• Авторизация


Сопроматчики, мать их за ногу 02-11-2009 02:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


У одной из любимых игрушек сына, у трактора отвалилось колесо. Я без особого оптимизма рассмотрел цельнолитую пластмассовую конструкцию шасси. Больше всего хотелось поставить диагноз - безнадежен. Но любимая игрушка - это настолько иррациональная вещь, что пытаться найти причину, по которой таковыми становятся не самые красивые или удобные игрушки, на мой взгляд бесполезно. По крайней мере, вспоминая свои любимые игрушки, я никаких причин, проясняющих феномен, не обнаружил. Новый трактор будет валяться так же как и целый автопарк машинок и другого колесного транспорта.

Эх, не люблю я чинить вещи, которым вынесен диагноз, но деваться некуда. Осматриваю мегаконструкцию - сплошные ребра жесткости. Винт вместо сломанного выступа не приткнуть. В колесе отверстие миллиметров 20. Вместо осей какие-то дурацкие крестовины сделаны. Никаких мыслей как это чинить не появилось. Отложил на несколько дней. А тут наводили порядок, опять наткнулся на лежащий без дела трактор. Да и сын снова попросил.

Нет, не зря я с детства разбирал все подряд. Смекалка - это наше все. В руки берется ножик. От колеса и места, где была ось безжалостно удаляются мешающие ребра. Идти за дрелью неохота. Да и сверление в половине первого ночи вряд ли кто оценит. Отверстие под болт десятого размера делается этим же ножом. В результате колесо прекрасно сидит на паре гаек и несмотря на охрененный люфт в несколько миллиметров крутится гораздо лучше уцелевшего.

С удовольствием рассматривая то, что получилось, замечаю трещину на одной из крестовин передней пары колес. Блин, здесь даже винт не во что закручивать. 

  [600x384]

Здесь хотя бы конструкция целая. На трещину с обеих сторон паяльником вплавляются П-образные скобы, сделаные из канцелярской скрепки.
 

После ремонта трактор стал выглядеть несколько брутально - но ездит замечательно. И окончательно развалится еще не скоро.

Нет, я безусловно все понимаю, что нужно максимально удешевить конструкцию и такая форма шасси оправдана. Кто бы спорил. Меня как обычно после таких ремонтов смущает другое. В каждой конструкции начиная от игрушек до бытовой техникой (хотелось бы верить, что в автомобилях и другой серьезной технике это не так, но почему то не получается) по интересному стечению обстоятельств один из элементов будет специально конструктивно ослаблен, чтобы не дай бог, оно не проработало годами. Такие товары сейчас ни одному производителю не нужны. Вот и трудятся сопроматчики, цинично просчитывая одно из мест с повышенной механической нагрузкой так, чтобы заложенной прочности хватило аккурат в установленный гарантийный срок. И эта циничность выражается в точности до недели. Количество подобных экземпляров, прошедших через мои руки, исчисляется уже десятками.

Из интереса обмерил штангенциркулем толщину всех ребер жесткости в несчастном тракторе. Так и есть - у всех толщина 2 мм и только у расположенных на стыках крепления осей к кузову, где нагрузка в разы больше, чем в любом другом месте, толщина пластика составляет 1,5 мм. Может быть это конструктивный просчет? Или экономия? Нет, это не просчет, а максимально грамотный расчет. А место с максимальной нагрузкой выбирается не потому, что там быстрее сломается, а потому что там обычно гарантированная нагрузка и точные расчеты на долговременную прочность произвести легче.

Предыдущий случай попавшего мне в руки девайса аналогичен. Блендер перестал взбивать. То есть он работает, В смысле - жужжит, и лопатки крутятся. Однако при небольшой нагрузке они останавливаются. Ну все понятно - шестерня редуктора. Разбираю. Так и есть. В редукторе несколько шестерней. Все из стали. Только одна из гавеного жесткого пластика. Может случайность? Щас. Как-то слышал безумную версию, что в редукторах специально так делают, чтобы при заклинивании на чем-нибудь неперемалываемом, сломалась эта шестерня, а не сгорел двигатель. Наивные. Чтобы сгорел двигатель, ему в таком режиме надо будет проторчать больше десятка секунд. К тому же шестерня (пока она еще не изношена) не сломается , а тупо заклинит вместе со всеми остальными и двигатель все равно сгорит от перегрева, если его не отключить от розетки. Опять же, я слабо представляю себе человека, который оставит такую штуку включенной в розетку, учитывая, что она при этом будет безумно гудеть. А в подтверждение моей версии говорил и размер слабого звена. Как вы думаете, какой у нее диаметр? Самый маленький. Почему? Да все потому же - на зубцах самой маленькой шестерни самая большая нагрузка.

Может быть тогда ремонт такой небольшой детали будет стоить недорого? Щас. Ремонт того же блендера вам обойдется с среднем в треть стоимости прибора и вы несколько раз подумаете - а не купить ли тогда уж новый. А чтобы затруднить ремонт своими силами таким самоделкиным как я, деталька обязательно будет исключительной конструкции. Шестерни, например любят делать нестандартного диаметра, с нестандартными зубьями, да еще и с юбкой, без которой она будет банально вываливаться из предназначенного ей места.

Мне говорят - за прогресс надо платить. Сначала меня эта версия устраивала. А теперь перестала. Что-то я сомневаюсь, что дело в прогрессе а не в банальном наживании бабла.

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
OO1 02-11-2009-03:38 удалить
Таких людей надо строго наказывать! Был бы Бог, он бы их наказал) Ибо они намеренно идут против основного закона Вселенной - делай всё максимально хорошо и стремись к совершенству. И самое гадкое, когда ломается что-то такое, что, в принципе, дома не изготовить. Знаю я такие шестерни))) А какая мощность у блендера? Маломощный двигатель вообще может не сгореть.
А я так и не сомневаюсь, что дело в рабочих местах, которые придется освободить, если техника перестанет разваливаться)))
ДусТТ 02-11-2009-17:08 удалить
Респект, камрад, сильный пост.
Gorely 03-11-2009-15:43 удалить
AUKolosov, О! наконец-то емкое отображение суцществующего положения дел. РеспектЪ!
AUKolosov 04-11-2009-01:30 удалить
Спасибо, камрады. Не ожидал, что тема настолько актуальна. Надо будет продожить жечь глаголом :) OO1, у современных блендеров мощность вполне достаточная для того чтобы сгореть - от 200 до 600 ватт т.е. один ампер там уже скорее всего будет. Но дело даже не в этом. Помимо сопроматчиков еще есть доблестные схемотехники (хотя не уверен что для бытовой техники трудятся именно они, но сути дела это не меняет). Один и тот же двигатель можно разработать под разные условия, варьируя диаметр провода обмоток, количество витков в обмотках, взаимное расположение обмоток, магнитные параметры ротора и статора и еще много чего. На выходе получим необходимый диапазон по допустимым электрическим параметрам (рабочее напряжение, допустимый ток) и параметрам двигателя (крутящий момент, скорость вращения и т.п.). Так вот, под одни и те же параметры можно заделать практически неубиваемую конструкцию, которой все будет реально по барабану, а можно спроектировать то самое, что мы сейчас наблюдаем на витринах рынков и магазинов. Несколько штрихов из реальной жизни в эту тему: Наконец-то начали с тестем этим летом строить баню на даче. Еще от его тестя т.е. дедушки моей жены достался замечательный верстак с циркуляркой и полуфуганком. Что-то с их подключением не сложилось. Как потом оказалось, одна из обмоток полуфуганка была подключена всегда, когда была подключена к розетке циркулярка. Двигатель полуфуганка сгорел от перегрева недели через две. Т.е. больше десятка часов простоя под напряжением он продержался. Вот она, советская техника с многократным запасом прочности. Когда в Москве строили храм Христа Спасителя, строители столкнулись с проблемой – шлифмашины Bosch вырубались от перегрева после нескольких часов работы. Заказали их какому-то НИИ что ли, я уже не помню. И им спецзаказом забацали шлифмашины, которым все было пох. Странно, вообще-то есть профессиональный инструмент, Hilti например, у которого с запасом прочности все настолько в порядке, что более популярные бренды могут отдыхать. А кроме запаса прочности все настолько продуманно, что работая с ним (довелось пару раз) просто душа радовалась. Но это все мощные двигатели с большим потребляемым током. Переметнемся сразу к слаботочке, чтобы был понятен весь диапазон безобразия. Токи небольшие, и уменьшать диаметр провода, сохраняя параметры двигателя, уже некуда. Ну и хер с ним. Делаем число обмоток побольше и лепим к ним схему управления из десятка радиодеталей. А чтобы никто не расковырял управляющую схему, зафигачиваем ее в бескорпусный вариант (это такая мелкая капля черного клея на плате) без каких-либо обозначений. Когда наступает срок, схема управления накрывается медным тазом (сделать электронный компонент с определенным сроком службы не сложнее, чем механический), а непонятное двигло хоть и цело, но хрен подключишь – обмотки соединить в более простой вариант скорее всего не получится, а повторить схему управления для этой штуковины – занятие еще более безнадежное. В-общем, при современном развитии материаловедения и точных наук масштабы безобразия ограничиваются только цинизмом руководителей процесса разработки.
AUKolosov 08-11-2009-01:26 удалить
ДусТТ, к счастью уже давно существуют вторичные рынки. Например москворецкий строительный рынок, где можно достать очень редкие запчасти к чему угодно.


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сопроматчики, мать их за ногу | AUKolosov - Дневник Алексея Колосова | Лента друзей AUKolosov / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»