Он был первым монахом в линии Карма Кагью. Говорят, что в своих прошлых жизнях Гампопа был учеником Будды Кашьяпы и Будды Шакьямуни. Во временена Будды Шакьямуни его имя было Кандрапрабха Кумара. Когда Будда спросил своих учеников, кто будет учить Самадхараджа и Кандрапрадипа сутрам в будущем, когда жизнь будет более тяжелой, Гампопа ответил, что будет это делать. В двух сутрах Будда предсказал, что появится монах-доктор в северной стране снегов, в Тибете. Гампопа родился в 1079 году в семье, практиковавшей поучения Ньингма. Его отец был доктором, и сам Гампопа тоже стал врачём. Кроме того, он получил много поучений дхармы. В возрасте 22 лет он женился, и у него родилось двое детей. Через несколько лет его сын и дочь умерли во время эпидемии. Вскоре умерла и его жена. Из-за этого он решил стать монахом и принял сан в традиции Кадампа Говорят, что он мог оставаться в самадхи 13
дней, но, несмотря на это, истинного постижения природы ума не возникало. В возрасте 32-х лет он впервые услышал о Миларепе и захотел увидеться с ним. Несмотря на возражение его учителя покинуть монастырь он всё-таки встретил в горах Миларепу. Еще до его появления Миларепа говорил своим ученикам, что скоро придёт держатель его линии преемственности. В следующие 10 лет Гампопа получил всю передачу лини Карма Кагью и реализовал состояние Махамудры. По указанию Миларепы он ушел и обосновался в Гампо Дар, около Дагпо, в Южном Тибете. От этого и идёт его имя: "Гампопа - человек с горы Гампо". Гампопа основал монастырь традиции Кагью. У него было 51 600 учеников, среди них около 500 йогинов, живущих в пещерах и ритритном центре близ монастыря. Его главным учеником был Дюсум Кхьенпа, первый Кармапа. Кармапа и еще три ученика Гампопы основали четыре "большие" школы Традиции Кагью.
Гараб Дордже
(Санскр. Прахеваджра), Тулку Гараб Дордже ( Линия Пховы), излучение Будды Алмазный Ум, был первым человеком держателем линии Дзогчен. Он родился в королевской семье в Уддияне. Еще будучи ребенком, в нем проявлялось много особенных способностей, поэтому было понятно, что он не обычный мальчик. Говорят, что он вступил в философские дебаты с 500 учеными и победил в возрасте 7 лет без всякого обучения. До 32 лет он медитировал в хижине на вершине горы. И там он получил прямую передачу Алмазного Ума и реализовал свою Будда-природу. Три года он провел в обществе Дакинь, записывая эти учения. Остаток своей жизни он медитировал и учил в Ситаване, знаменитом старом кладбище к северо-востоку от Бодхгая. В старой Индии кладбища являлись местами силы, населенными дакинями, привидениями, дикими животными и йогинами. Кладбища являлись местом медитативной практики и служили напоминанием о непостоянстве. Именно здесь Гараб Дордже встретил своего главного ученика Джампела Шеньена.
Гау
Небольшой контейнер для реликвий, обычно из металла и носится на шее.
[букв. "Добродетельные"] Самая поздняя из четырех линий тибетского буддизма. Реформированная школа, основанная Цзонгхапой Лозанг Дракпой (1357-1419), который был учеником Четвертого Кармапы. Особое ударение эта школа делает на изучении текстов и монашеской традиции - Винае, приверженности "ступенчатому пути", происходящему от Кадампы и интерпретации Цзонгхапой Мадхьямаки. Хотя и имеет в распоряжении несколько Тантр, не принимает передачу "Ньингма" и часто представляет себя как принадлежащую к Великому, а не Алмазному Пути.
Гендюн Ринпоче
Лама Гендюн Ринпоче был мастером медитации и духовным руководителем Дагпо Кагью Линг (Франция). Он провел более тридцати лет в уединённом ритрите и затем 16-ый Кармапа, Ранджунг Ригпе Дордже, отправил его в Европу. Умер в октябре 1997.
Геше
Почетный ученый титул, которого удостаиваются после трудных экзаменов.
Гомпа
Буквально "медитировать". Третья фаза практики, следующая за получением и осмыслением учений. Гомпа - реальное выполнение медитативной практики. Также под этим словом подразумевают помещение, в котором проходит практика медитации.
[Тиб. Пема Джунгне, Санскр. Падмасамбхава, Букв. Лотосорожденный] Возможно афганский Йогин, принесший полный цикл буддизма в Тибет в восьмом веке. Гуру Риноче считается излучением Будды Амитабхи. В Тибете он провел более 55 лет. Он проявлял захватывающую жизнь и бесчисленные чудеса и весьма почитаем нереформированными школами тибетского буддизма. Он основал линию Ньингма, почитаем как второй Будда, и благодаря его активности Дхарма прочно закрепилась в Тибете. Поле его силы в особенности присутствует на десятый день новой луны. (См.также Линия Пховы)
Гуру Чобер (1196 - 1231)
Гуру Чобер являлся сыном младшего брата Кхепы Ньибума ( Линия Пховы). До семи лет он казался довольно туповатым мальчиком, но затем, неожиданно, показал большую мудрость. До 18 лет он жил со своим дядей Кхепой Ньибумом и получил от него полную передачу. Позже он учился у знаменитого Сакья Пандиты. Он стал известным за свой острый интеллект и ученую мудрость. Говорят, что он непосредственно переживал каждый Будда-аспект, на который медитировал.
Уже в подростковом возрасте Гьялва Шангтон интенсивно изучал Дхарму. У него было видение Любящих Глаз и других Будда-аспектов. Дордже Легпа в нескольких ситуациях появлялся перед ним, прося Шангтона следовать за ним, чтобы тот смог достичь просветления. Во многих случаях Дордже Легпа защищал его. У него были видения Дриме Шеньена и в Чимпху он открыл различные его Термы. Он получил полную передачу высших учений от Джетсуна Сенге Вангчуга ( Линия Пховы). Как знак высокой реализации, тело его не отбрасывало тень.
Гьялва Юнгтонгпа (1296 - 1576)
Гьялва Юнгтон Дордже Пал родился в южном Тибете в Цонгду Гурмо, на рыночной площади которой в возрасте пяти лет он встретил ученого Трофу Кенчена Сонам Сенге. Уйдя от матери, ребенок продемонстрировал такую преданность, что сразу получил Прибежище и принял обеты мирянина. В пятнадцать лет он поступил в монастырь школы Ньингма Угпа Лунг, в котором ламы Цурчунг и Бале учили его Тантраяне. Продолжил свою академическую деятельность в монастрыском колледже Шалу, получив известность большого знатока как Сутры, так и Тантры. Но только после встречи с Третьим Кармапой он понял истинное значение учений и достиг высочайшей реализации. Он стал держателем линии приемственности и затем передал учения Четвертому Кармапе.
Это место расположено во Франции в Дордонье, неподалёку от Peyzac le Moustier, и является главной резиденцие Кармапы в Европе. Управляет им Джигме Ринпоче. Центр был основан в 1975 году 16-м Гьялва Кармапой. Великие тибетские мастера и западные ламы дают здесь поучения, доступные широкой публике, как буддистам, так и не буддистам. В сердце центра существует Институт сохранения и передачи традиции (в настоящее время развивающийся), предоставляющий помещения для большой библиотеки и устроенный в качестве места для изучения, исследований и обмена знаниями. Каждый год летом там проводится курс по буддийской философии. Дагпо Кагью Линг - материнский центр для многих меньших центров, расположенных во Франции и Европе. См. Подробнее.
Дакиня
Женский Будда-аспект, связаный со знанием, интуицией и мудростью.
Далай Лама
Далай Лама является духовным главой Линии Гелуг тибетского буддизма. До китайского вторжения (т.е. 1642-1959), он также был политическим лидером Тибета.
Дангма Лхунгьел Гьелцен является излучением Дриме Шеньена (Вималамитры). У него было видение Дордже Легпы, которое позволило ему найти учения Дхармы, спрятанные Ньянг Тингдзин Сангпой ( Линия Пховы). Спустя пятнадцать лет после обнаружения учений, он стал искать подходящего ученика для передачи соего опыта. Он выбрал Джетсюна Сендже Вангчуга.
Это представление Прибежища в форме дерева. У дерева золотой ствол и четыре серебряные ветви, и оно расположено в центре озера. В том месте, где от ствола расходятся ветви, расположено место Коренного Ламы. На четырёх ветвях расположены Будда-аспекты, Будды, Дхарма и Сангха. Ствол окружен множеством защитников. Предварительные практики, например, выполняются перед Древом Прибежища.
Дешин Шегпа, пятый Кармапа, родился в районе Ньянг Дам южного Тибета. Родившись, он сразу же сел, вытер лицо и объявил: "Я - Кармапа, Ом Мани Пеме Хунг Хри". Ринчен Пал, серетарь Третьего Кармапы, который нашел и стал секретарем Четвертого Кармапы, также обнаружил ребенка и снова некоторое время служил ему секретарем в третий раз. Дешин Шегпу привезли в Цава Пху, где проживало значительное количество учеников четвертого Кармапы. Шамар Качо Вангпо немедленно узнал ребенка как воплощение Ролпе Дордже, и передал ему Черную Корону и другие вещи четвертого Кармапы. Он же передал Кармапе полный цикл учений Кагью.Этот Кармапа был известен своими путешествиями, когда он учил по всему Тибету, Монголии и Китаю, куда его пригласил Император Тай Минг Чен, который ранее стал учеником Дешин Шегпы. Вернувшись через несколько лет в Тибет, Кармапа воздвиг много храмов и ступ, продолжал учить и давать посвящения. Он обнаружил следующее воплощение Шамара, Чопал Йеше, организовал его посвящение и дал ему передачу Кагью. Однако же следующим держателем линии был его ученик Ратнабхадра.
(Санск. Манджушримитра) родился в семье брахмана. Он был ученый. В видении Манджушри он получил предсказание: "Если хочешь достичь просветления в этой жизни, отправляйся в Ситавану." Согласно предсказанию он встретил там Гараба Дордже ( Линия Пховы) у учился у него Дхарме в течение 75 лет. После смерти учителя он принялся систематизировать учения и 109 лет медитировал в Сосадвипе, другом кладбище на западе Бодхгая. Такой крайне долгий период жизни, приписываемый ему и другим учителям эпохи имеет различные объяснения - существовала традиция, когда каждые 6 месяцев считались за год, а кроме того, многие великие мастера достигали реализации долгой жизни посредством практики, например на Будду Безграничной Жизни.
Джамьянг Кхьенце Вангпо (1820 - 1892)
Джамьянг Кхьентсе Вангпо был одним из величайших лам последнего века и одним из наиболее важных Тертонов. Его считают излучением тела Джигме Линпы. В 19 лет он получил передачу Лонгчен-Ньингтхиг от Джигме Гьялве Ньюгу ( Линия Пховы). Он и Патрул Ринпоче были главными учениками Джигме Гьялве Ньюгу. В течение 13 лет он получил все существующие учения различных линий от более чем 150 лам. В это время он изучил более 700 работ. Дилго Кьентце, один из его воплощений, сказал, что главной практикой Джамьянга Кьентце Вангпо была Гуру-Йога. В его автобиографии написано, что он реализовал истинную природу ума во время выполнения Нендро. Джамьянг Кьентце Вангпо был сильно вовлечен в развитие так называемого "неограниченного движения Риме". Причина его возникновения была в том, что в то время многие линии передачи и практики находились под угрозой исчезновения. Целью движения Риме было достижение совершенного мастерства в учениях всех линий, чтобы затем быть в состоянии дать каждому своему ученику точные учения в соответствии с их индивидуальными способностями.
Джамьянг Ринпоче (1880 - 1947)
Пятый Шамарпа утверждал, что воплощения Кармапы и Шамарпы неразделимы на абсолютном уровне ума. Это два различных излучения, "иногда проявляющиеся как отец и сын, иногда как братья или другие родственники". Так же произошло, когда Двенадцатый Шамарпа Джамьянг Ринпоче стал сыном Пятнадцатого Кармапы. Двенадцатый Шамарпа вел тихую, но плодотворную жизнь. Он был Йогином - Бодхисаттвой, который учил и руководил теми, кому посчастливилось знать его, и его сила распростронялась на всех, кто окружал его. Он оставил отпечаток ноги на скале, как знак своей реализации.
Джамьянг Чокьи Лодро (1893 - 1959)
Джамьянг Чокьи Лодро, воплощение активности Джамьянга Кхьенце Вангпо ( Линия Пховы), считается одним из величайших мастеров дхармы этого века. Еще будучи ребенком, он получил передачу Лонгчен-Ньинтиг от Адзома Другпы. В 15 лет он стал настоятелем монастыря Дзонгсар, который был резиденцией его предшественника Джамьянга Кьентце Вангпо. В 1956 он пересек Лхассу, направляясь в Индию и посетил много мест силы в Индии и Непале. Последние годы жизни он провел в Сиккиме.
Джетцун Сенге Вангчуг
Уже в юношеском возрасте Сенге Вангчуг был очень искусен в Дхарме и получил передачи от Дангмы Лхунгьел Гьелцена ( Линия Пховы). Вдохновленный видением Дриме Шеньена (Вималамитры), он полностью освободился от привязанности к физическому телу и достиг реализации радужного тела в возрасте 125 лет. В XIX веке он переродился в качестве знаменитого Джамьянга Кхьенце Вангпо ( Линия Пховы).
Джигме Гьялве Ньюгу (1765 - 1843)
Джигме Гьялва Ньигу был одним из главных учеников Джигме Лингпы ( Линия Пховы). Он также был учеником главного держателя линии Джигме Лингпы, первого Додрупчена Ринпоче. Вначале много лет он практиковал в Кхаме, а затем много времени провел со своим учителем Джигмой Лингпой в Центральном Тибете. После достижения реализации он вернулся по совету своего учителя в Кхам. Там он практиковал 21 год в суровых условиях на уединенной горе. Молва о нем распространилась и вскоре около 200 Йогинов стали его учениками и поселились рядом с ним в палатках. Он стал одним из главных учителей Патрула Ринпоче, который 25 раз получал и записывал учения о подготовительных упражнениях. Таким образом был создан Кунсанг Ламе Шалунг. Эти учения были опубликованы на английском под названием "Слова моего совершенного учителя". Сегодня это - канонический текст в линии Ньингма, который высоко ценят и учителя Кагью. Джигме Гьялва Ньигу и Додрупчен Ринпоче распростанили Лонгчен Ньингтиг по всему Тибету, особенно в Восточном Тибете.
Джигме Лингпа (1729 - 1798)
Джигме Лингпа один из великих, и даже сегодня один из наиболее важных учителей линии Дзогчен. Он через три видения получил передачу от Лонгчена Рабджама ( Линия Пховы) и реализовал его учения, которые были известны в Тибете как Лонгчен Ньингтхиг. До тех пор, пока он начал учить, несколько лет эти учения держались в тайне, так как важно, чтобы Тертон практиковал учения сам, перед тем как передавать его другим. У Джигме Лингпы было много прекрасных учеников. Первый Додрупчен Ринпоче, Джигме Тринле стал его главным держателем линии. Среди воплощений Джигме Лингпы множество знаменитых лам, таких как До Кьентце Йеше Дордже (излучение ума), Патрул Ринпоче (излучение речи) и Джамьянг Кхьенце Вангпо (излучение тела) ( Линия Пховы).
Джигме Ринпоче
Лама Джигме Ринпоче родился в семье 16-го Кармапы Ранджунга Ригпе Дордже братом Шамара Ринпоче. Он получил множество учений от Кармапы, который, в ходе его первого визита на Запад, оставил его своим представителем. С тех пор Лама Джигме Ринпоче руководит Дагпо Кагью Лингом, основной резиденцией Кармапы во Франции. Он дал бесчисленное множество учений Дхармы и на его глазах центр вырос из небольшого домишки на окраине деревни в большой центр. Помимо незаурядных организаторских способностей, он весьма уважаемый лама. Очень многим принесли пользу его глубокие знания, понимание западного образа жизни, практическая мудрость, тепло и юмор.
Джигме Тенпа Ньима (1865 - 1926)
Джигме Тенпа Ньима был Третьим Додрупчен Ринпоче, воплощением главного держателя линии Джигме Линпы. Много учений он получил от Патрула Ринпоче, с которым у него была очень тесная связь. Когда Тенпе Ньиме было 8 лет, Патрул Ринпоче пригласил всех в округе для того, чтобы Тенпе Ньима смог дать им учения по Бодхичарайяватаре ("Вступление на путь Бодхисаттвы" Шантидевы). Позже он от Джамьянга Кхьенце Вангпо ( Линия Пховы) получил передачу Лонгчен- Ньингтхига.
Дзен уходит своими корнями в Китай и основывается на буддизме Махаяны. Из Китая дзен распространился во Вьетнам, Корею и позже в Японию и Тайвань. Основателями его были Бодхидхарма и Хуи-ненг. В дзен-буддизме очень важна медитация. Её выполняют в течении медитационных сессий , но так же в течении каждодневных рутинных действий, которые производятся в определённом "основном медитативном настрое".
Нечто неразрушимое, такое, что может разрубить всё что угодно. Дословный перевод (родственное слово в английском "vigor" - сила, энергия): "молния" или "алмаз".
Он используется вместе с колокольчиком, потому что методы и мудрость неразделимы. Ваджра может быть с девятью, пятью или тремя спицами. Спицы мирной ваджры соединяются на конце, в то время как у гневной слегка откланяются. Верхние спицы пяти-спицевой ваджры символизируют мять мудростей.
[ Тиб. Тхаргьен] Главная философская работа Гампопы. Объясняет взгляд и путь Великого Пути. Прекрасное введение в базовые учения.
Драгоценности, Три
[ Тиб. Кончог Сум, санскр. Триратна] "Три Редкие и Драгоценные". Будда - цель, выражение абсолютной природы Ума; Дхарма - методы и учения, т.е. путь, приводящий к этому состоянию; и Сангха - собрание помощников на пути. Вместе с Тремя Корнями, они составляют полное буддийское Прибежище.
Дриме Шеньен
[санск. Вималамитра] Родился в семье домохозяина в Западной Индии. Хотя он путешествовал в Китай раньше, чем Йеше До (Джняна Сутра), его учеба у Шри Сингхи (Палджи Сенге) была менее глубокой, и он, наконец, закончил свое обучение в качестве его ученика. После того, как его учитель Палгджи Сенге умер, Дриме Шеньен в течение 20 лет был учителем индийского короля, и вопследствии еще семь лет практиковал на кладбище. Король Тибета Тризонг Децен ( Линия Пховы), желавший установить в Тибете Дхарму, пригласил Дриме Шеньена. Тот согласился. Король, Гуру Ринпоче и Дриме Шеньен сыграли очень важную роль в принесении буддизма в Тибет. Наиболее важные учения, принесенные Дриме Шеньеном в Тибет были названы Вима Ньингтхиг в его честь. Проведя в Тибете 13 лет, Дриме Шеньен отправился в Китай на гору Ву Т'ай Чан, где трансформировал тело в радугу. Говорят, что он будет проявляться и излчаться в этой неразличимой для людей форме до тех пор, пока в мире существует буддизм.
Другпа Кюнлег (1455 - 1570)
Знаменитый тибетский Йогин. С детства проявлял необычные способности, а в семь лет, когда его отца убили, решил полностью посвятить себя Дхарме. Он обучался у множества учителей того времени и, обретя реализацию, так выразил смысл учений: "Будь начеку! Следи за умом!" Осознав, что к этому сводится смысл всех Обетов, он оставил монашество и начал вести жизнь странствующего Налджорпы, обращая в путь все происходящее и давая учения в очень необычной, ломающей привычные представления, форме. Благодаря своим проделкам он прославился как "Безумный Святой" и истории о нем очень популярны в Тибете.
Тринадцатый Кармапа, Дюдул Дордже родился в южном Тибете и сразу же был найден Ситупой, который привез его в Цурпху в возрасте пяти лет. Во время очередной эскалации политической напряженности правитель Тибета Седьмой Далай Лама Калцанг Гьятцо вместе со своим премьер-министром Сонамом Топгьялом установили правило, что все оффициальные лица правительства должны принадлежать к Гелугпе. Вследствие этого, требовалось подтверждение инкарнации нового Кармапы со стороны Далай Ламы. В конце концов, Тринадцатый Кармапа и Девятый Шамарпа Кунчок Джунгнэй, были все же возведены на трон. Кармапа получил от Ситупы полные учения Кагью, но Шамарпа прожил только восемь лет, что приблизило очередной конфликт. В последствии Дюдул Дордже и Ситупа помогли Като Рингдзину Цевангу Норбу опознать в молодом брате четвертого Панчен Ламы, Палден Йеше следующее воплощение Шамарпы. Однако Седьмой Гьялцаб Ринпоче (1699-1765) с одобрения монахов монастыря Янпачен, основной резиденции Шамарпы в Тибете, уже утвердил в этом качестве сына из богатой семьи Гер Намсайлинга. В конце концов спор достиг суда, где было принято решение, что именно Кармапа знает истинное местонахождение перерожденца.
Родившись в семье практикующего буддиста в Ратайе (Восточный Тибет), Дюсум Кхьенпа получил первые учения Дхармы от своего отца, а затем продолжал обучение у других учителей провинции, пока не достиг 12 лет. Затем он отправился в Центральный Тибет, где провел последующие 12 лет в медитации и получении учений у знаменитых ученых, среди которых были Кьябпа Чокьи Сенге и Патцаб Лотцава Ньима Траг. В возрасте тринадцати лет он получил учения Кагью от Гампопы, учения которого находились в родстве с линией учений, полученных от Речунгпы и других учеников Миларепы. Практика его была настолько глубокой, что он обрел Сиддхи (сверхспособности), которые позволили ему посещать места силы Алмазного Пути в Индии. В одном из них, в Удияне, Дакини поделились с ним своей мудростью. В 44 года он покинул Центральный Тибет и вернулся в провинцию, где родился. Там он провел 39 лет до самой смерти, основав три процветающих монастыря, распространяя учения Кагью и обучая своих учеников. Среди них он выбрал Дрогона Речена в качестве следующего держателя линии.
Заслуга
Так называют запас позитивных впечатлений в уме, служащий основой для эффективного развития и практики. Накопление этих впечатлений происходит из активности тела, речи и ума на основе Просветлённого Настроя. См. также Накопления
Защитники
Бывают трех видов: Непросветленные энергии - Джигтенпы, у которых все еще существует представление о "себе", и их лучше избегать, так как это может быть чревато. Если их взяли под контроль такие Йогины как Гуру Ринпоче или Кармапы, то они становятся Дамцигпами, и сдерживаются обещаниями не причинять вред существам. Они зачастую выглядят несколько "необычно" и, постепенно становясь Бодхисаттвами, проявляют вертикальный глаз мудрости на лбу. Наиболее важными защитниками являются прямые излучения Будд: мужские Махакалы и женские Махакали. Они выглядят достаточно гармонично внешне и всегда находятся начиная с восьмого Уровня Бодхисаттвы и выше. Начиная с того момента, как практикующий принимает буддийское Прибежище, они обеспечивают то, что каждый опыт становится шагом на пути к Просветлению.
Звенья Взаимозависимого Возникновения, двенадцать
[Тиб: тендрел чуньи, Санскр: двадаша-пратитьясамутпада] Принцип Взаимозависимого Возникновения является одним из базовых учений, данных Буддой. Основой этого принципа являются эти Двенадцать Звеньев Взаимозависимого Возникновения, составляющие главную практику Пратьекабудд. Понимание нежелательности пребывание в условиях Самсары может быть достигнуто многими способами. Один из них внимательно рассмотреть каким образом Самсара функционирует. Понимание истинной природы Самсары, должно вызвать сильное желание достигнуть Освобождения от неё.
Неведение [Тиб: маригпа, Санскр: авиджняна или авидья] относительно своей истинной природы и вера в реально существующее «Я» является причиной:
Действий [Тиб: дхудже, Санскр: самскара], или Формирования. Неведенье вызывает мешающие эмоции, в результате которых происходит действие. Неловкие действия оставляют отпечатки в потоке сознания (Карма). В соответствующих условиях эти отпечатки проявляются и формируют наше будущее существование.
Сознание [Тиб: намше, Санскр: виджняна], поток сознания переносит отпечатки и позволяет им созревать с семенами действий в виде кармических привычных тенденций, которые выливаются в:
Название и форму [Тиб: мингчжук, Санскр: нама-рупа], иными словами, привычки из прошлого существования заставляют нас считаться с Эго, состоящего из тела (формы) и умственной активности (имени). См. Скандхи, что, в свою очередь, составляет:
Основу восприятия или источник [Тиб: кьече друк, Санскр: садьятана], т.е. шесть способностей чувств. Это составляющие «формы», функционирующие как двери для связи с внешним миром, из чего возникает:
Контакт [Тиб: рекпа, Санскр: спарша], это звено позволяет произойти контакту между сознанием и расположенными в нём объектами, т.е. встреча объекта, органа чувств и чувственного сознания. что явится причиной возникновения:
Ощущения или восприятия [Тиб: цорва, Санскр: ведана], и соприкосновение с приятными объектами вызывает приятные чувства, контакт с неприятными объектами – неприятные чувства. Результатом этого будет:
Привязанность [Тиб: сепа, Санскр: трисна], чувства, восприятие приводит к привязанности (желанию), которое неизбежно превращается в:
Цепляние, попытку удержать [Тиб: ленпа, Санскр: упадана или праявастхана], мы стараемся получить желанный объект и избежать нежеланного, что оставляет новые отпечатки в сознании. Это заканчивает процесс:
Становления [Тиб: сипа, Санскр: бхава], т.е. после смерти отпечатки в сознании приводят к новому существованию - в результате происходит:
Рождение [Тиб: кьева; Санскр: джати], в соответствии с отпечатками, кармой, мы перерождаемся в определённых условиях. Это с неизбежностью приводит к:
Старению и смерти [Тиб: гава чива, Санскр: джара-марана], после рождения мы стареем и, в конечном счете, умираем.
Двенадцать звеньев изображены в тибетском Колесе Существования, схематически показывающем то, как человек перемещается по кругу существования, Самсаре. Существует несколько способов объяснения этих вещей. Расположение звеньев тоже различаются в зависимости от объяснений, описанные промежутки жизни, относящиеся к двенадцати звеньям также. В описаниях касающихся двенадцати звеньев говорят как о промежутке одной жизни или как о трёх жизнях (с 1 по 3, с 4 по 9 и с 10 по 12). Прекращение этого процесса осуществляется овладением пути к Освобождению. Принцип Взаимозависимого Возникновения показывает, что все явления зависимы друг от друга, т.е. пусты в смысле отсутствия у них независимого существования. Таким образом, Взаимозависимое Возникновение и Пустота неразделимы.
(Санскр. Джняна Сутра ) Йеше До родился в семье из низкой касты на востоке Индии. Он жил вместе с 500 учеными в Бодхгая. Однажды, когда он прогуливался с другим ученым, Дриме Шеньеном (Вималамитрой), появился Алмазный Ум и сказал ему отправляться в Китай достигать