• Авторизация


Информатика и архетипы 07-05-2007 23:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Онтология - это самая первая наука" - читаем на одном http://www.acsu.buffalo.edu/~koepsell/center.htm из сайтов, посвященных онтологиям в информатике. На другом http://www.jfsowa.com/ontology/guided.htm  таком сайте эта мысль поясняется: "В течение многих столетий философы искали универсальные категории для того, чтобы классифицировать все, что существует, лексикографы искали универсальную терминологию для того, чтобы определить все, что может быть сказано, и библиотекари искали универсальные заголовки для хранения и восстановления всего, что было написано". Самая первая - пожалуй и вправду так, только не наука, не то, что замышлялось Аристотелем. А нечто более глубинное, много более архетипичное. Онтология в информатике - это способ представления знаний, причем, как правило, предполагающий некую иерархию, явную или скрытую. Самый первый образ такого представления - дерево. А дерево - это уже архетип. Вспомним начало библейского повествования, где в Раю произростало Древо Познания, плодом которого была искушена Ева.

"В начале было Слово" - сообщает нам наиболее таинственный из новозаветных авторов. Точнее, Логос. Язык, иначе говоря. А точная спецификация слов (терминов) и отношений между ними - это онтология по определению информатики. Мне понравился еще один библейский образ, использованный Джозефом Джарратано и Гари Райли в их книге http://www.williamspublishing.com/Books/978-5-8459-1156-8.html по экспертным системам: "Если отсутствует общепринятый словарь, то разработка крупного приложения происходит по сценарию создания вавилонской башни, в котором никто не знает, правильно ли применяются термины, касающиеся рассматриваемой области". Я бы сказал, что человеческая культура в целом может быть рассмотрена с этой точки зрения как один большой проект. Впрочем, к крупным и не очень частям культуры это тоже относится. Например, к науке.

Любопытно, что согласно Библии, отклонения в программах реализации этих двух больших цивилизационных проектов, божественного и чисто человеческого, связаны с онтологией знания - древом и языком.

Не забудем и Кастанеду. "Инвентарный список", который нужно отбросить, чтобы научиться непосредственному восприятию вещей как они есть, а не одной лишь их видимости, - что это, если не онтология? Но с другой стороны, построение этого списка - это "команда Орла", т.е. некая программа свыше, которую человек не в силах изменить. Орел заставил сделать список, но не заставлял молиться на этот список. Проблема, очевидно, в том, что инвентарный список людей (онтология человеческого восприятия) являет собой изрядную мешанину. Эта проблема упорядоченности всплывает в разных местах текстов Кастанеды - это и "переупорядочение вещей на острове тональ" ("никакой рациональной чепухи в мире нагваля и никакой иррациональной чепухи в мире тоналя"), и утверждение о том, что "дух" ясно виден из "точки разума" (в то время как проблема в том, что большинство людей, хотя и пребывают около точки разума, но никогда не находятся точно в ней). К теме Кастанеды примыкает еще один аспект онтологии - ее всепоглощающая всеобщность. Слово "всепоглощающая" уместно особенно, поскольку непосредственно адресует нас к тольтекскому образу Орла, поглощающего осознания только что умерших существ. Думается, здесь аллегория (и не аллегория одновременно) поглощения некой эссенции только что прожитой жизни умерших существ, сути прошедшего ими опыта. И эта капля добавляется к тому "морю осознания", которым является Орел. Онтология по замыслу такова же - это нечто суммирующее весь опыт, хотя бы в какой-либо небольшой отдельной области (масштаб здесь почти не важен). При этом заметим - Орел – источник жизней, он тот, кто пускает их в плавание набирать опыт, чтобы затем поглотить этот опыт. Если рассматривать онтологию с позиций стимуляторов творчества, она представляет собой этот стимулятор. В результате получается замкнутый самоподдерживающийся или самовоспроизводящий цикл: стимул творчества (активности) -> результат -> стимул -> результат. Круговорот жизни и познания; змея, кусающая себя за хвост. Наверное, на развитие человеческой цивилизации можно посмотреть с этой точки зрения.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Информатика и архетипы | Raar - Дневник Raar | Лента друзей Raar / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»