|
Кайгородов Г.А.
О возникновении деревень в Западной Сибири.
Усть-Ницынская слобода ХVII-XIX вв.
/www.muzico.ru" target="_blank">www.muzico.ru)" duration="02:54" url="music:http://music1.my.mail.ru/file/44ccda46c962b7cedb7f1782e48ed790.mp3">
Гилева
Первым хлебопашцем и основателем этой деревни следует считать посадского человека г. Тюмени Семена Ивановича Гилева (Семейка Иванова Гилева), пришедшего в Сибирь из Чердыни. В 1623 г. на речке Кармак стояла деревня , а вней двор С.И Гилева. Хозяин двора пахал «пашни доброй землицы» 15 четей да перелогу имел 13 четей «в поле а в дву по тому ж». сенные покосы его располагались по дубравам и около полей и позволяли заготовлять до 100 копен сена.
В этой же деревне стояли еще два двора. В первом из них жили семья посадского человека Семена Степановича Пермитина. Пашни у него было 8 четей «в поле а в дву по тому ж» и сенных покосов на 60 копен. Во втором - семья посадского же человека Ивана Ивановича Пермитина с братом Гавриилом. В их владении пашни было 6 четей «в поле а в дву по тому ж» и сенокосных угодий около полей и по дубравам на 30 копен.
Кроме того около пашни С.И. Гилева имел пашню тюменский конный казак Ларион Павлович Гилев. За ним числилось «доброй землицы» 6 четей и перелогу 1 ½ чети в поле а в дву по тому ж».
В 1632 г. 2 десятины «в поле а в дву по тому ж» десятинной пашни пахал Баженко Гилев, а в 1636 г. эту же пашню пахал Елеска Баженов сын Гилев. Позднее свою десятинную пашню Гилевы сдали своим поставленникам и выехали из деревни, но название деревни так и осталось, как дань уважения к ее основателю. Основатель д. Гилевой Елисей Баженович Гилев не остался безвестным. Он основал Уткинскую слободу. О деятельности Елисея Гилева рассказал известный историк-сибиревед В.И. Шунков.
В 1700 г. в д. Гилевой было 95 дворов. Долгое время деревня была форпостом тюменских воевод в обороне от набегов кочевников южной степи. Вот поэтому и в 1700 г. среди жителей деревни было двора тюменских конных казаков, 2 стрелецких и 3 отставных служилых людей. Преобладающим сословием в деревне было крестьянство – 32 двора, далее – посадские люди – 21, ямщики – 18, бобыли – 17.
В деревне в этом году учтено 215 дмп. На подворьях жителей имелось 194 лошади, 224 головы крупного рогатого скота, 149 овец. Следует иметь в виду, что у 19 дворохозяев не было лошадей. В то же время, особенно у ямщиков, было по 5 – 8 лошадей с жеребятами.
Пашни за деревней закреплено около 125 десятин «в поле а в дву по тому ж». кроме того, 751 десятина пригодной под пашню земли находилась в залежи и пустоши, а 39 дворов жителей деревни не имели пахотной земли. Налицо экономическая дифференциация сибирской деревни. Этот вывод подтверждает распределение сенокосных угодий между дворохозяевами. У 30 хозяйств не было сенных покосов, это 31,6 % дворов деревни. На подворьях 22 хозяев имелось 33 лошади, 39 голв крупного рогатого скота и 20 овец. Перед этими хозяевами остро стояла проблема обеспечения кормами свой скот на долгую и суровую сибирскую зиму.
Среди жителей д. Гилевой наиболее крупное хозяйство имели:
-конный казак Матвей Давыдович Марандин, ямщики Прокопий Михайлович Пятого, Андрей Лукиянович Барболин, Кузьма Лаврентьевич Мостовщиков;
-оброчный крестьянин Авдеев Исаак Кондратьевич;
-посадский человек Афанасий Иванович Коробейников. У этих хозяев пашни пахалось от 3 до 6 десятин «в поле а в дву по тому ж», сенных покосов имелось на 200-400 копен. Больше, чем у других жителей деревни, было у них и домашнего скота.
Интересен для нас факт, имеющий будущее, проживания в деревне жителей с фамилиями Журавлев, Мостовщиков, Бочкарев – это основатели будущих деревень Журавлевой, Мостовщиковой и Бочкаревой.
Деревня в 1700 г. была чуть ил не самой крупной на территории будущего Тугулымского района, но в ней существовала лишь маленькая часовня «во имя св. апостолов Петра и Павла». Такое положение говорит о слабой приверженности жителей деревни к официальной православной церкви. Позднее это подтвердится в их фанатической приверженности к расколу. Так в 1751 г. в деревнях Гилевой, Гусевой и около с. Тугулымского предались самосожжению до 150 чел, протестуя против преследования официальных властей. После такого события многие жители д. Гилевой стали разъезжаться по другим деревням.
| |
|