• Авторизация


Начало расселения 22-12-2018 21:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!




Кайгородов Г.А. О возникновении_деревень





Начало расселения

К середине ХVII века положение в Сибири начало стабилизироваться. Уменьшилась возможность нападений кочевавших по южной степи дружин феодальных владык. К тому времени слободские крестьяне стали ощущать недостаток пригодной для хлебопашества земли. Более решительно крестьяне стали переселяться к своим заимкам, которые до этого пахались наездом. Так в 1662 г. крестьяне Усть-Ницынской слободы жили в основанных ими пяти деревнях, но абсолютное большинство крестьянских дворов находилось еще в слободе, и их владельцы продолжали пахать свои земельные участки наездом. Названия этих пяти деревень приведены лишь в материалах 1684 г. в числе пяти первой названа д. Мостовая. Она была более населенной – в 15-ти дворах 51 мужчина. Земля местности, на которой основана д. Мостовая, былы отведены Софийскому дому по челобитью архиепископа в 1647 г., но крестьяне начали пахать ? ные земли значительно раньше. Царская щедрость побудила архиепископа закрепить эти земли за Софийским домом. Так и появилось на сибирской земле новое русское поселение д. Мостовая. В то время это была самая южная деревня ведомства Усть-Ницынской слободы. Первым жителем д. Мостовой был пашенный крестьянин Семен Никифорович мотора (Сенка Никифоров Мотора). Прозвище Мотора могли дать лишь энергичному человеку, т.к. слово это имеет общий корень со словом моторно, т.е. проворно, ловко, расторопно. Видимо крепкий характер имел С.Н. Мотора – основатель крестьянского рода Мо? Ных..на сибирской земле, первым решивший поселиться на окраине осваиваемой местности.
Второй названа д. Ерзовка (она же Ерзовская). Основателем деревни следует считать Якова Ермолаевича Басманова. В Книге он записан так: «деревня, а в ней живет Якунка Ермол Шибан Басманов» (1662 г.). Название деревни говорит о большой подвижности ее жителей, о людях работных, непоседливых. Прозвище основателя деревни говорит о давней связи с торговым ремеслом, фамилия тоже подтверждает это, т.к. слово басман в данном случае означает хлеб, выпекаемый особым образом. Но это же слово означает старинную меру веса. Но то и другое значение слова подтверждает, что фамилия Басманов (в начале прозвище) мог получить лишь человек, занимающийся торговым промыслом.
Основателем д. Лукиной был Лука Семенович Высоково. Отец Семен Иванович Высокий с сыном появился в Сибири и «сел он на Софийские земли во крестьяне того же году как он пришел с Руси, сын де у него Лучка женился в той же Усть-ницынской слободе», появился С.И. Высокий в Сибири, в Усть-Ницынской слободе в 1639 г. В 1684 г. в д. Лукиной было два двора (6 чел. мужского пола).
Четвертым поселением названа д. Жирякова. В ней тоже 2 двора. В первом живет семья Логина Леонтьевича Жирякова. Это внук первопоселенца Усть-Ницынской слободы Тихона Феофановича Жирякова. Во втором – семья Вахромея Петровича Ершева. В 1638 г. младенцем привез его отец в слободу. В 1648 г. отец умер, а в 1664 г. Вахромей Петрович Ершов имеет трех сыновей, проживает в д. Жирковой, пашет земли «одну десятину в поле, а в дву по тому ж» имеет сенных покосов «около Поль на 50 копен».
Братья Сидоровы заселяли д. Тимофеевых. Отец их, Тимофей Ульянович, в 1638 г. вместе со своей семьей прибыл в Сибирь и в том же году «сел во крестьяне на Софийские земли в Усть-ницынской слободе» вместе с сыновьями. Поселились Сидоровы на закладной татарской земле, земля эта была записана за ними еще в 1659 г. В память об отце благодарные ему сыновья назвали деревню по имени отца, а старший сын назвал Тимофеем и своего первенца.
Таким образом, мы можем сделать важное заключение о том, слободские архиерейские крестьяне к этому времени полностью освоили свободные земли вблизи слободы, а ослабление опасности нападения позволило расселение по заимкам, пашня на которых до этого обрабатывалась наездом. А то, что крестьяне основали четыре из пяти деревень значительно севернее слободы, по левому берегу р. Туры, говорит о том времени как о периоде, когда решался вопрос, быть ли сибирской земле хлебопашенной или остаться по-прежнему только пастбищем. Плуг и серп русского крестьянина решили этот вопрос на пользу будущих поколений сибиряков. А ныне сибирская земля является житницей нашей Родины.





Публикацию этого Документа мне разрешил сын Григория Аристарховича, Вячеслав Кайгородов.
Случайно (хотя в Жизни ничего случайного нет) я получила этот Труд от моих родственников.
Дядя Григорий сделал ОГРОМНЕЙШИЙ труд! Его Отец и мой Дед (по линии моей мамы)...БРАТЬЯ...




О_возникновении_деревень


Усть-Ницынская слобода ХVII-XIX вв.

Начало расселения

продолжение следует


©Надежда
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Начало расселения | lotus06 - Дневник lotus06 | Лента друзей lotus06 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»