Что такое яой и юри?
Яой - это уникальный, сугубо японский мета-жанр манги и аниме для девушек. Само слово "yaoi" - сокращение от фразы "Yama nashi, ochi nashi, imi nashi", то есть - "Ни кульминации, ни смысла, ни развязки". Изначально это был уничижительный фэнский термин, однако сейчас он приобрел расширительное и почти научное значение.
В общем случае, яой - это манга и аниме, описывающие любовные отношения между юношами или мужчинами. Для того, что понять, почему этот мета-жанр появился и как он исключительно популярен, нужно обратиться к истории японской культуры и манги.
В отличие от христианской европейской культуры, японская культура никогда не считала гомосексуализм чем-то зазорным. Наоборот, некоторые трактаты по бусидо утверждали, что настоящему самураю более пристали отношения с другим самураем, а не с женщинами, близость с которыми может отвлечь воина от строго исполнения своего долга.
К тому же, японская эстетика утверждала, что красивый мужчина - это мужчина "женственный", привлекательный, культурный, но никак не мускулистый громила. Именно такими были герои классических японских эпических произведений (например, "Повести о Гэндзи"), и именно им стремилась подражать культурная молодежь. Так получилось потому, что эти эпосы создавали не мужчины, как это было в Европе, а женщины, которые придавали любимым героям собственные черты.
После Реставрации Мэйдзи жизнь Японии круто изменилась. Была введена строгая цензура по европейскому образцу. Но сами представления о негреховности гомосексуальных отношений цензурой было не изменить.
Когда благодаря Тэдзуке начался расцвет манги после Второй мировой войны, на арену очень быстро вышли мангаки-женщины, которые не хотели писать так и о том, о чем писали мангаки-мужчины. Их интересовали более "женские" темы - любовные треугольники, драмы, трагедии. Но все та же японская культура была очень строга в отношении роли девушки в любовных отношениях. Она не могла проявлять инициативу, а могла только вяло реагировать на мужские ухаживания. Это не давало простора для фантазии авторов.
В пику культурным ограничениям была разработана концепция "девушки-юноши". Сначала, у того же Тэдзуки или у Икэды Риёко в "Розе Версаля" [Berusaiyu no Bara] (1972-1973) это была девушка, переодевающаяся в юношу. Потом возникло еще более радикальное решение - юноша, ведущий себя в любовных отношениях как девушка. Создателями этого варианта стали Хагио Мото в манге "Сердце Томаса" [Thomas no Shinzou] (1972) и Такэмия Кэйко в манге "Песня ветра и деревьев" [Kaze to Ki no Uta] (1974).
Важно отметить, что это была именно "женская" манга, которая рисовалась женщинами для девушек. Настоящие японские гомосексуалисты обычно отрицательно относятся к яою. Однако среди японок он пользуется постоянным успехом. В настоящее время яой стал мета-жанром, то есть, он бывает и комедийным, и драматическим, и детективным, и фэнтезийным, и научно-фантастическим.
Вскоре в дополнение к профессиональной манге такого рода появилась и любительская, которую, собственно, изначально и назвали "яой". Обычно любительский яой - это манга об известных красавцах (персонажах популярных мужских манга- и аниме-сериалов), вступающих в гомосексуальные отношения. Ее стали называть "яой", потому что, в отличие от сёнэн-манги, любительская сёдзё-манга реже следовала классическим представлениям о строении литературного произведения (особенно триаде "завязка-кульминация-развязка"), но зато содержала откровенные эротические и порнографические гомосексуальные сцены.
Первым сериалом, по мотивам которого появилось много яойной манги, был ТВ-сериал "Мобильный воин ГАНДАМ" [Kidou Senshi Gundam] (1979-1980). Некоторые последующие сериалы из эпопеи "ГАНДАМ" создавались с учетом манги такого рода, и юноши-главные герои становились более привлекательными.
Со временем яойные темы стали проникать и в "традиционные" аниме-сериалы на любовные темы. Так, персонажей и сцены такого рода содержат ТВ-сериалы "Таинственная игра" и "Мальчик-мармелад". Полностью яойного аниме немного, но в последние годы его становится все больше.
Юри
Если мужской гомосексуализм в его яойной версии стал весьма популярной темой манги и аниме, то женский гомосексуализм до сих пор остается в загоне. Конечно, хентайные комиксы и анимация пестрят изображениями девушек, занимающихся сексом, но на то это и хентай, что художники концентрируются на изображении женской распущенности и сексуальной одержимости, а не подлинных любовных чувств.
Одной из первых подняла эту тему вышеупомянутая Икэда Риёко в манге 1973 года "Уважаемый старший брат..." [Onii-sama e...]. Характерно, что действие сериала развивалось в стенах закрытой частной школы. В таких же учреждениях жили и герои первых яой-проектов, только их школы были мужскими. Манга Икэды была превращена в телесериал только в 1991 году, когда в Японии появились кабельные каналы. Слишком уже серьезной и нестандартной была тема проекта.
Как и в случае с яоем, хотя первые образцы жанра появились в коммерческой манге, название направлению дали додзинси-проекты. После выхода в середине 1980-х книжного и ТВ-сериала "Грязная парочка" [Dirty Pair] рынок любительской манги заполнили произведения о любви главных героинь сериала - Кэй и Юри. Действительно, хотя в оригинале обе были строго гетеросексуальны, их тотальное невезение с мужчинами и "неженственные" характеры давали массу поводов для спекуляций. Поскольку это была первая "эпидемия" лесбийских додзинси, нарисованных девушками для девушек, то направление в целом получило название "юри" (yuri) - в честь одной из главной героинь парочки.
Хотя с тех пор прошло уже почти 20 лет, юри продолжает оставаться преимущественно додзинси-жанром. Приятные исключения - коммерческие проекты "Красавица-воин Сейлор Мун" и "Юная революционерка Утэна". Характерно, что к созданию их аниме-версий приложил руку один и тот же человек - режиссер Икухара Кунихико.
Разновидности яоя и юри
По названию первого японского журнала, активно его публиковавшего, коммерческий яой получил второе название - "дзюнэ" (June). Журнал "June" специализируется на публикации романтического яоя, в котором большую часть повествования занимают выяснения отношений между персонажами и различные приключения, а изображение секса подчинено прочим художественным задачам. Поэтому среди яой-отаку слово "дзюнэ" используется как синоним термина "сёнэн-ай" (shounen ai - "юношеская любовь") и обозначает "романтический яой".
Лесбийским аналогом сёнэн-ай является, естественно, "сёдзё-ай" (shoujo ai - "девичья любовь"). Он так же отличается от юри, как сёнэн-ай - от яоя.
Сравнительно новым течением в додзинси-яое считается "сётакон" (shotakon). Этот термин происходит от распространенного детского мужского имени "Сётаро" и обозначает яой, одним из персонажей которого является не юноша, а мальчик, не достигший половой зрелости.
Персонажи яоя
Как нетрудно предположить, персонажи яоя делятся на три больших группы - пассивные, активные и меняющие половые роли. Последние встречаются достаточно редко.
Активные персонажи называются "сэмэ" (seme, от semeru - "нападать"). Пассивные персонажи называются "укэ" (uke, от ukeru - "принимать"). В записи имя активного персонажа пишется первым, а имена персонажей разделяются символом "x". Например: "отношения Хииро x Дуо в додзинси по мотивам ТВ-сериала "Мобильный ГАНДАМ Дубль-вэ".
Наиболее поэтичные любительницы яоя используют также слова "тэнси" (tenshi - "ангел") для обозначения пассивного персонажа и "акума" (akuma - "демон") для обозначения активного персонажа. Кстати, любовь ангелов и демонов - очень популярный сюжет яоя. Жанр, повествующий о такой любви, называется "тэнси-ай" (tenshi ai - "ангельская любовь").
Инициатором отношений может быть как "укэ", так и "сэмэ". Последний вариант встречается чаще, зато первый является каноническим для коммерческого яоя.
При создании додзинси определение того, кто из персонажей будет пассивным, а кто - активным, обычно не основывается на характерах персонажей. Гораздо чаще применяется "Правило роста" - активным становится высокий персонаж, а пассивным - низкий. В тех случаях, когда очень хочется изобразить высокого персонажа в качестве "укэ", его "занижают".
В яой-додзинси нет границ для запретного и невозможного. Постоянно встречаются различные формы садомазохизма и инцеста. Иногда действие переносится в альтернативную реальность.
Как и в классическом коммерческом яое, в додзинси-яое обычно не бывает "счастливого конца". Отношения между персонажами обычно либо кончаются смертью одного из них, либо трагическим разрывом. Это, с одной стороны, протест против предопределенности хэппи-энда обычной сёдзё-манги, с другой стороны - отражение неоднозначности отношения к однополой любви в японской культуре.
Полезные ссылки
Российские аниме-организации и отаку
Клуб R.An.Ma - Первый в России клуб фэнов аниме и манги
Аниме-фестиваль в Воронеже - Ежегодный праздник российских отаку
Студия "LAMP" - Российская студия додзинси и фанарта
Группа B.A.K.A. - Коллекционеры аниме в цифровых форматах
Звездные дневники - Онлайн-дневники некоторых известных отаку
Клуб "RUNA" - Официальный сайт аниме-клуба "RUNA"
Shounen.ru - Авторские обзоры и размышления об аниме
Akira's Anime Site - Первый российский аниме-коллекционер
Itsuki's Place - Самый кавайный фэнский сайт в Рунете ^_^
Сайты об аниме и манге на русском языке
Russian Anime News - Новости из мира аниме, Японии и российских отаку
МАНГА.ru - Статьи и заметки о манге и аниме
Мир Аниме.Online - Интерактивный аниме-портал
MC Entertainment - Официальный российский издатель аниме
Animemaniacs Magazine Online - Интернет-журнал об аниме и манге
Журнал AnimeMagazine - Первое в России печатное издание об аниме и манге
Журнал Anime - Второе в России печатное издание об аниме и манге
Банзай! - Аниме-рубрика в журнале "Страна Игр"
Modelling anime and SF - Сайт об аниме- и НФ-моделях
Как рисовать мангу - Уроки графики в манга-стилях
Kage Project - Оцифровка и субтитрование аниме, собрание русских субтитров
АНИМЕлочи - Аниме-переводы, справочник по покупке аниме и манги
AKROSS - Ассоциация российских CG&anime клипмейкеров
Утэнафэн - Аниме-клипы на российские песни
Anime List.ru - Каталог сайтов, посвященных аниме и манге
Anime Postcards Service - Собрание аниме-открыток
Клуб пушистиков - Сайт, посвященный пушистым персонажам аниме
Сайты о Японии на русском языке
Сайт посольства Японии - Посланцы японского народа
Япония сегодня - Сайт одноименного журнала
Окно в Японию - Сайт Общества дружбы "Россия-Япония"
ASIAPACIFIC online magazine - Новости Азиатско-Тихоокеанского региона
Восточный портал - Культура и искусство Дальнего Востока
Страница Виталия Загребельного - Словари и пособия по японизации компьютера
Виртуальные суси - Русские японисты в Японии
Лепестки сакуры - Очень информативная страничка о современной Японии
Очерки японской культуры - Сайт о традиционной Японии
Оригами - Оригами в России
Русские хайку - Русская поэзия в японском стиле
Сайты об аниме и манге на английском языке
Anime Web Turnpike - Основное собрание ссылок об аниме, манге и японском масскульте
Anime News Network - Новости мира аниме, аниме-энциклопедия
Anime on DVD - Все об аниме на DVD в США
Akadot - Интернет-журнал об аниме и манге
Otaku World - Рецензии, ссылки, описания, игры, проект KiSS
Richard's Animated Divots - Погодовая история мировой анимации, японские ТВ-сериалы
Anihabara! - Новости аниме из Японии, конкурсы и призы
Hitoshi Doi's Anime Pages - Справочник по сэйю и многое другое
The Anime Birthday Calendar - Сайт с днями рождения персонажей аниме и манги
Anime Theme - Украшение вашего компьютера анимешными фонами, курсорами и т.д.
Сайты о Японии на английском языке
Web Japan - Огромный сайт о современной Японии, созданный при содействии МИД Японии
Japan Travel and Living Guide - Справочник о жизни Страны Восходящего Солнца
Jim Breen's Japanese Page - Большое собрание словарей японского языка и ссылок о Японии
Japanese <-> English Dictionary - Японо-английский и англо-японский онлайн-словари
Latest JPOP News - Новости японской поп-музыки
Fine Japanese Calligraphy - Японская каллиграфия и много другой информации о традиционной Японии
Русский клуб в Токио - Наши люди в Японии
ой — это уникальный, сугубо японский мета — жанр манги и аниме для девушек. Само слово «yaoi „ — сокращение от фразы «Ya ma nashi, o chi nashi, i mi nashi «, то есть — «Ни кульминации , ни смысла , ни развязки «. Изначально это был уничижительный фэнский термин, однако сейчас он приобрел расширительное и почти научное значение.
В общем случае, яой — это манга и аниме, описывающие любовные отношения между юношами или мужчинами. Для того, что понять, почему этот мета — жанр появился и как он исключительно популярен, нужно обратиться к истории японской культуры и манги.
В отличие от христианской европейской культуры, японская культура никогда не считала гомосексуализм чем — то зазорным. Наоборот, некоторые трактаты по бусидо утверждали, что настоящему самураю более пристали отношения с другим самураем, а не с женщинами, близость с которыми может отвлечь воина от строго исполнения своего долга.
К тому же, японская эстетика утверждала, что красивый мужчина — это мужчина «женственный «, привлекательный, культурный, но никак не мускулистый громила. Именно такими были герои классических японских эпических произведений (например, «Повести о Гэндзи «), и именно им стремилась подражать культурная молодежь. Так получилось потому, что эти эпосы создавали не мужчины, как это было в Европе, а женщины, которые придавали любимым героям собственные черты.
После Реставрации Мэйдзи жизнь Японии круто изменилась. Была введена строгая цензура по европейскому образцу. Но сами представления о негреховности гомосексуальных отношений цензурой было не изменить.
Когда благодаря Тэдзуке начался расцвет манги после Второй мировой войны, на арену очень быстро вышли мангаки — женщины, которые не хотели писать так и о том, о чем писали мангаки — мужчины. Их интересовали более «женские «темы — любовные треугольники, драмы, трагедии. Но все та же японская культура была очень строга в отношении роли девушки в любовных отношениях. Она не могла проявлять инициативу, а могла только вяло реагировать на мужские ухаживания. Это не давало простора для фантазии авторов.
В пику культурным ограничениям была разработана концепция «девушки — юноши «. Сначала, у того же Тэдзуки или у Икэды Риёко в «Розе Версаля «[ Berusaiyu no Bara ] (1972-1973) это была девушка, переодевающаяся в юношу. Потом возникло еще более радикальное решение — юноша, ведущий себя в любовных отношениях как девушка. Создателями этого варианта стали Хагио Мото в манге «Сердце Томаса «[ Thomas no Shinzou ] (1972) и Такэмия Кэйко в манге «Песня ветра и деревьев «[ Kaze to Ki no Uta ] (1974).
Важно отметить, что это была именно «женская «манга, которая рисовалась женщинами для девушек. Настоящие японские гомосексуалисты обычно отрицательно относятся к яою. Однако среди японок он пользуется постоянным успехом. В настоящее время яой стал мета — жанром, то есть, он бывает и комедийным, и драматическим, и детективным, и фэнтезийным, и научно — фантастическим.
Вскоре в дополнение к профессиональной манге такого рода появилась и любительская, которую, собственно, изначально и назвали «яой «. Обычно любительский яой — это манга об известных красавцах (персонажах популярных мужских манга — и аниме — сериалов) , вступающих в гомосексуальные отношения. Ее стали называть «яой «, потому что, в отличие от сёнэн — манги, любительская сёдзё — манга реже следовала классическим представлениям о строении литературного произведения (особенно триаде «завязка — кульминация — развязка «), но зато содержала откровенные эротические и порнографические гомосексуальные сцены.
Первым сериалом, по мотивам которого появилось много яойной манги, был ТВ — сериал «Мобильный воин ГАНДАМ «[ Kidou Senshi Gundam ] (1979-1980). Некоторые последующие сериалы из эпопеи «ГАНДАМ «создавались с учетом манги такого рода, и юноши — главные герои становились более привлекательными.
Со временем яойные темы стали проникать и в «традиционные «аниме — сериалы на любовные темы. Так, персонажей и сцены такого рода содержат ТВ — сериалы «Таинственная игра «и «Мальчик — мармелад «. Полностью яойного аниме немного, но в последние годы его становится все больше.
Юри
Если мужской гомосексуализм в его яойной версии стал весьма популярной темой манги и аниме, то женский гомосексуализм до сих пор остается в загоне. Конечно, хентайные комиксы и анимация пестрят изображениями девушек, занимающихся сексом, но на то это и хентай, что художники концентрируются
на изображении женской распущенности и сексуальной одержимости, а не подлинных любовных чувств.
Одной из первых подняла эту тему вышеупомянутая Икэда Риёко в манге 1973 года «Уважаемый старший брат …“ [ Onii-sama e… ]. Характерно, что действие сериала развивалось в стенах закрытой частной школы. В таких же учреждениях жили и герои первых яой — проектов, только их школы были мужскими. Манга Икэды была превращена в телесериал только в 1991 году, когда в Японии появились кабельные каналы. Слишком уже серьезной и нестандартной была тема проекта.
Как и в случае с яоем, хотя первые образцы жанра появились в коммерческой манге, название направлению дали додзинси — проекты. После выхода в середине 1980- х книжного и ТВ — сериала «Грязная парочка «[ Dirty Pair ] рынок любительской манги заполнили произведения о любви главных героинь сериала — Кэй и Юри. Действительно, хотя в оригинале обе были строго гетеросексуальны, их тотальное невезение с мужчинами и «неженственные «характеры давали массу поводов для спекуляций. Поскольку это была первая «эпидемия «лесбийских додзинси, нарисованных девушками для девушек, то направление в целом получило название «юри « (yuri ) — в честь одной из главной героинь парочки.
Хотя с тех пор прошло уже почти 20 лет, юри продолжает оставаться преимущественно додзинси — жанром. Приятные исключения — коммерческие проекты «Красавица — воин Сейлор Мун «и «Юная революционерка Утэна «. Характерно, что к созданию их аниме — версий приложил руку один и тот же человек — режиссер Икухара Кунихико .
Разновидности яоя и юри
По названию первого японского журнала, активно его публиковавшего, коммерческий яой получил второе название — «дзюнэ « (June) . Журнал «June «специализируется на публикации романтического яоя, в котором большую часть повествования занимают выяснения отношений между персонажами и различные приключения, а изображение секса подчинено прочим художественным задачам. Поэтому среди яой — отаку слово «дзюнэ «используется как синоним термина «сёнэн — ай « (shounen ai — «юношеская любовь «) и обозначает «романтический яой «.
Лесбийским аналогом сёнэн — ай является, естественно, «сёдзё — ай « (shoujo ai — «девичья любовь «). Он так же отличается от юри, как сёнэн — ай — от яоя.
Сравнительно новым течением в додзинси — яое считается «сётакон « (shotakon) . Этот термин происходит от распространенного детского мужского имени «Сётаро «и обозначает яой, одним из персонажей которого является не юноша, а мальчик, не достигший половой зрелости.
Персонажи яоя
Как нетрудно предположить, персонажи яоя делятся на три больших группы — пассивные, активные и меняющие половые роли. Последние встречаются достаточно редко.
Активные персонажи называются «сэмэ « (seme, от semeru — «нападать «). Пассивные персонажи называются «укэ « (uke, от ukeru — «принимать «). В записи имя активного персонажа пишется первым, а имена персонажей разделяются символом «x «. Например : «отношения Хииро x Дуо в додзинси по мотивам ТВ — сериала «Мобильный ГАНДАМ Дубль — вэ «.
Наиболее поэтичные любительницы яоя используют также слова «тэнси « (tenshi — «ангел «) для обозначения пассивного персонажа и «акума « (akuma — «демон «) для обозначения активного персонажа. Кстати, любовь ангелов и демонов — очень популярный сюжет яоя. Жанр, повествующий о такой любви, называется «тэнси — ай « (tenshi ai — «ангельская любовь «).
Инициатором отношений может быть как «укэ «, так и «сэмэ «. Последний вариант встречается чаще, зато первый является каноническим для коммерческого яоя.
При создании додзинси определение того, кто из персонажей будет пассивным, а кто — активным, обычно не основывается на характерах персонажей. Гораздо чаще применяется «Правило роста «— активным становится высокий персонаж, а пассивным — низкий. В тех случаях, когда очень хочется изобразить высокого персонажа в качестве «укэ «, его «занижают «.
В яой — додзинси нет границ для запретного и невозможного. Постоянно встречаются различные формы садомазохизма и инцеста. Иногда действие переносится в альтернативную реальность.
Как и в классическом коммерческом яое, в додзинси — яое обычно не бывает «счастливого конца «. Отношения между персонажами обычно либо кончаются смертью одного из них, либо трагическим разрывом. Это, с одной стороны, протест против предопределенности хэппи — энда обычной сёдзё — манги, с другой стороны — отражение неоднозначности отношения к однополой любви в японской культуре.
****************************************************************************
читай с удовольствием...
Настроение сейчас - ОтЛиЧнОе... :)В колонках играет - яой и юри...
[591x472]