\"Песнь о крестовом походе\" 
(глава из  стихотворения Тибо Шампанского)
Будь милостив, Господь, к моей судьбе.
На недругов Твоих я рати двину.
Воззри: подъемлю меч в святой борьбе.
Все радости я для Тебя покину, -
Твоей призывной внемлю я трубе.
Мощь укрепи, Христос, в своем рабе.
Надежному тот служит господину,
Кто служит верой, правдою Тебе.
Я покидаю дам. Но, меч держа,
Горжусь, что послужу святому храму,
Что вера в Бога сил в душе свежа,
Молитвенно летя вслед фимиаму.
Дороже вера золота: ни ржа,
Ни огнь ее не ест: кто, дорожа
Лишь ею, в бой идет, не примет сраму
И встретит смерть ликуя, не дрожа.
Владычица! Покровом окружа,
Дай помощь! В бой иду, Тебе служа.
За то, что на земле теряю даму,
Небесная поможет госпожа.
 [показать]
 [показать]
Крестовые походы продолжались 200 лет. За это время из Европы на Восток ушли десятки тысяч человек. 
Многие из них погибли в тяжелых тысячекилометровых походах, бесконечных сражениях и стычках с опасным противником. 
Что же гнало этих людей в путь? 
Прежде всего, конечно, религиозное воодушевление, столь естественное в средневековье.
 Но, пожалуй, сыграли свою роль и некоторые земные причины.
 
Среди крестоносцев было немало бедняков. Они бежали от тяжелой жизни, надеясь, что на Востоке сумеют найти состояние и обрести счастье. 
Большинство крестоносного войска составляли рыцари, часто из небогатых семейств. 
Многие из них были младшими сыновьями в своих семьях, а значит, не могли рассчитывать на главную часть родительского наследства.
Они хотели воинскими подвигами добыть себе славу и богатство. На Восток отправились герцоги, графы, даже некоторые короли и императоры. 
Они искали для себя новых владений и подданных. Кроме того, участие в крестовом походе значительно повышало уважение к ним и в Европе.
Впрочем, нельзя сказать, что все крестоносцы думали только о наживе. 
Забота о собственном кошельке часто сочеталась у них с искренней, даже исступленной верой в святость их дела — освобождения Иерусалима с Гробом Господним от «иноверцев» — мусульман.
Христос во главе рыцарского войска. Миниатюра (XIII в.)
 [показать]
 [показать]
Это пестрое воинство поднялось в поход по призыву церкви. Конечно, у церкви тоже были свои земные интересы. 
Покорение мусульман христианским воинством означало распространение власти церкви на новые страны. 
Папы надеялись, что походы на Восток помогут подчинить Риму и православную церковь. 
Возможно, они хотели еще, чтобы из Европы удалилась беспокойная рыцарская вольница.
 Ведь бедные рыцари всегда были главными возмутителями спокойствия в европейских странах. 
Порой их было трудно отличить от разбойников с большой дороги. А теперь все их силы будут использованы на благо церкви.
26 ноября 1095 года несколько тысяч человек собрались на поле близ южнофранцузского города Клермон. 
Только что закончился происходивший в Клермоне поместный церковный Собор французской Церкви. 
В работе Собора участвовал сам римский первосвященник, папа Урбан II (Pope Bl. Urban II, 1042–1099, папа с 1088 года). 
Помимо участников Собора, в Клермон съехалось немало мирян, рыцарей и простонародья.
Папа живописал ужасное положение христиан в той части Византии, которая была захвачена вторгшимся с Востока диким магометанским племенем.
«В пределы Империи вторглось персидское племя турок [sic!], которые добрались до Средиземного моря». 
Турками была завоевана и Святая Земля, и даже величайшая святыня христиан — Гроб Господень.
В конце проповеди Урбан II призвал силой вырвать Иерусалим из рук неверных и воскликнул: 
«Я говорю об этом присутствующим, поручаю сообщить отсутствующим — так повелевает Христос!».
Памятник папе Урбану II, инициатору первого крестового похода.Шатильон-сюр-Марн:
 [показать]
 [показать]
Тысячегласный вопль вырвался из толпы: «Так хочет Бог! Так хочет Бог!». 
Хронисты не забыли отметить, что крики эти были на французском языке, хотя папа произносил проповедь на латыни. 
Люди разрывали одежды и нашивали на плащи кресты из лоскутов в знак того, что они принимают обет отправиться за море воевать за Гроб Господень. Так началась эпоха крестовых походов.
Крестоносцы отправляются в поход. Миниатюра (XII в.)
 [показать]
 [показать]
«Край плодороднейший»
В некоторых вариантах речи Урбана II, донесенных до нас различными хронистами, звучат не только духовные мотивы, но ведь материальное и духовное в Средние века, во всяком случае, в массовом сознании, не были столь резко разведены, как сегодня.
Папа заявил, что все, отправившиеся отвоевывать у мусульман Святую Землю, получат отпущение грехов, а павшие в бою с неверными — вечную награду на небесах. Победа же принесет и земные блага воителям за веру: «Кто здесь горестен и беден, — так перефразировал Урбан евангельское изречение, — там будут радостны и богаты! Пусть увенчает двойная награда тех, кто не щадил себя в ущерб своей плоти и душе».
«Реки там текут млеком и медом, с каждой травинки капает масло, это край плодороднейший в сравнении с другими, это второй рай», — настаивал Урбан II. В годы, предшествовавшие началу крестовых походов, было несколько неурожайных лет. 
Поэтому слова о земле, где с каждой травинки капает масло, не могли не будоражить воображение простолюдинов.
Петр Пустынник  указывает путь на Иерусалим. Книжная миниатюра из рыцарского романа XIII века
 [показать]
 [показать]
 Впрочем, стремление захватить богатства Святой Земли было в глазах людей того времени не жадностью, а мечтой об исполнении Господнего завета. Ведь по св. Писанию именно эта земля была обещана Им избранному народу, каковым после Христа являются не евреи (по Ветхому Завету), а христиане. 
Ныне Святая Земля, Иерусалим, Гроб Господень находятся в руках неверных, и эти неверные самим фактом своего присутствия оскверняют святыни.
 Следовательно, необходимо вернуть себе истинным Богом заповеданное достояние, смыть скверну своей и чужой кровью. «Становитесь на стезю Святого Гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе», — взывал Урбан II.
Папа Урбан II выступает на Клермонском соборе. Гравюра
 [показать]
 [показать]
 [показать]
 [показать]
Крестовые походы и средневековые представления о пространстве
Строго говоря, подавляющее большинство участников крестовых походов понятия не имели о том, что они шли именно в крестовый поход. Это выражение встречается в современных им источниках один раз, в конце XIII века, и введено в оборот историками конца XVII века. Тогда говорили: «пойти за море», «странствовать по стезе Господней», «принять крест», «отправиться в паломничество в Святую Землю». 
Это значит, что в сознании людей того времени даже не война за веру, но именно путь, передвижение от дома до святынь было главной целью.
 [показать]
 [показать]
Представления людей Средневековья о пространстве весьма отличались от наших. 
Пространство для них было наполнено ценностным, религиозным содержанием. 
На «Hereford Mappa Mundi», карте, сделанной примерно в 1300 году в соборе города Херефорда, Англия, отображены Европа и Ближний Восток, однако нам не так просто ориентироваться по этой карте. Наверху, вместо привычного нам Севера, — Восток, а в центре расположен «пуп Земли» — Иерусалим.
«Hereford Mappa Mundi»
 [показать]
 [показать]
Средневековые карты изображали Землю в виде круга, и центром этого круга был именно Иерусалим. 
«Иерусалим — это пуп Земли», — говорил в своей речи Урбан II. 
Земной Иерусалим — самое высокое место, ибо ближе всего к Иерусалиму Небесному, и умерший в Иерусалиме быстрее попадет в рай. Страшный Суд начнется в окрестностях Святого Города, и похороненные там раньше окажутся у престола Грозного Судии. 
Палестина, по воззрениям эпохи, — Святая Земля в буквальном смысле. 
Тот, кто придет туда, исполнится благодати. Воды реки Иордан, где Спаситель принял крещение, смывают все грехи, опять же, в буквальном смысле. Так что путь от родины к Земле Обетованной есть одновременно и нравственное, духовное движение от греха к спасению.
http://historic.ru/index.shtml
Журнал \"Вокруг света\".Летопись.
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/488/