• Авторизация


Во времена Нерона 17-05-2008 15:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Нашел небольшой рассказ крупнейшего римского историка Тацита Публия (55-120гг) о пожаре Рима (64 г.), бывшего во время императора Нерона (54-68 гг. н.э.).
Утверждали, что пожар этот, уничтоживший 2/3 города, начался неслучайно, но его специально устроил Нерон, чтобы полюбоваться столь необыкновенным редчайшим зрелищем и чтобы лучше представить себе пожар Трои. Слух об этом преступлении Нерона разошелся по всему Риму. Нерон, чтобы подавить его решил свалить всю вину на христиан, о которых в Риме ходили самые нелепые слухи. Тацит, повидимому, им верил. В своих "Аниалаж" поэтому он пишет следующее:

"И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виновных и придал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени Которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат, подавленное на время это зловредное суеверие вновь прорываться стало наружу и не только в Иудее, от куда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежавшим к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслужили самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона".
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
Во времена Нерона жестокость правителя была обусловлена частой сменой Императоров.
Жечь каленым железом приходилось все что только можно. Любое проявление недовольства гасить в зародыше.
После того как сгорел Рим, а Нерон ответил жестокостью и казнями, и в его адрес был организован большой заговор в 65 г.
который возглавляли довольн известные и влиятельные личности из сословия всадников.
Нерон конечно же под борьбу с заговорщиками много и личных врагов уничтожил, но это нормальная была ситуация - он оберегал свою жизнь...

Хотя Тацит и Светоний говорят о том, что казнены были христиане - сложно представить как в то время можно было разделить приверженцов христианской религии и прочих восточных традиций ( не мне одному, кстати - такой видный исследователь древнего Рима, как Сергей Ковалев придерживается подобных взглядов ).
Ну и про пожар - начался он в полнолуние, в июле, а эстетический эффект не мог быть тогда очень уж большим.

Да и как император - Нерон Клавдий Цезарь Август Германик был не столько гонителем религий, сколько несчастным человеком за влиянние на которого шла постоянная борьба придворного окружения.
Тот случай когда время и место не совпали ((
Игорь_Ягупов, а знаете как отличали христиан? В то время люди были толерантны. Когда они приезжали на чужую землю, для них вполне нормально было поклоняться чужим богам (у нас свои - у вас свои). А христиане-то верили в одного Бога, им нельзя было поклоняться другим. Их убивали не за то, что они верили во Христа, а за то, что не верили в богов римской империи и не поклонялись им (официальным богам).

Это не касалось иудеев (давно существовали). Остальные приносили жертвы перед статуей императора и их отпускали... - так и отделяли. Христиан вообще называли атеистами (по той же причине)

Это со слов преподавателя религиоведения, старшего научного сотрудника кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Андрея Вячеславовича Кураева
Виктор_Солнцев,

Спасибо за интересную информацию.
Но продолжу наставивать на своем мнении, что для ТОГО периода о котором мы говорим - отделить христианина от поклонника многих схожих культов было сложно.
Говорить о массовых гонениях на христиан очень сложно еще и потому что, при всей терпимости к разного рода верованиям, собственно культ - традиция исполнения обрядов у христиан тогда был в зачаточном состоянии.
Как мне кажется тогда был один способ бороться с христианством, бороться с низшими слоями жителей государства. Но был ли в этом смысл ?
Сословия имевшие вес и возможность влиять на политическую ситуацию как раз в Христа то и не верили, а удар при подавлении заговора, со стороны Нерона был как раз и нанесен в основном по всадническому сословию.
Вы же сами читали Плиния?

"Плиний императору Траяну.

...Я никогда не присутствовал на следствиях по делу о христианах: поэтому я не знаю, чем и в какой степени их следует наказать или как вести дознание. Я очень колебался, надо ли, вынося приговор, делать разницу между возрастами или же ничем не отличать нежный возраст от людей взрослых, прощать ли раскаявшихся, или же человеку, который был христианином, отречение не идет в пользу, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, связанного с именем. Пока что с теми, кого приводили ко мне в качестве христиан, я придерживался такого образа действий. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал второй раз и третий, угрожая им казнью, упорствующих велел уводить на казнь. Я не сомневался, что какова бы не была сущность их признания, их следовало, конечно, наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были такие же безумцы, которых я, как римских граждан, решил отправить в Рим. Вскоре в ходе самого разбирательства, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше и больше, и появились многочисленные виды их. Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они являются христианами или были ими, я решил отпустить, когда они вслед за мной призвали богов, совершили пред изображением твоим, которое я велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того обругали Христа: настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Другие, названные доносчиком, сказали, что они христиане, а затем отказались от этого, сказав, что они были христианами, а затем отпали, некоторые за три года, другие за много лет назад, некоторые за двадцать. Все они почитали и твое изображение, и статуи богов, и обругали Христа. Они утверждали, что вся их вина и заблуждение состояли в том, что они, обычно по определенным дням, собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, триста как Бога и клятвенно обязывались не преступление совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся прислужницами, и не обнаружил ничего, кроме безмерного, уродливого суеверия, поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие числа тех, над кем нависла эта угроза: множество людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов идут и будут идти на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но кажется, ее можно остановить и помочь делу. Достоверно установлено, что покинутые храмы опять начали посещаться, торжественные службы, давно оставленные, восстановлены и корм для жертвенных животных, на которых до сих пор едва-едва находился покупатель теперь опять распродаются. Из этого легко заключить, какое скопище людей можно исправить, если дать место раскаянию".
Игорь_Ягупов, Вы же сами читали Плиния?

"Плиний императору Траяну.

...Я никогда не присутствовал на следствиях по делу о христианах: поэтому я не знаю, чем и в какой степени их следует наказать или как вести дознание. Я очень колебался, надо ли, вынося приговор, делать разницу между возрастами или же ничем не отличать нежный возраст от людей взрослых, прощать ли раскаявшихся, или же человеку, который был христианином, отречение не идет в пользу, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, связанного с именем. Пока что с теми, кого приводили ко мне в качестве христиан, я придерживался такого образа действий. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал второй раз и третий, угрожая им казнью, упорствующих велел уводить на казнь. Я не сомневался, что какова бы не была сущность их признания, их следовало, конечно, наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были такие же безумцы, которых я, как римских граждан, решил отправить в Рим. Вскоре в ходе самого разбирательства, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше и больше, и появились многочисленные виды их. Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они являются христианами или были ими, я решил отпустить, когда они вслед за мной призвали богов, совершили пред изображением твоим, которое я велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того обругали Христа: настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Другие, названные доносчиком, сказали, что они христиане, а затем отказались от этого, сказав, что они были христианами, а затем отпали, некоторые за три года, другие за много лет назад, некоторые за двадцать. Все они почитали и твое изображение, и статуи богов, и обругали Христа. Они утверждали, что вся их вина и заблуждение состояли в том, что они, обычно по определенным дням, собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступление совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся прислужницами, и не обнаружил ничего, кроме безмерного, уродливого суеверия, поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие числа тех, над кем нависла эта угроза: множество людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов идут и будут идти на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но кажется, ее можно остановить и помочь делу. Достоверно установлено, что покинутые храмы опять начали посещаться, торжественные службы, давно оставленные, восстановлены и корм для жертвенных животных, на которых до сих пор едва-едва находился покупатель теперь опять распродаются. Из этого легко заключить, какое скопище людей можно исправить, если дать место раскаянию".
Игорь_Ягупов, в нашем календаре имеется память множества мучеников первых трёх веков. Это просто исторический факт. Может, у вас просто не хватает информированности?
Между периодам правления Нерона и Траяном прошло довольно много времени.
Ситуация с распространение христианской религии была такова что к периоду правления Траяна можно было говорить о "проблеме христианской религии" в масштабах гос-ва.
Я же со своей стороны говорил о времени правления Нерона и только.
А Плиний вобщем то довольно прохладно отзывался о римских богах:
"Смешно, когда мы видим, что ( римские боги ), в силу разнообразных людских выдумок, представлены между распределившими между собою занятия, подобно мелочным откупщикам налогов...."
Мученики первых веков, как факт их существования - да это было, но литературы об исполнении культа I века никогда не встречал.
Хотя стоит признать, что возможно мало информирован - всерьез темой культа в первые века никогда не интересовался.
А кстати - есть ли такие работы ?
Игорь_Ягупов, есть. Катакомбная Церковь тогда была.
Виктор_Солнцев,

Ну про катакомбную церковь я слышал )
Спрашивал все же о другом ..


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Во времена Нерона | Виктор_Солнцев - Дневник Виктор_Солнцев | Лента друзей Виктор_Солнцев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»