Очень важным, на мой взгляд, является вопрос читателя относительно возможности участия верующего человека в обрядах церквей других направлений. К примеру, можно ли православному христианину причаститься в католическом костеле и что при этом произойдет на «тонком» плане?
Ответ на вопрос хочу начать с собственного примера. В этом году я уезжала за границу из Львова на католическое Рождество, а возвращалась во Львов – на наше, православное.И вот 6 января мы с подругой искали во Львове православный храм, но наткнулись на костел, в котором шла служба. Зашли. Я была впервые на католическом богослужении. Играл орган, и его живое звучание наполняло празднично украшенный храм. Верующие католики молились – большинство из них сидя, некоторые – на коленях.
Интересно, что при входе в храм я четко услышала на тонком плане: «Молиться в католическом храме вам можно, но не вздумайте причащаться!» Подумала: зачем нам это говорят? И причастия-то нет. Но вот через минут 15 верующие католики выстроились в две шеренги, образуя коридор, по которому шли священники. И началось причащение! Подруга ринулась туда, чтобы тоже причаститься – интересно ведь попробовать, но я ее буквально оттянула назад, помня об услышанном. И меня будто волна оттолкнула от причащающихся.
Мы смотрели, как люди стояли вдоль храма живой дорожкой, а священник вкладывал им в рот Дары, которые напомнили мне по форме печенье. Я смотрела с интересом на происходящее – все отличалось от православного богослужения, но в сердце непрестанно звучала молитва единому Богу.
После я задала своему надмирному Учителю вопрос о том, что могло бы произойти, если бы мы, православные христиане, причастились в католическом храме? Ответ был такой:
«Случился бы диссонанс, который мог бы проявиться у тебя в виде головной боли, тошноты, рвоты и некоторых других проявлений. Ты не настроена на католичество настолько, чтобы участвовать в этих таинствах. Твой дух укреплен в православии, и поэтому он бы отторг католические святыни. Ты не смогла бы преодолеть барьер, воздвигнутый между эгрегорами. Ты крещена в православии, и это определяет все.
Тот, кто не является искренне верующим, хотя крещен в православии, мог бы не почувствовать глубину диссонанса, и проявления на физическом плане могли бы отсутствовать или ограничились бы легким головокружением.
Православная христианская церковь, имеющая свои каноны, требует от верующих их соблюдения, и это не случайно. Почему православная церковь не рекомендует причащаться в церквях других конфессий? Прежде всего, это связано с необходимостью включения причастника в иное поле, а это требует от него определенных энергетических затрат. В результате во время причастия организм не способен максимально полно вместить ту благодать, которую свободно вместил бы в поле Церкви, к которой он принадлежит».
Но я знаю случаи, когда православные христиане причащались в храмах, принадлежащих Армянской церкви, и там никто им не запрещает это делать. В наших храмах, насколько мне известно, причащать иноверцев не принято. По этому поводу я тоже получила ответ:
«Причащающийся в армянском храме православный христианин входит в чуждую ему среду, испытывает большую нагрузку на энергоцентры и в итоге делает как бы маленький глоток из Чаши благодати.
Православная церковь более жестко подходит к осуществлению этого таинства, чем Армянская, допускающая к причастию в своих храмах православных христиан, т.к. известный догматизм позволяет ей (т.е. православной церкви) сохранить свою чистоту от размывания чуждыми вероисповеданиями. Каждый иноверец, захотевший причаститься в христианском храме, внес бы частичку опыта своей веры. При известном накоплении таких инородных «вкраплений» воздействие из тонких планов на физическую компоненту службы было бы ощутимым. В результате такая «размытость» могла бы привести к отходу от православных канонов.
Армянская церковь не претендует на множественность причастия иноверцев, а небольшой процент причастившихся верующих других конфессий не нарушит чистоту богослужений».
Очень много в последнее время говорят о надрелигиозном сознании. Я попросила разъяснения и по этому вопросу. Услышала следующее:
«Человек с надрелигиозным сознанием, понимая сущность мироздания как единую систему, созданную Богом, старается объединить все религии или, вернее, выйти за их пределы, приподнявшись над стационарным сознанием.
Он пытается привести к единому знаменателю все религии мира. В итоге он может потеряться связь со своей базовой религией, а это чревато «выталкиванием» из ее эгрегора. Человек отсекается от таинств своей церкви, а структура его еще не готова для прямого богообщения. В итоге он просто оказывается вне религии, хотя может говорить о надрелигиозном сознании.
Идея братства всех религий не нова. Но до сих пор попытки их слияния не дали результата. До тех пор, пока человечество находится на этой ступени, допустимо только осознание возможности единства. Но человек все равно должен принадлежать к одной из конфессий – хотя бы для того, чтобы включаться в обряды и таинства. Выход в надрелигиозные сферы при неподготовленности структуры человека как космической единицы приведет к такому подходу, где есть осознание существования Бога, но нет возможности единения с ним посредством таинств. В итоге ситуация аналогична атеизму, при котором человек полностью отсекает себя от связи с Господом через церковную атрибутику, обряды и таинства.
Из этого следует одно: связь с Богом должна осуществляться не только через осознание Его существования, но и через церковь, к которой человек принадлежит. Это не помешает терпимо относиться к людям иных вероисповеданий, не помешает воспринимать Бога как бесконечную, но единую трансцедентальную личность, любить всех людей и жить с ними в мире.
Если русский человек попадет в чужую страну, где говорят на другом языке, ему трудно будет адаптироваться там без знания языка. Хотя люди там такие же, и цвет кожи у них один, и уровень цивилизаций схожий. Пока человек не адаптируется, пока он не выучит язык и обычаи, ему там придется туго. А если он решит посмотреть на свою планету с Луны (вариант оторванности от всех религий при понимании их единства), то он должен взять с собой с Земли то, что ему необходимо: запас еды, воды и воздуха. Но вода, еда и воздух должны быть привычны ему. Так, если он возьмет с собой в путешествие еду африканского племени, где питаются жучками, то вряд ли он выживет в чужих для него условиях.
Иметь надрелигиозное сознание можно, но нельзя отрываться от базовой религии, иначе ты окажешься в роли космонавта, не взявшего с собой в полет необходимые запасы».
Я понимаю, что это вопрос дискуссионный, и каждый может иметь свою точку зрения. Но мне все-таки кажется, что мы еще не «созрели» до того, чтобы быть едиными во всем, в том числе, и в вопросах восприятия Бога и возможности соприкосновения с Ним. Наверное, такое время когда-нибудь и наступит, но сегодня мы естественно разделены особенностями культур, обычаев и т.п. И, в конце, концов, есть понятие единства со своим народом, со своими предками, со своими религиозными корнями. Нельзя отсекать эти корни, нельзя становиться «чужим» среди «своих», и трудно стать «своим» среди «чужих».