Маркетологи работающие с молодёжью, видят своего потребителя успешным яппи или стремящимися стать им. Однако значительная часть молодых людей, сформировавшихся в период общественных потрясений конца 80-х годов прошлого века, живет по совсем иным законам, точнее "понятиям". Изучать их нам ещё предстоит ... Ipos Russia
>> как возникли гопники Термин «гопники» возник в начале 20-х годов прошлого века. Тогда в Ленинграде в помещении гостиницы «Октябрьская» на Лиговском проспекте организовали Городское общежитие пролетариата, сокращенно ГОП. Туда свозили выловленных на улицах юных беспризорников, уличенных в мелких кражах и других противоправных действиях. Обитателей этого учреждения и им подобных стали впоследствии называть гопниками. В результате взаимопроникновения и блендирования культуры русской крестьянской общины с ее круговой порукой и культуры криминального дна городов, начавших активно расти в результате развернувшейся в Советском Союзе индустриализации и сопутствующей ей урбанизации, и возник феномен гопничества. Бывшие крестьянские дети, попавшие в города в ходе миграций революции и гражданской войны или прибывшие из деревень вместе с их родителями по «рекрутскому» набору на стройки коммунизма, были вырваны из привыч-ной для них среды. Чтобы противостоять чуждому и незнакомому миру, нужно было задействовать знакомый по деревне механизм деления всех на «своих» и «чужих», который подразумевал взаимопомощь среди своих и враж-дебность и агрессию по отношению к чужим. Состояние воспринимаемой относительной депривации по отношению к более сытым и благополучным горожанам подогревало эту враждебность и подталкивало к различным формам девиантного поведения. Более того, росло убеждение, что наиболее простым способом преодоления существующего разрыва в уровне благосостояния является не стояние у станка по окончании «ремеслухи» и не катание тачки на строительстве объектов индустриализации, а адаптация «культурного капитала» преступного мира городов и отдельных его навыков «экспроприации экспроприаторов». |
>> правильные люди Внешние признаки полугопа: • «быть одетым как люди» - безликий casual (без эксцессов военно-спортивного стиля, но и без акцентированной модности в западном ключе); • бегающий взгляд, в котором сконцентрировано понимание всей мудрости жизни и иерархических отношений между «рулящими» и «терпилами», которые, с точки зрения полугопа, и составляют ее суть (взгляд, который сразу заносит собеседника в ту или иную категорию и, таким образом, определяет его потенциальную ценность); • умеренно нагловатая самопрезентация, свидетельствующая об уверенном следовании «правильным» формам бытия. Ценностные ориентиры полугопа: • прочная вера в бизнес-иерархию (не в меритократиче-скую иерархию, а в заслуженную тем или образом «авторитетность» в бизнесе); • в рамках бизнеса существование и продвижение в коллективе (вне коллектива других «правильных пацанов» человеческая личность не имеет большой значимости и человек не имеет реальных шансов на успех); • близорукий прагматизм (стремление к краткосрочным выгодам, игнорируя долгосрочную перспективу); • автаркия сознания: то, как живет и думает полугоп, считается единственно правильным и возможным. Остальные миры, включая миры западных ценностей, коммуницируе-мые голливудским кинематографом и рекламой международных брендов, объявляются фантомными, на них, может быть, и любопытно смотреть, но они не имеют никакого отношения к реальной жизни. |
• противопоставление себя большому социуму, миру родителей, нормативным установлениям государства и права, культ силы;
• представление о социальной мобильности как об эволюции уровня доминирования данной дворовой тусовки и расширение ее ареала – от двора и микрорайона до высот экономической и, если получится, политической власти;
• стилистическая эклектичность между местным и международным, возникшая на основе практически родоплеменного характера данного микросоциума («городского трайбализма») и ориентации на крупные международные бренды, проистекающей из культа силы и «крутизны».