Вы стоите на холме. Припекает жаркое июльское солнце. Перед вами раскинулся большой город: деревянные стены и башни, шатры бесчисленных теремов, золотые купола. Видны сады, огороды, лента блестящей на солнце реки. 1650 год от Рождества Христова. Откуда вы здесь взялись – одному богу известно, но цель у вас есть – войти в этот город и покорить его! Ну, на худой конец, просто сойти здесь за своего… Удастся ли вам это?
[470x200]
1. У вас серьезные намерения, и первым делом нужно позаботиться о крыше над головой. Дом в городе вам удастся снять за годовую плату:
• 3 рубля.
• 30 рублей.
• 300 рублей.
• 3000 рублей.
• Снять дом в принципе нельзя, можно только купить.
Правильный ответ 3 рубля.
Средний заработок ремесленника в XVII веке составлял примерно 1 рубль в месяц.
[300x255]
2. Вам удалось найти подходящую избу с сенями и клетью. Правда, в ней давно никто не жил – дверь не затворяется и щели светятся. А хозяин дома оказался очень уж разговорчив. Вы так много узнали от него о горожанах, о самом хозяине и соседях, что у вас ум за разум зашел. Вы уже не можете отличить, что рассказывал хозяин, а что вы сами себе придумали. И в самом деле, какого соседа из ниже перечисленных у вас не было и не могло быть:
• Монах, который живет не в монастыре, а в обычном городском доме, и более того – дает деньги в рост.
• Торговец подсолнечным маслом, который выращивает подсолнухи в своем огороде.
• Мячник – ремесленник, который шьет мячи из кожи.
• Казак, который несет службу в большом городе и никогда не бывал на Дону.
• Любой из этих людей мог быть вашим соседом.
Правильный ответ - торговец подсолнечным маслом. Родина подсолнечника Северная Америка. Изготовлением подсолнечного масла впервые занялись англичане в XVIII веке. В «Повести о новгородском посаднике Щиле» (XV век) описывается монах-ростовщик, провалившийся в ад. Авторы теста пишут о мячах, найденных при раскопках в Северо-западных русских городах. Стоит сказать о служивом роде Мячковых, хотя тут и татарское происхождение фамилии может быть.
[470x194]
3. Хозяин предупредил вас, что городские власти строго следят за соблюдением своих многочисленных предписаний и указов. Многое из того, что вам кажется естественным и безобидным, добропорядочный горожанин делать не станет. Тем временем наступил вечер, стемнело. Чем вы сейчас займетесь, чтобы не нарушить ни одного из запретов:
• Пойду погуляю по ночному городу.
• Растоплю баньку – первым делом надо смыть с себя дорожную пыль.
• Света лучины мне хватит – почитаю Библию.
• Возьму топор и поправлю покосившуюся входную дверь.
• Сварю кашу, поем и лягу спать, чтобы ненароком чего не нарушить.
Правильный ответ – «Возьму топор и поправлю покосившуюся входную дверь». В средневековой Москве были строгие правила относительно пожарной безопасности, поэтому варианты с лучиной, банькой и едой поздним вечером не подойдут. Город деревянный, опасность пожара велика. Кроме того поздним вечером улицы города перегораживались рогатками, гулять воспрещалось, по улице ходили ночные сторожа, охранявшие горожан от грабителей.
[640x459]
4. Не успели вы утром продрать глаза, как к вам уже постучал хозяин дома. Переминаясь с ноги на ногу, он пробормотал, что всю ночь не спал: ему не понятно, кто вы такой, откуда взялись и православный ли вообще человек. И потому он будет чувствовать себя спокойнее, если вы представитесь властям. Вы согласились. Но когда хозяин ушел, начали мучительно вспоминать, кто в городе главный, как же называется должность градоначальника:
• Городничий?
• Городовой?
• Губной староста?
• Городской староста?
• Воевода?
• Бургомистр?
Правильный ответ – воевода. В XVI – XVII вв. воевода – глава городской администрации, в том числе организовывал охрану порядка, выдавал проезжие грамоты и т.д.
[470x215]
5. Пришло время город посмотреть и себя показать. Но в чем выйти, чтобы не выглядеть подозрительно на улицах города? Вы совершите непростительный проступок против моды и нравов, если:
• Выйдете на улицу с непокрытой головой.
• Наденете нелепую, очень высокую и узкую шапку.
• Подпояшетесь ниже талии – чтобы обрисовался толстый живот.
• Обуетесь в плотно обхватывающие ногу сапоги на высоком каблуке с загнутыми кверху носками, как в русских сказках.
• Покажетесь на людях с гладковыбритыми щеками – без бороды.
Правильный ответ – «Выйдете на улицу с непокрытой головой». Головной убор символизировал социальное положение мужчины и семейное положение женщины. «На головы все они надевают шапки» - пишет немец Адам Олеарий, посетивший Москву в XVII веке.
[470x186]
6. Наконец вы вышли на улицу. Хозяин обещал ждать вас в канцелярии градоначальника, то есть в:
• Таможенной избе.
• Съезжей избе.
• Губной избе.
• Гостином дворе.
• Владычном дворе.
• Казенном дворе.
Правильный ответ – съезжая изба. Это канцелярия воеводы XVII века. Съезжать – значит собираться в одно место. Съезжая изба получается как место собраний, как современный «сельсовет» :)
[640x447]
7. Ваш путь лежит через торг – самое бойкое и шумное место в городе. Торговая площадь заставлена рядами лавок. В воздухе невообразимая смесь запахов, слышатся надсадные звуки волынки, наигрыши гудка, а в небе… развевается выставленное на отдельном шесте большое вышитое шелками знамя. Что оно означает:
• После обедни назначен общегородской сход.
• Это знак военной опасности: вблизи города видели отряды татар.
• Знамя имеет магическое значение – оно охраняет город от нечистой силы.
• Его водружают каждое утро, знаменуя начало нового торгового дня.
• Поднятое знамя предупреждает, что сегодня день сбора торговых пошлин.
Правильный ответ – «Его водружают каждое утро, знаменуя начало нового торгового дня». Ничего другого знамя не означает. А по поводу торговли точно объяснить не могу.
[470x216]
8. Вы спешите, но мимо книжной лавки никак не могли пройти. Вы бережно перебрали несколько книг. Какой книги вы здесь не нашли и в принципе не могли найти:
• Героическое жизнеописание Александра Македонского.
• Слово о погибели Русской земли.
• Житие протопопа Аввакума, им самим написанное.
• Мрачная история о кровопийце Дракуле.
Правильный ответ – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум написал свою биографию в 1672-1673 г.г. в пустозерской тюрьме. Поэтому оно не могло быть в 1650 году в книжной лавке.
[640x444]
9. Еще поплутав по городу, вы обогатились многими новыми сведениями. Впрочем, одно из них может быть ошибочно. А именно:
• Подворотня – это доска под воротами.
• Горница – это горнее (то есть верхнее) помещение.
• Сенная площадь – это площадь, на которой торгуют сеном.
• Сенные девушки – это девушки, которые работают в сенях.
• Все вышеперечисленное верно.
Правильный ответ «Все вышеперечисленное верно».
[640x398]
10. Вот наконец и съезжая изба. Да, именно здесь вершит свои дела воевода. В частности, сейчас он заверил вашу поручную запись -- вы обязались быть добропорядочным горожанином и избегать всего дурного. Подьячий закончил писать, а потом посыпал свежие чернила:
• Песком.
• Мелом.
• Солью.
• Мукой.
• Манкой.
Правильный ответ – «песком». А попробуйте чем-нибудь другим :)
[470x216]
11. Когда вы снова оказались на улице, потянуло дымом. За поворотом вы увидели занимающийся пламенем дом и возбужденно снующих людей. Кто-то сунул вам в руки ведро и прокричал «бежать за водой к Николе мокрому». Этот Никола:
• Парень, который сейчас черпает воду из реки и уже промок до нитки.
• Святой, церковь которого стоит невдалеке у пристани.
• Местный водовоз.
• Так горожане называют колодезный журавль.
Правильный ответ – «Святой, церковь которого стоит невдалеке у пристани». Николай Чудотворец был покровителем путешественников, храмы в его часть часто ставили у пристани. А пристани часто бывали в затопляемых весной местах. Храмы, именуемые Никола Мокрый были в Москве, Ярославле и т.д.
[470x204]
12. Когда запыхавшись и расплескав воду, вы вернулись к горящему дому, он общими усилиями был уже потушен. Один перепачканный сажей ремесленник предложил вам отметить победу над огненной стихией в кабаке. Впрочем, вы не сразу поняли, что речь идет именно о кабаке, потому что ремесленник назвал его:
• Вертепом.
• Злачным местом.
• Кружечным двором.
• Зелейным двором.
• Губной избой.
Правильный ответ – «кружечный двор». Кружечный двор – государственный кабак, где также осуществлялась оптовая продажа вина «ис подвалу» и приемка готовой продукции с вино-куренных поварен. Кружка – мера алкоголя, примерно 1,2 литра. По указу Патриарха Никона в 1652 г: "...продавать вино по одной чарке одному человеку». (Чарка – ¼ кружки, примерно 300 г.)
[640x392]
13. Вы не смогли устоять и последовали за ремесленником в обыкновенную с виду избу. Именно здесь размещается царский кабак. Вы немного выпили, а потом в речи вашего нового знакомого прозвучало слово «зернь». Что он вам предлагает:
• Налечь на черную икру.
• Налечь на красную икру.
• Заказать хорошей пшеничной водки.
• Сыграть в кости.
• Интересуется, не разменяете ли вы его серебряный талер на мелкую ходячую монету.
• Предлагает смыться, не заплатив.
Правильный ответ «сыграть в кости». Небольшие косточки с белой и черной сторонами бросали на стол. Выигрывал тот, у кого они падали условной стороной.
[591x480]
14. Пара пьяных мужиков за соседним столом громко спорят. Вы с приятелем прислушались: эти люди закопали какой-то запрещенный товар на местном кладбище – у могилы крючника Василия. Когда ваши соседи попадали под стол, вас потянуло на подвиги: почему бы не навестить кладбище и не посмотреть, чего это они там прячут? Только вот где искать кладбище:
• Посреди города у церкви.
• Внутри города на пустыре у восточной стены.
• За пределами города у западной стены в поле.
• За пределами города – на месте древнего языческого кургана.
Правильный ответ – «посреди города у церкви». Кладбища по христианскому обычаю располагались на освященной земле около церкви. Естественно, кладбища могли быть и в центре города. Например, когда при Иване III обустраивали Красную площадь, то снесли несколько маленьких старых кладбищ, что, по мнению горожан, было «не к добру». Так мы видим конфликты застройщиков и жителей были и 500 лет назад.
[600x480]
15. Неуверенной походкой вы добрались до церкви, на пороге которой тем временем разыгрывалась драматичная сцена: какой-то горожанин о чем-то умолял священника, а тот отвечал ему с негодованием. О чем таком невозможном просил горожанин?
• Он хотел развестись.
• Он просил, чтобы его обвенчали в третий раз.
• Он настаивал, чтобы его отца похоронили прямо в стенах церкви.
• Он хотел взять на дом книгу из церковного собрания.
• Он – торговец, и пытался договориться, чтобы его товары хранились в церкви.
Правильный ответ – «Он хотел развестись».
В третий раз венчаться можно, в четвёртый нельзя. Захоронения в стенах церкви существуют (вспомните Архангельский собор в Кремле). Товары в церкви тоже можно было хранить. На счёт книг – почему бы не разрешить прихожанам взять их домой.
[263x400]
16. Но вот, наконец, и кладбище. Как раз темнеет, да и хмель на свежем воздухе окончательно выветрился. Чью могилу, вам, кстати, нужно сейчас искать?
• Калачника Василия.
• Крашенинника Василия.
• Крючника Василия.
• Кичника Василия.
• Квасника Василия.
• Кушачника Василия.
• Золотых дел мастера Феофана.
Правильный ответ «Крючника Василия» - тут проверяется память.
[470x218]
17. Так или иначе, вы опознали место по свежевскопанной земле и отрыли спрятанное. Однако не успели вы стряхнуть с товара землю, как откуда ни возьмись – отряд объезжего головы. Он берет вас с поличным! Что же такое запрещенное у вас в руках?
• Отрез персидского шелка.
• Мешок с картофелем.
• Бочонок табака.
• Склянка опиума.
• Книга «Переписка Иоанна Грозного с Андреем Курбским».
Правильный ответ – «бочонок табака».
Меры по борьбе с курением тогда были строгие. За торговлю табаком полагалась смертная казнь с конфискацией имущества: «А кто русские люди и иноземцы табак учнут держати, или табаком учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено имати … и за то тем людем чинити наказание болшое бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и животы имая, продавати, а денги имати в государеву казну» (Сборное уложение 1649 года, глава 25, статья 11). За курение полагались телесные наказания: «А которые люди с табаком будут в приводе двожды, или трожды, и тех людей пытать и не одинова, и бити кнутом на козле, или по торгом, а за многие приводы у таких людей пороти ноздри и носы резати, а после пыток и наказанья ссылати в далние городы, где государь укажет, чтоб на то смотря иным так неповадно было делать» (статья 16). Если же у вас нашли табак, но вы утверждаете – что он не ваш, назначалось серьёзное расследование, впрочем, невиновного освобождали: «те люди скажут, что тот табак не их, а чей, того не ведают, … А про неведомой табак спрашивать у пытки, а у пытки толко учнут говорить те же речи, что и в роспросе, и тех людей потому же свобожать» (статья 14).
[470x218]
18. И вот, вторую ночь в городе вам пришлось провести в тюрьме. На утро вас потребовал к себе воевода. Дело не только во вчерашнем происшествии на кладбище. Вы и в целом не вызываете доверия, вы будто не из мира сего… Воевода смотрит на вас пристально и предлагает решающее испытание. Он велит вам прочесть вслух «Отче наш». Вы бодро начинаете говорить и вдруг с ужасом спотыкаетесь на первой же фразе. Как правильно сказать:
• Отче наш, иже еси на небеси…
• Отче наш, иже еси на небесах…
• Отче наш, иже еси на небесех…
Правильный ответ «Отче наш, иже еси на небесех…».