Наши российские компании все больше ощущающают свою силу на "домашнем" поле,становясь все более смелыми,все более амбициозными...
Только недавно читал статью отца-основателя "Пятерочки",восклицающего:"А чего нам бояться прихода в Россию (французского ритэйлового гиганта) Carrefour?Это пусть они боятся!".
А теперь прочитал в CNews интервью Президента российской IT-компании,занимающейся информационной безопасностью,где он ставит для своей компании стратегическую цель: "к 2010-2012 году нам надо попытаться занять в нашем секторе по крайней мере третье место в России и СНГ — после IBM Global Services и Accenture."
Полностью интервью здесь:
http://www.cnews.ru/reviews/free/2006/int/jet/
Конечно,номер три - это не номер один,но и конкуренты ведь более чем серьезные!
Только не напоминайте так называемый "закон превосходства",согласно которому «быть фирмой номер один в мире — восхитительно, номер два — ужасно, три — страшно, а четыре — смертельно».
И Первый Закон Маркетинга не вспоминайте,согласно которому главная задача маркетинга - это сделать компанию номером один на рынке.
Совсем не страшно быть номером три,даже несмотря на то,что принято считать,что желательно попасть в первые два номера - именно они снимают сливки на большинстве рынков...
Не страшно,зато реалистично!
Потому что ресурсы у глобальных компаний,безусловно,совсем другие,чем у наших...
Но меня интересует вот что!
А что стоит за словами о "хочу,чтобы..."?
Претворяется ли это стратегическое намерение в конкретные планы,выработана ли стратегия достижения желаемого положения на рынке,сфорулированы ли положения за счет чего можно достигнуть этого положения?
Понимаю,что все подробности хранятся за дверцами массивного корпоративного сейфа...
И я не пытаюсь сейчас напомнить случай с директором компании,который на мой вопрос об управлении корпоративной культурой со значением постучал по запертому сейфу:"Не волнуйтесь - у нас всё жестко прописано и с культурой этой полный порядок!"...
Просто в данном конкретном случае у меня есть возможность подсмотреть в замочную скважину за реальной бизнес-практикой компании и сравнить то,что думает о своей компании ее Президент с тем,что есть в реальности.
Собственно,задача любого консультанта выявить подобный разрыв в своей конкретной области - этим и займемся!
Поэтому мой первый вопрос,обращенный внутрь компании,был :"А что вы знаете об IBM Global Services и Accenture?Известны ли (всем!) вам их корпоративные стандарты?Являются ли они для вас бенчмарками в вашей повседневной деятельности?Удалось ли переманить оттуда сотрудников?Говорят ли об этих компаниях в корпоративных курилках или за полдником в столовой?"
Увы,ответы были отрицательными...
А ведь какая возможность упущена!
О чем я говорю?
О целеполагании,которое могло бы стать важнейшим мотивирующим фактором!
Во время,когда клиентов больше,чем компания способна обслужить,иметь четкое фокусирование на цели,на выбранных конкурентах,на их стандартах,на возможности сравнивать себя с ними - разве это не лучший мотиватор для стремления к самосовершенствованию,отбивающий желание довольстоваться достигнутым и почивать на лаврах?
Уж не знаю,стоит ли начинать каждый рабочий день с коллективного произнесения девиза: "Обойдем Caterpillar!",как это делали в течение тридцати лет работники Komatsu...
Или "Победим Xerox!",как это делали в Canon...
Но почему компания не использует дух соревновательности,дух патриотизма и коллективой общности?!
Стратегию "ДиП" - "Догоним и Перегоним!" использовал даже Никита Хрущев!
Потому что она способно действительно мобилизовать людей!
Догнать таких мировых лидеров,как IBM Global Services и Accenture - чем не вызов?
И еще какой!
И интересно было бы включиться в эту гонку!
И интересно было бы работать в такой амбициозной компании!
И интересно было бы обслужить кастомера сегодня и сейчас не хуже,чем IBM Global Services и Accenture!
Ну почему Президент компании лишь поделился этим challenge-marketing-ом перед корреспондентом,но не нашел возможности "продать" эту идею соревнования собственным сотрудникам?
Ведь идея,оставшись в голове Президента или на бумаге,а не в сознании сотрудников, которые руководствуются именно таким вызовом в своей повседневной практике,не работает!
А ведь могла бы стать не просто рабочей идеей,а драйвером,который бы вел всю компанию!
Который бы сплотил людей...
Который бы побуждал людей делать всё,для того,чтобы приблизиться к лидерам,а возможно и превзойти их...
Неужели сердечное обращение к сотрудникам:"Ребята,ну,напрягитесь,пожалуйста - мне нужно достроить,наконец, домик на Женевском озере!" будет более действенным?
Или фразы общегуманистического звучания из Миссии компании - разве они побуждают так,как осознание сотрудниками себя командой мирового уровня,способной взобраться на почетный пьядестал?
Это о важности целеполагания.
Об аспектах же достижения компанией желаемой стратегической цели продолжу завтра...