-1859) и Садока (1859-1882), и остатки резиденции принцев, примыкающих (если примыкали принцы – то написано правильно, примыкающих, если остатки – то примыкающие, если резиденция – то примыкающей) к основному дворцу. Дворец принцев был скорее всего построен во времена Хаммуды-Паши (1782-1814). Следует, однако, заметить, что сама идея музея появилась ранее установления французского протектората, в конце 1870-х, во времена правительства Хайреддина, который был сторонником модернизации страны и открытия ее для Европы.
Начало музея, ядро его коллекции положило коллекция министра Хазандара. Это ядро стало быстро пополняться различными дарами, и, в особенности, находками во время раскопок, которые начали производиться в разных частях Туниса под эгидой департамента Древностей, который впоследствии стал Национальным институтом Искусства и Археологии (С)
"Сад" этот заинтересовал нас по двум причинам. Во-первых, внутри находится самая большая в Африке коллекция древних мозаик. А во-вторых, сам музей стал достопримечательностью сравнительно недавно - лет эдак 60 назад. До этого БАРДО был одной из трех резиденций тунисского бея - его, так сказать, Зимним Дворцом. Не знаю как вас, а нас как-то до сих пор ни беи, ни султаны, ни падишахи в гости не приглашали. Поэтому мы решили воспользоваться подвернувшейся возможностью.
Тунисский Аполлон
Снаружи это простое белое здание, построенное в 16-ом веке, не впечатляет ничем, кроме изрядных размеров, но внутри находятся экспонаты, которым тысячи и тысячи лет.
Ars longa, vita brevis (жизнь коротка, искусство вечно) - говорили древние римляне.
а здесь у бея вероятно был фонтан
просто сумашедшей красоты резные потолки
Сам музей, как здание, тоже представляет интерес, прежде всего интерьером, а в интерьере самое интересное – это потолки. После посещения Бардо и ряда других мест у меня сложилось впечатление, что основным занятием богатых тунисцев в прошлых веках было возлежание на ложах и задумчивое созерцание потолков. Нет, европейцы тоже расписывали потолки, но в европейких интерьерах и стенам что-то доставалось, да и орнаменты тунисских потолков как-то больше затягивают в себя, нежели европейские картины.
Венера Тунисская :)
В залах музея БАРДО собраны статуи, найденные при раскопках в различных городах Туниса. А древних городов здесь более чем. Компания "выкопанных" довольно пестрая - рядом с такими известными небожителями как Изида, Бахус и Геркулес, пристроилась некая анонимная "дама в тунике", как следует из таблички на арабском языке. Интересно, что почти все статуи без голов. Однако головы тоже имеются - они разложены по полочкам вдоль стен, словно в анатомическом театре. Кстати, как вам нравится идея иметь такую статую с целым набором голов? Их можно менять в зависимости от погоды, времени года и настроения. ;)
В огромном праздничном зале самый обширный сохранившийся фрагмент мозаики - 56 квадратных метров. Эта мозаика была найдена в окрестностях города СУСС. С величайшей осторожностью она была вырезана и по частям доставлена в музей. Потолок в этом зале зеленый с золотом. Зеленый цвет выбран не случайно - для мусульманского мира это знак рая, знак ислама. На стенах других залов великолепные мозаики более мелкого калибра, на которых искусно изображены сцены из повседневной жизни горожан, подкупающие своей простотой, подвиги героев и свершения богов. Их можно рассматривать часами и экскурсоводы подробно расписывают, кто и по какому поводу их создавал. В действительности всевозможных мозаик тут тысячи и тысячи.
По мозаикам можно изучать то, как жили люди в римской Африке в первые века нашей эры.
Осмотрев всё это мы у выхода купили свой наборчик мозаики сделай сам с рукой Фатимы. Рука Фатимы - символ приносящий счастье особенно в дома с детьми. Туниссцы часто украшают свои двери этим символом. Но пока что руки до этой руки не дошли... :)