Скорее всего, в начале XX века меценат и театрал Дягилев и представить себе не мог, что спустя 100 лет его именем назовут самый дорогой и гламурный клуб российской столицы. Но он однозначно бы этим гордился! Помимо своих заслуг в области театрального искусства, господин Дягилев был популярным богемным персонажем, не пропускающим ни одного важного события светской публики того времени. Удивительным было то, что большая часть этой публика болела насморком – или просто делала вид, что болеет. Во всяком случаем лекарство – нюхательный порошок от насморка применяли многие. Кокаин был очень популярен в высоком обществе, пока не был запрещён как наркотик. И стал ещё дороже и популярнее, когда его запретили. Светская богема и интеллигенция часто обращалась к наркотикам в поисках настроения. При всеобщем осуждении наркомании в современном обществе, никто не видит ничего плохого в том, что, например Булгаков, был морфинистом и употреблял опиум, равно как и Гоголь. Очень многие творческие люди, начиная с конца XIX века употребляли наркотические вещества. Величайшие художники, режиссёры, музыканты и артисты сделали популярным разгульный и порочный образ жизни. Алкоголизм Ван-Гога или Хемингуэя выглядит куда более привлекательным, чем алкоголизм современного человека.
Период второй мировой войны приостановил всё культурное развитие общества, и следующий всплеск можно заметить уже в 50х годах – в Америке появляется культура рок-н-ролла. Бунтарство, которое по нашим современным меркам кажется совершенно безобидным, изначально было лишено всяких химических примесей. Но приходят 60ые, Элвис и Мерлин Монро сидят на наркотиках, начинают появляться более грубые андеграундные движения вроде сайкобилли (более кислотный вариант рокабилли), первые панковые весточки. Хотя Дикарь в исполнении Марлона Брандо, учиняющим разбои со своей мотоциклетной бандой всё ещё кажется нам простым задирой из соседнего двора, однако популязация альтернативного образа жизни набирает обороты. Алкоголь и наркотики выходят на большой экран.
Эпоха хиппи, накрывшая мир, в один миг поставила все точки над и. Наркотики всем и столько сколько нужно. Боб Марли внёс свой вклад, но это был человек Джа, человек Марихуаны. В Америке же становятся популярными менее натуральные наркотики – глюкогенные вещества типа ЛСД. На этой волне появляется гениальная группа Jefferson Airplane, чей хит Somebody to Love становится гимном хиппи и возрождается в хаус варианте в 2003 году. Карлос Кастанеда подливает масло в огонь. Но движение хиппи лопнуло, ударявшись о реальность, как мыльный пузырь. Вот и Элвис умер в 77 году. Самый стильный, самый сексуальный и красивый мужчина на свете с самым невероятным голосом умер от ожирения и передоза. Своей жизнью Элвис сделал счастливыми миллионы американцев, но ценой чего всё это было достигнуто. Такая же история и с Мерлин Монро и, наверное, самая трагичная, с Фредди Меркури. Конечно ещё мы помним самую трешевую love story – про Сида и Ненси, которых можно назвать героиновыми вариантами Ромео и Джульетты. Sex Pistols – главная панк группа показала человечеству, что жизнь, к которой все привыкли – учёба, работа, зарплата, семья – лишь дурацкая фантазия, что в жизни есть столько всего интересного кроме этого. Например, любовь и наркотики.
В 80х glam-rock группы не обходились без ЛСД или героина. А с момента изобретения танцевальной электронной бочки и таблетки экстази, количество наркоманов в мире возросло в несколько раз. Таблетка счастья, которая позволяет танцевать всю ночь, не уставая – отличная забава для рейверов и трансеров. В Москве с момента появления первых клубов экстази стало быстро набирать популярность. Параллельно в Питере появилась Корпорация счастья, открывшая впоследствии Казантип. Закинутся кислотники любили не только на многочасовых рейвах, но и на более спокойных afterparty в небольших кафе. Прошло 15 лет с момента появления этой культуры в Москве (если точкой отсчёта брать 1991 год, развал СССР, клуб Титаник и Гагарин Party на ВДНХ), но сильно эта ситуация не изменилась. За эти 15 лет многие звёзды шоу бизнеса успели полежать в наркологических клиниках, некоторые ушли из жизни, московской публике стали известны все виды существующих наркотиков, появились совершенно новые социо-культурные группы людей – в зависимости от того, какие клубы ты посещаешь, можно легко определить, что ты употребляешь.
История сделала круг и в начале XXI века, как и при жизни господина Дягилева, самым популярным развлечением гламурного общества является кокаин. Кокаин всегда был самым дорогим и любимым наркотиком высокого общества, но почему же в современной Москве возраст людей, употребляющих кокаин, спустился до 17 – 18 лет? Я думаю тут два ответа: первое – нефте-газо-алмазо-доллары, которые зарабатывают культурно безграмотные родители нового поколения тусовщиков. Второе – культивизация наркотиков вообще и кокаина в частности в культуре всего ХХ века. Как я и говорил, очень многие художники, писатели, режиссёры, актёры и их киногерои употребляли наркотики, в частности кокаин. Не говоря уже о рок звёздах. И все эти люди чаще всего вошли в историю, чаще всего зарабатывали миллионы. Клубная культура, естественно сделала своё дело – переняв и переработав гламур и пошлость рок музыки, она выпустила на рынок буквально наркотический бренд. Не зря религию Сталин назвал опиумом для народа. Религия и наркотики во многом схожи как институты – в первом – церковь, во втором – клуб, в первом – молитва, во втором – электронная танцевальная музыка. И песни, которые мы слышим в клубах – о чём они? «Drugs, rock’n’roll, shiny disco-balls..», «Сначала по одной – потом по половинке – рецепт лучшей вечеринки..», «If you gonna ride – you ride a white horse» - все понимают, что эта песня не про лошадь! Причём не только хаус или техно – но и r’n’b – «В клубе потабачим и несёмся дальше..» Складывается ощущение, что не курит травку в современно обществе только лох. Как говорится в небезызвестной песне, её курят и олигархи, и студенты и преподаватели. У человека даже не возникает вопроса, курит ли его новый знакомый из клуба – он сразу предлагает ему дунуть. Такая ситуация была со всеми – попробуйте в следующий раз не согласиться, как обычно, а сказать «я не курю» - на вас вытаращат глаза и подумают что вы какой-то странный. Но не о травке речь. Возрождение кокаина в Москве началось с красивых дорогих клубов вроде Шамбалы и проектов Зима – Лето – Осень. Клубные промоутеры сыграли немалую роль в постепенном отходе богатой публики от таблеток и перехода на белый порошок. Логика данной стратегии вполне проста – кокаин намного дороже и человек под ним не ограничивает свой рацион минералкой и чаем. Следовательно, это выгоднее для клубов. Ну и конечно, последовавшей за Зимой клуб First, поставивший точку в этом вопросе. Если кто-то не знает то first – это не первый, в смысле лучший клуб, first – это кокаин на жаргоне – то есть первый, лучший наркотик.
Конечно, хочется сейчас подвести какой-то итог и сделать правильные выводы, но боюсь, что итог подводить не под чем. Ситуация в клубной культуре была такой всегда, с этого клубная культура началась, этим и живёт. Возьмите Ибицу или Казантип. Прошёл век с периода тусовок господина Дягилева и сильно ситуация в светском обществе не изменилась. Только музыка стала громче, машины быстрее, а девушки развратнее. Да и не для кого не секрет, почему именно в честь этого известного импресарио назван клуб в саду Эрмитаж и что и за сколько там можно всзять в баре. Очевидно, таковы законы общества.
[525x700]