[157x210]
Эльдар Александрович РЯЗАНОВ
(1927, Самара)
кинорежиссер, народный артист СССР.
Его дебютом в художественном кино стал вышедший в 1956 году фильм «Карнавальная ночь», а год назад (2006) в прокат вышла последняя, 25-я по счету, картина мастера — «Андерсен. Жизнь без любви». У комедий Рязанова — задорных, грустных, сатирических — была разная судьба: одни сразу ждал шумный успех («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих»), а другие или на многие годы оказывались на полке («Человек ниоткуда», «О бедном гусаре замолвите слово»), или просто не попадали в прокат («Предсказание»).
Но этих удач и огорчений могло вовсе не быть, так как юный Рязанов вовсе не собирался становиться кинорежиссером, тем более комедийного жанра.
В три года научившийся читать и потом запойно поглощавший книжку за книжкой, он к воcьмому классу твердо решил, что станет писателем. По примеру героя романа Джека ЛОНДОНА «Мартин Иден», Эльдар решил, что ему следует отправляться бороздить моря, а потом описать свои путешествия для других. В 16-лет, чтобы не терять зря времени, он сдал экстерном экзамены за 10-й класс и написал письмо-заявление в Одесскую мореходку. В ожидании ответа, который так и не пришел, подросток последовал примеру товарища и подал документы во ВГИК.
Так как он никогда в жизни фотографией или рисованием не занимался, в художественной самодеятельности не участвовал, автоматически отпали операторский, актерский и художественный факультеты, потому выбор был предопределен — режиссерский, для которого вроде бы ничего конкретного уметь не нужно. А за литературные труды вполне могли сойти юношеские стихи...
Лишь потом Рязанов узнал, что конкурс был 25 человек на место, но он не завалил ни одного экзамена и был принят. Условно, в зависимости от дальнейших успехов.
Через два года руководитель курса кинорежиссер Григорий КОЗИНЦЕВ все же произнес роковые слова: «Нам придется расстаться. Вы слишком молоды».
В отчаянии Рязанов ответил, что когда поступал, был на два года моложе и этот недостаток можно было заметить сразу. Озадаченно почесав голову, учитель должен был признать правоту доводов ученика.
Завершал вгиковскую учебу Рязанов в мастерской документального фильма, так как в игровом кино пределом мечтаний могла быть только должность ассистента.
С отличием защитив дипломную работу, Рязанов пять лет проработал в кинодокументалистике. Фильм «Остров Сахалин» даже был представлен на Каннском фестивале.
Когда после смерти Иосифа СТАЛИНА было резко увеличено производство художественных фильмов, в игровое кино пришло много новичков. Судьба предоставила шанс и Рязанову.
Сначала опытный коллега Сергей ГУРОВ пригласил его вместе делать фильм-ревю «Весенние голоса», а потом директор «Мосфильма» Иван ПЫРЬЕВ (создатель ставших классикой советского кино картин «Трактористы», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки») в буквальном смысле силком заставил молодого режиссера взяться за съемку музыкальной комедии «Карнавальная ночь».
В период постановки Рязанов четыре раза отказывался от фильма, сорвал все сроки и превысил лимиты, в газете «Советская культура» появилась заметка, сообщавшая, что на «Мосфильме» начинающий режиссер по отвратительному сценарию снимает очередную пошлую комедию.
Не будь настойчивости и уверенности в успехе Ивана Александровича, мы сегодня могли бы и не знать имени одного из самых любимых комедийных режиссеров.