[350x262]
Один из моих самых любимых камней. Если внимательно вглядываться в его спокойную теплую зелень, то постепенно начинаешь ощущать, что за этим видимым покоем скрыта томительная чувственность...
***
Название "нефрит" произошло от греческого "нефрос", что означает "почка", за распространенное поверье, будто бы этот самоцвет избавляет владельца от болезни почек. В странах Азии нефрит именуется по-разному, и ему приписываются разные значения. Японцы любят черный нефрит, европейцы - зеленый, монголы - белый.
В зависимости от оттенков, белый самоцвет делят на три разновидности. Более всего ценится белый непрозрачный и чистый нефрит, похожий на легендарный лотос. Он словно говорит своему владельцу: "Да будут чистыми твое сердце и мысли, как лепестки лотоса, корнями уходящие в ил, но чистые от донной грязи". Вторым идет серовато-белый хорошо просвечивающий камень с влажным масляным блеском. И третьим - нефрит цвета слоновой кости.
Считалось, что белый нефрит мягким блеском, глубоким и спокойным тоном способен отгонять буйные страсти, вселять в душу покой и умиротворение. Монголы говорили: "Если тебя безудержно заносит куда-то, если в твое сердце закрались обида и злоба, не дай разгореться этим страстям. Возьми в свои ладони белый и скользкий цагаан хаш (нефрит), сожми его крепче, и он успокоит тебя". Нефрит почитался камнем спокойствия и олицетворял главную восточную заповедь: "Не волнуйся и не спеши: дней в году много". Старые араты уверяют, что белый нефрит обладает и сверхъестественными магическими свойствами. Тонкие пластины из нефрита способны издавать чистый и протяжный звон. Искусно вырезанные белые пластинки эти в Китае и Монголии подвешивались к головному убору или поясу и при ходьбе издавали мелодичный звон, который призван был отгонять злых духов.
Нефрит высоко чтили в Западной Азии, в Месопотамии и, особенно в Китае, где эта благородная субстанция ассоциировалась с астрологическим и растительным обрядами: нефритовые тигры и драконы обозначали эпохи расцвета и увядания природы и символизировали два больших астральных созвездия, которые управляют двумя половинками китайского года, Ян и Инь.. Нефрит олицетворял небо и элементы:
- Символ совершенства и чистоты, нефритовое Пи - круглый диск - воплощает небо, а его центральное отверстие символизирует фокус небесных влияний.
- Цунг, цилиндр из желтого нефрита, круглый внутри и квадратный снаружи, является символом Земли и служит каналом для небесных и земных воздействий Ян и Инь. Он также был предметом приношения по обету, обычно украшенным гексаграммой; являлся императорским символом, который помещали на животе почившего правителя.
- Куэй, нефритовый прямоугольник (символ женской яри, энергии Инь), заканчивавшийся треугольни-. ком (античный гарпун, семейный кров, лингам), ассоциировался с Пи, символизируя сексуальный союз. Используемый в качестве звездообразного пантакля, знак отличия сана посвященного, а позднее дворянина,- Куэй имеет семь выгравированных звезд, составляющих созвездие Большой Медведицы.
- Чане - пластинка из красного нефрита - символизирует Огонь, который использовали в солярном ритуале.
- Металл олицетворял тигр из белого нефрита, соответствующий Западу, осени, созвездию Ориона.
- Хуанг был шестым предметом культа, выполненным из черного нефрита; принимающий форму разрезанного пополам или на три части Ли, он использовался в практике некромантии.
Эти шесть предметов погребались вместе с Императором, а вместе с ними и другие амулеты из нефрита, например символ бессмертия с девятью телесными отверстиями, чтобы предохранить труп от разложения. Символом жизни, Кин-пао (кусочком нефрита), инкрустировалось чело феникса; это главный жизненный центр семиструнной лютни, которая считалась слепком живого человеческого существа.
Нефрит тесным образом связан с сексуальной практикой: играть с нефритом - означает заниматься любовью, раствор нефрита символизирует сперму мужчины или выделения женщины, дверь из нефрита и нефритовая стена - это женское влагалище, нефритовый стержень - это пенис.
Зеленый нефрит, напоминающий своим цветом оперение Кецалькоатля, божественной птицы, был священным в Центральной Америке: это драгоценный камень милости, символ плодородного дождя (и в более широком смысле - крови) у индейцев майя; символ растительного мира и воды у ацтеков - богиня озер, океанов и водных потоков Чальчиутликуэ, чье имя означает она в одежде из нефрита.
Украшения из нефрита высоко ценились маори из Новой Зеландии и назывались hei-tiki ("резной амулет нашею"). Украшения этого .типа представляли собой грубое и гротескное изображение человеческого лица, или форм, и в основном считались схематическим образом далеких предков. Голова часто склонялась вправо или влево, а глаза, которые были очень большими, иногда с перламутром, смотрели под углом 45 градусов. Эти украшения были не только памятниками, но и якобы осуществляли некую связь между великими предками, которые их когда-то носили, и потомками, удостоенными чести обладать этой фамильной реликвией. Во многих случаях, если род вымирал, последний мужчина завещал похоронить вместе с собой hei-tiki, чтобы тот не попал в чужие руки.
Нефрит, известный у маори под названием punami ("зеленый камень"), был такой редкостью, что для его поисков приходилось прибегать к помощи tohuriga - "колдуна". Отправляясь на поиски этого камня, искатели брали с собой tohunga, и, когда экспедиция достигала той местности, где нефрит обычно находили, колдун уединялся и впадал в транс. Очнувшись, он рассказывал, что встретил дух умершего или живого человека, который указал ему место, где искать нефрит. Затем колдун приводил людей в данное место, где в любом случае находили больший или меньший кусок этого камня. Естественно, колдун предварительно удостоверялся в наличии камня на указанном месте.
Камень называли именем человека, дух которого указал место, и придавали ему гротескную форму, представляющую этого человека. Легко понять то почтение, с которым относились к такому камню по причине не только семейной драгоценности, переходящий из рук в руки, но и в связи с его таинственным происхождением.
Когда глава семьи умирал, его hei-tiki обычно клали в могилу вместе с телом, но после определённого промежутка времени камень изымался ближайшим наследником мужского пола. Как уже говорилось, если не оставалось представителей семейства, камень оставал я в могиле. Доказательством особых качеств, приписываемых этому камню, служат внутри- и межплеменные распри за право обладания им.
Без сомнения, камень носил имя человека, образ которого он представлял в самых общих чертах, придаваемая же ему форма, в основном, определялась естественной формой камня и медленно и терпеливо доводилась до совершенства. Существовало убеждение, что природная форма камня отнюдь не случайна и имеет большое значение, поэтому нуждается лишь в уточнении и прояснении. Использование hei-tiki маори прекратилось в начале прошлого века. Большое количество этих камней, собранных в Новой Зеландии, изготовлено 100-150 лет назад.
Хорошо известно, что между обычаями и привычками наиболее цивилизованных аборигенов Нового Света и древними египтянами находят множество аналогий. Одним из примеров может быть обычай класть кусочек chalchihuiti нефрита или другой зеленый камень в рот знатного человека после его смерти, называя камень сердцем умершего. Среди более бедного населения для этих же целей использовался более дешевый камень texaxoctli. В египетской "Книге Мертвых" мы читаем о правилах, предписывающих класть полудрагоценный камень на мумию или в нее как символ, означающий сердце этого человека. Объяснение, почему для этих целей древние мексиканцы брали именно зеленые камни, госпожа Зелия Нуталль находит в двух значениях слова на языке Науатль - xoxouhqui-yolloti, означающего обычно "свободный человек", а в литературе - "свежесть или зеленое сердце". Таким образом, камень был символом положения умершего и его сердца. То, что нефриты часто находили разрезанными на несколько частей, свидетельствует о том, что их высоко ценили; по предположениям доктора Ерла Флинта, вождь отрезал кусочек от своего нефрита, который носил как отличительный знак своего положения, даря его как украшение или амулет своему родственнику.
….Кусок нефрита в форме бабочки имеет особое романтическое значение: по китайской легенде - юноша, увлекшись погоней за яркой бабочкой, случайно попал в сад богатого мандарина, но вместо наказания этот бесцеремонный визит привел молодого человека к свадьбе с дочерью мандарина. Поэтому фигурка бабочки является символом счастливой любви, и китайские женихи дарят её своим невестам.