• Авторизация


Ретромания 23-01-2016 19:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Последний заезд в книжный "Циолковский" прошёл как всегда. Заехал за одной книжкой, побродив полчаса, уехал с пятью. 

Дочитал любопытное исследование общественной истерии последних лет под названием "Ретромания", в котором британский музыкальный критик безжалостно прошелся по такому странному феномену, как влечение к недавнему прошлому.

[400x602]

Хотя обобщения и выводы в основном относятся к музыке, некоторые из них впечатлили проницательностью и просто огромным количеством приводимых примеров. И если сначала, где автор, пошёл по выводам и обобщениям, читалось не то чтобы легко, но вполне терпимо, то дальше пошли такие музыкальные дебри, что стало тоскливо. Бесконечная вереница как отдельных событий в жизни отдельно взятого музыканта или группы, так и целые периоды их существования. Кто и что у кого заимствовал, из каких временных периодов, общий фон происходящего и так далее.

В какой-то момент я остановился и задумался, стоит ли дочитывать до конца какой жестокий концентрат мысли, если среди упоминаемых имен и названий я знаю в лучшем случае не больше 5%. Или читать медленно и вдумчиво, знакомясь с упоминаемыми музыкантами с помощью ютуба, чтобы сравнить собственные ощущения с описываемыми автором. Но прикинув, сколько времени на это уйдет, пришёл к выводу, что я  не настолько увлекаюсь музыкой, и стоит довериться автору. При таком отношении с тексту читаться стало немного легче и общее ощущение можно сравнить с увлекательной экскурсией по музыкальному миру нескольких десятилетий.

В-общем от прочтения достаточно сложные впечатления. Наверно для тех, кто всё-таки ощущает влияние музыки на себя и хотел бы определиться с положительными и отрицательными сторонами этого явления, эта книга будет безусловно интересна. 

Кроме того всё это изложено настолько целостно, что даже сложно выцепить наиболее удачные формулировки из общего контекста. Вот только некоторые из них:

...Слово «ретро» имеет довольно специфическое значение, оно характеризует, в целом постыдное, стремление к стилизации определённого периода (в музыке, одежде, дизайне), вся креативность которого выражается в имитации и цитировании. «Ретро» в своём прямом значении должно быть прерогативой эстетов, ценителей и коллекционеров, то есть людей, которые обладают почти академическими знаниями предмета и обострённым чувством момента. Однако это слово стало использоваться в гораздо более неопределенном значении для описания практически всего, что имеет отношение к недавнему прошлому популярной культуры. И опираясь именно на это негативное значение слова «ретро», «ретромания» демонстрирует весь спектр использования и извращения наследия прошлого поп-культуры...
...Эта книга не только расследование, как и зачем ретро стало главенствовать в культуре и индустрии, но в большей степени размышление на тему того, как жить в прошлом, как жить за счёт прошлого и как жить с прошлым бок о бок...
 
...Сам термин «ностальгия» и его концепция были предложены в семнадцатом столетии доктором Иоганном Хофером для описания психологического состояния, беспокоившего швейцарских легионеров во время длительных военных кампаний. Ностальгия была описана как болезнь тоски по дому, подрывающая физическое здоровье страстным желанием вернуться на родину. Её симптомы: меланхолия, анорексия и иногда суицид. Вплоть до конца девятнадцатого столетия эта болезнь (сейчас очевидно, что психосоматического характера) сильно тревожила военных врачей, так как моральное состояние кадрового состава было крайне важным для успешного проведения боевых операций...
 
...Понятие ностальгии постепенно перестало быть медицинским термином, ностальгия переросла из индивидуальной эмоции в коллективную тоску по более счастливым, более простым и более невинным временам...
 
...Ностальгия по прошлому особенно усилилась из-за того, что мир вокруг нас стал меняться намного быстрее. Экономические преобразования, технический прогресс и культурные скачки обусловили то, что, рождаясь в одном мире, ты стареешь и умираешь в совершенно другом...
 
...Мир, в котором ты мог бы чувствовать себя как дома, исчезает прямо на глазах. Настоящее становится чужой для тебя страной...
 
...В действительности музыка наработала себе такую богатую историю, и теперь появилась возможность отдать предпочтение поп-музыке другого периода, не того, в котором ты сам живёшь...
 
...Бывший фронтмен группы Stranglers Хью Корнуэлл описал так: «Теперь мы все трибьют-группы. Как только ты начинаешь играть свои старые песни — ты становишься трибьют-группой. Я бы поставил себя в этот ряд... Я даже представить себе не могу насколько сложно сейчас молодым музыкантам, которые пытаются пробиться в музыкальный бизнес. Должно быть, это просто пытка, потому что ни один из таких старых козлов, как я, не хочет уходить со сцены»...
 
...Время — вот главное, чего не хватает современному слушателю...
 
...В истории поп-музыки за каждым продуктивным десятилетием, будь то шестидесятые или девяностые, наступали десять лет бега по замкнутому кругу (семидесятые и нулевые соответ¬ственно). В период этих бесцельных фаз развития культуры легко убедить себя в том, что оригинальность — сильно переоценённый феномен, что художники всегда вторичны, что «нет ничего нового под солнцем». И возможно, именно это становится поводом для восстания, для попыток доказать, что популярная культура не всегда повторяла саму себя и в не таком уж далёком прошлом она производила, неоднократно произво¬дила нечто «новое под солнцем»...
 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
ДусТТ 23-01-2016-21:06 удалить
Спасибо за пост, камрад.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ретромания | AUKolosov - Дневник Алексея Колосова | Лента друзей AUKolosov / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»