• Авторизация


Голодный город 23-10-2015 17:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


По наводке камрада ДусТТа прочитал книгу "Голодный город". 

[394x600]

Лирическое отступление

Сейчас доступно столько книг (и старых и только появляющихся), что поневоле приходится жёстко просеивать, что читать. В том числе познавательную литературу. Поэтому для экономии времени и прочих дефицитных собственных ресурсов часто выбор падает на книги с минимумом воды и максимальной концентрацией полезной информации. Вышеуказанная книга относится как раз к этой категории. После её прочтения было ощущение, что в голове развернули целый пласт информации.

Автор в доходчивой форме рассмотрела тему архитектуры на примере самых крупных её объектов - городов со стороны обеспечения питанием проживающего в них населения. Причем от самых ранних вариантов, по которым сохранились источники информации, до современных. Масштабы охвата темы просто поражают - описаны и проблемы, соответствующие описываемым периодам, интересные просто в историческом контексте, и современные проблемы.

Читая про победное шествие супермаркетов и сетей быстрого питания становится мягко говоря не по себе. А проблема с утилизацией отходов (или более обще - незамкнутость цикла потребления) заставляет задуматься о многом. Разве что ненадолго, т.к. привычный мозгу механизм вытеснения отправит эту тему подальше на задворки памяти, чтобы не было так печально.

Ну и в дополнение ко всему краткое описание утопических теорий и их немногих, но крайне выразительных попыток реализации добивает мозг окончательно. В хорошем смысле этого слова.

И хотя некоторые моменты явно описаны про Англию и, в частности, Лондон, они в полной мере повторяются в нашей стране, что позволяет сделать вывод о массовости описываемых явлений.

Как обычно - подобные труды сопровождаются огромным количеством ссылок на источники информации.

В-общем, сказать про эту книгу, что задвинуто мощно - это не полностью выразить свои впечатления. Хотя я обычно не помечаю при чтении особо запоминающиеся места, то тут не удержался и вооружился ручкой. Местами повествование было настолько суровым, что хотелось отметить целыми страницами.

Ниже привожу часть из них:

...Мы живём в городах уже тысячи лет, но несмотря на это остаёмся животными, и наше существование определяется животными потребностями. В этом заложен главный парадокс городской жизни...
...Урук, основанный шумерами на юге Месопотамии примерно в 3500 году до н.э., — первое поселение, которое даже самые закоренелые ригористы среди археологов признают городом. Его, как и соседние Ур, Ларсу и Ниппур, отличало то, что сегодня считается необходимой характеристикой городского планирования — зонирование. Звучит прозаично, но именно эта черта имеет важнейшее значение для городской жизни. Урук заслужил звание первого города в истории не из-за своих великолепных храмов и памятников, а потому что его жители занимались каждый своим делом, включая и работу в городском управлении...
 
...Преобразуя природу в соответствии со своими нуждами, шумерские города выработали основные правила игры городской цивилизации. Существовавшие в них муниципальные сады и огороды стали первыми в истории образчиками рукотворного ландшафта, которые демонстрировали, как можно изменять природу, чтобы она служила потребностям горожанина. Город и его окрестности превратились в единое образование — город-государство. С тех самых пор их взаимозависимость, очевидная в древности и скрытая сейчас, стала основой городской жизни...
 
...Во многих древних культурах существовал образ Матери-Земли, воплощающей в женском обличье загадочную способность почвы порождать жизнь. Однако дары земли никогда не воспринимались как нечто гарантированное. Хороший урожай был милостью богов, которых следовало задабривать ритуальными жертвоприношениями. Для рождения новой жизни нужна была смерть; чтобы земля продолжала плодоносить, её окропляли кровью...
 
...Отношение Рима к Германии—смесь неприятия и восхищения — можно считать квинтэссенцией культурных противоречий между севером и югом. Жизнь в лесу представлялась любившим порядок римлянам грубой и дикой, но она же несомненно и защищала от разложения, к которому в то время скатывалась римская цивилизация. Впрочем, презрение — в отличие от восхищения — было взаимным: когда орды «варваров» прокатывались по ухоженным римским провинциям, они не видели там ничего, достойного подражания. Города представлялись бесполезными и живущим в лесах германцам, и гуннским кочевникам из восточных степей: взяв очередной город, они выносили оттуда все ценности, сжигали его и двигались дальше...
 
...Жизнь при феодализме трудно назвать счастливой, но и в плане производства продовольствия он не отличался эффективностью — именно этот недостаток, а не частые крестьянские бунты, предопределили его крушение. В качестве системы землепользования феодализм едва мог прокормить преимущественно сельское население тогдашней Европы. Для снабжения продовольствием больших городов он совершенно не подходил...
 
...Ни одно правительство, в том числе и наше собственное, не желает признавать, что само его существование зависит от других. Это можно назвать синдромом осаждённой крепости: страх перед голодом преследовал города с незапамятных времён...
 
...В раннем Средневековье в Европу начала возвращаться городская цивилизация. Со времён падения Рима островками культуры в море беззакония, захлестнувшего континент, были монастыри, и к IX веку, в основном благодаря набожности франкского короля Карла Великого, они значительно усилили свои позиции. Некоторые из них были так велики, что, по сути, представляли собой города: вокруг Турского аббатства проживало до 20 000 человек — это было одно из крупнейших поселений Европы...
 
...С 1995 по 2005 год объем экспорта сои из Бразилии в Китай вырос в сто с лишним раз, а в 2006-м бразильское правительство согласилось увеличить посевные площади под эту культуру на 90 миллионов гектаров вдобавок к уже задействованным 63 миллионам. Разумеется, пускаемые под плуг земли — это не заброшенные, никому не нужные пустыри. Вырубаться будут амазонские джунгли — одна из самых древних и богатых экосистем на планете...
 
...Мы не задумываясь едим курятину, но если нам дать нож и запереть в комнате с живой курицей, большинство из нас, наверно, умерло бы голодной смертью. Мы забыли древнюю мораль жертвоприношения: жизнь — это только часть цикла, и для её обновления необходимы усилия и в конечном итоге смерть...
 
...Пастбища для баранов, которыми питались древние римляне, зачастую находились в Апулии, в 8оо километрах от города, а в Средние века скот в города Германии и Северной Италии пригоняли из Польши, Венгрии или с Балкан — огромными стадами по 20 000 голов. Вся Европа была покрыта сетью дорог для скота, существовавших отдельно от дорог для людей. По ним высококвалифицированные (и высокооплачиваемые) специалисты-гуртовщики перегоняли крупный рогатый скот, овец и даже гусей...
 
...Тогда, как и сейчас, горожане готовы были платить огромные деньги за еду, не характерную для данного сезона, и опять же, как и сейчас, зачастую бывали разочарованы тем, что за них получали. Сегодня мы жалуемся, что такие овощи безвкусны, а 300 лет назад наши предки сетовали, что они отдают навозом, в котором выращивались...
 
...В Древнем мире расходы на морские перевозки были ничтожны по сравнению с транспортировкой по суше: по одной из оценок соотношение затрат составляло 1 к 42...
 
...Даже если бы окрестности Рима могли его прокормить городу все равно было бы выгоднее завозить зерно из Северной Африки. Обеспечение продовольствием быстро превращалось в заколдованный круг, из которого Рим уже не смог вырваться: расширение его империи зачастую определялось не политическими соображениями потребностью в зерне. В этом плане ключевое значение имели две военные победы — захват Карфагена в 146 год до н.э. и Египта в 30 году до н.э. Они дали империи доступ к побережью Северной Африки — территории, столь же необходимой для выживания Рима, как американские Средний Запад для Лондона 2000 лет спустя...
 
...Страсть к сахару превращала Лондон и всю Британию в первое общество потребления на планете. Вместе с горькой троицей — кофе, чаем и какао — сахар создавал пьянящую атмосферу желаний, где исчезали границы между нуждой и роскошью. Дефо — один из первых, кто зафиксировал этот феномен, понял, что мир вокруг него меняется, но понадобилось ещё полвека, чтобы события, которые он описывал, начали восприниматься как проявления совершенно нового экономического устройства, как ранние симптомы поистине неутолимого голода...
 
...Тот факт, что, в Италии почти никто не напивается пьяным, хотя вина там чаще стоит дешевле воды, постоянно ставит британцев в тупик, но это — прямое следствие итальянской гастрономической культуры...
 
...Однако по мере того, как в течение XVIII века светское общество проникалось романтической идеей возврата к природе, тяжёлая трактирная еда становилась все менее соблазнительной, и многие общественные деятели — в первую очередь Руссо — начали выступать за более лёгкое, естественное питание. В1767 году некий трактирщик по имени Мине учёл эти пожелания; открыв в Париже новое заведение, он принялся рекламировать его так: «Те, кто страдает слабой грудью и нежным желудком, а потому обычно не едят по вечерам, будут рады обнаружить общественное место, где они могут отведать консоме, не оскорбляя своей деликатной натуры...». Консоме, о котором шла речь, представляло собой укрепляющий мясной бульон, получивший название restaurant («восстановитель»): котёл с ним постоянно держали на огне, чтобы посетитель мог в любое время зайти и набраться сил. Этому «ресторану», который был скорее лекарством, чем блюдом, и заведениям, которым он дал своё имя, суждено было навсегда изменить характер общественного питания. Вскоре рестораторы начали предлагать публике и другие «здоровые» блюда — манную и рисовую каши, фрукты по сезону, яйца, творог...
 
...Как показывает опыт Британии и Америки, (этническое многообразие и массовая миграция способны порождать своего рода традиции питания, и притом обладающие высокой приспособляемостью. Тем не менее подобное смешение во многих случаях имеет и оборотную сторону. Когда в гастрономии становится дозволено все, еда теряет одно из своих ценнейших качеств — культурное своеобразие...
 
...Мы шарахаемся от наших собственных отходов, потому что они слишком явно напоминают нам о том, кто мы такие...
 
 
Тем, кто с интересом дочитал этот текст до конца, настоятельно рекомендую к прочтению.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Голодный город | AUKolosov - Дневник Алексея Колосова | Лента друзей AUKolosov / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»