|
Кайгородов Г.А.
О возникновении деревень в Западной Сибири.
д. Двинская
/www.muzico.ru" target="_blank">www.muzico.ru)" duration="02:54" url="music:http://music1.my.mail.ru/file/44ccda46c962b7cedb7f1782e48ed790.mp3">
Тяжелое экономическое положение черносошных крестьян Поморья побуждало их к поиску выхода из создавшейся ситуации. Осведомленность о наличии свободных земель в Сибири и о первых опытах хлебопашества на тех землях вселяло надежду на крестьянское благополучие, которое, как известно, крестьянин всегда связывал с обладанием достаточным участком «доброй землицы» - кормилицы. Так было и в ХVII в.
В обладании обширными площадями годной для хлебопашества земли видели свое могущество и независимость от феодальных властей «духовные пастыри» и «царские богомольцы» - первые архиепископы Сибири.
Царские «пожалования» духовенству были огромны. Так в Софийский дом, так назывались в те времена владения духовного владыки Сибири, были «пожалованы» земли, лежащие по правую сторону речки Блук от ее впадения до ее вершины, далее до истока речки Ивановки и до впадения в нее речки Мостовой и далее, исключая земли д. Калугиной, до р. Туры. Позднее во владения Софийского дома вошли земли в верховьи речки Айбы, а также местность, где в наши дни стоят деревни Зобнина и Борзикова. Вот на этой площади и отводились переселившимся в Сибирь крестьянам участки, т. е. заимки. Земли на этих заимках обрабатывались крестьянами наездом. Первая заимка на земле будущей д. Двинской была основана в 1637 г. Возможно и ранее усть-ницынские архиепископские крестьяне делали в этой местности свои заимки, но после набега кочующего населения Джунгарии и «кучумских внучат» в 1635 г., вряд ли можно говорить о сохранности этих заимок. Лишь в документах 1662 г. встречается упоминание об усть-ницынских крестьянах, живущих в деревнях. В епископских документах встречаются крестьяне под фамилиями или, может быть прозвищами: Мотора, Усыня, Вычек, Некрасов, Воронин, Жеребцовин, Монастырдина. В 1684 г. встречаются потомки этих первопоселенцев под фамилиями: Моторин, Усынин, Монастырдин и др. в русском поселении, названном д. Мостовая. Указано и месторасположение деревни – рч. Мостовая. Из сказанного можно сделать предположение, что эта деревня была основана после того, когда успокоилось возбуждение крестьянства, вызванное событиями 1635 г. Возможно, что год основания заимки крестьянином Семеном Никифоровичем Моторой (1637 г.) и следует считать годом основания д. Мостовой.
В 1684 г. в деревне было 15 крестьянских дворов. В них учтена лишь мужская половина населения деревни – 51 чел. жители деревни пахали в этом году «пашни пахали 17 десятин в поле, а в дву потому ж». на наш взгляд здесь можно говорить о трехпольной системе земледелия. В трех полях было обработано 51 десятина пашни. Сенных покосов у этого сельского общества было на 1000 копен.
В 1719 г. на том же месте, где сливаются речки Мостовая и Ивановка, та же русская деревня из 15-ти крестьянских дворов, но населенная другими жителями, носящими другие фамилии. Многие потомки первопоселенцев этой деревни возвратились на жительство в Усть-Ницынскую слободу, другие переселились во вновь образованные деревни. Да и деревня уже называется д. двинских, по фамилии жителей, представляющих большинство населения деревни. Три семьи носят фамилию Двинских, четыре – Дамаскин, две – Зобнин; проживают в деревне по одной семье кречетовы, Удальцовы, Богомоловы и Чермные. Проживает в своем дворе Афанасий Дементьевич Хмыль с семьей. Своим же двором живет семья его сына, Ивана Афанасьевича Хмылева. Всего в деревне было 49 чел. мужского пола. Т.е за 35 лет мужское население уменьшилось на два человека.
К 1763 г. население деревни выросло до 210 чел. (103 мужчины и 107 женщин). Начавшееся переселение в 40-х годах ХVIII в. Продолжалось и в 1782 г. Население деревни за счет естественного прироста и переселенцев увеличилось до 240 чел. отток населения был незначительный, переселились в д. Зобнину три семьи Двинских и в д. Ерзовка одна семья.
Невозможно представить трудовую деятельность крестьянской семьи без посильного участия детей во всех семейных заботах. Постоянный тяжелый труд взрослых был ярким примером для подражания и трудового воспитания детей. Повседневное участие в семейных заботах принимали и пожилые люди (дедушки и бабушки наших дней). Таким образом, подсчитанная «демографическая нагрузка» по канонам современной демографии для деревни 1816 г. буде 720 детей и стариков на 1000 чел. активного населения, что почти соответствует этому же параметру нашей страны на период середины 1970-х годов (690 на 1000). Учитывая применение детского труда и участие в трудовой деятельности пожилых людей «демографическая нагрузка» крестьянской деревни могла снижаться до 400 чел. и ниже на 1000 трудоспособных жителей. Вот такой ценой удавалось крестьянской семье сводить «концы с концами» в условиях феодального государства. Законы социалистического общества запрещают применение детского труда в производственных сферах. Пожилые люди имеют обеспеченную старость. Это величайшие достижения социалистического общества.
К 1834 г. население деревни выросло до 257 чел. (122 мужчины и 135 женщин). Уменьшилась до 26,5% доля детей, но увеличилась доля пожилых людей до 9,7%, люди активного возраста составляли 63,8%. Самым старым жителем деревни в это время был 86-летний Яков Матвеевич Воронин.
Высокая (63,8%) доля производительного населения деревни сохранилась и в 1850 г., при этом уменьшилась доля детей до 26,9% и увеличилась доля пожилых – 10,3%. Такая возрастная структура характерна для экономически развитых стран. Хотя к 1850 г. население деревни уменьшилось до 243 чел., демографические параметры были высокими.
За 8 лет, прошедших с 1850 по 1858 г, населения достигло уровня248 чел. по-прежнему сохраняется диспропорция между полами: 101 мужчина и 147 женщин. В 50-х годах XIX в. социальное расслоение крестьянства еще более расширилось. Наряду с отходными промыслами начались отъезды крестьян на своих подводах, особенно в зимнее время, в города Тюмень, Тобольск, Екатеринбург. Архивные фолианты сохранили документ, по которому деревенские крестьяне Осип Васильевич Печуркин с двумя братьями и еще с пятью компаньонами подрядились «доставлять равной свежей и соленой рыбы на собственных наших лошадях с принадлежащей упряжью» 650 с половиной пудов из Тобольска в Екатеринбург. расстояние от Тобольска до Свердловска крестьяне обязаны были преодолеть по зимнему пути за 20 дней. Масштаб этой операции показывает, что она не была первой. Участие в перевозке трех братьев говорит об экономической состоятельности их семьи, т. К. Братья женаты и живут со своими семьями в большой отцовской семье, состоящей из 17 чел. Пуститься в такой вояж могли только опытные, уверенные в себе люди. Младший из братьев был грамотным.
Самым старым жителем деревни был Фома Иванович Воронин, ему в 1858 г. Шел 86-й год; среди женщин наиболее почтенный возраст имела Анна Матвеевна Домаскина – 77 лет.
В конце XIX в деревне было 258 жителей, но и в это время сохраняется диспропорция между мужчинами и женщинами (41% и 59%). В деревне появилась церковно-приходская школа, а в ней первый учитель Северьян Александрович Асанов. Ему было 68 лет. В свое время он окончил Ирбитское уездное училище. ( следующее предложение не пропечатано) 20 жителей деревни умеют читать. В 1897 г. прослеживается дальнейшее социальное расслоение. В сельском обществе выделяются мельник, он же сельский староста, владелец молочной лавки, мясник, сельский писарь и др. В то же время 8 жителей находятся на иждивении у сельского общества или в услужении у более зажиточных односельчан. Кроме хлебопашества крестьяне занимаются выгонкой дегтя и смолы, изготовлением (окончания нет).
Фамилия Зобнин происходит от слова зобня. Это корзина, сплетенная из лыка.применялась в качестве меры для хмеля
| |
|