[700x525]
Фехтование – как причастие, приступать к нему надо очистив тело и душу. Стоит нарушить неписаный закон – и наказание неизбежно.
Артуро Перес-Реверте
Фехтование… Это точная наука, высшая математика; сумма определенных слагаемых неизбежно приводит к одному и тому же результату: победе или поражению, жизни или смерти…
Артуро Перес-Реверте
Шпага, господа, это существо мистическое. Да-да, фехтование – мистика для благородных людей. Особенно в нынешние времена.
Артуро Перес-Реверте
В тот день, когда последний учитель фехтования окончит свой земной путь, все благородное и святое, что таит в себе извечное противоборство человека с человеком, уйдет в могилу вместе с ним… И останутся лишь трусость и жажда убивать, драки и поножовщина.
Артуро Перес-Реверте
Фехтование увлекательнее игры на бильярде.
Балтазар Фишер
Фехтование… единственный вид упражнений, где упражняется дух.
Мишель Монтень
…Нельзя не предложить эту фантастическую, приносящую небывалые плоды дисциплину для преподавания в школах.
Ричард Ф. Бёртон
…Продай одежду свою и купи меч.
Евангелие от Луки, 22:36
Данный раздел призван помочь сориентироваться во всем многообразии информации (зачастую – ошибочной), которая окружает фехтование в современном мире. Здесь собраны определения основных понятий, имеющих отношение к нашему искусству. Данные определения являются авторскими разработками Сергея Мишенёва и его личной интеллектуальной собственностью. Правообладание закреплено официальными публикациями. Любое воспроизведение данных текстов возможно только при условии предварительного согласования с автором. Воспроизведение отдельных фрагментов допускается при условии ссылки на автора.
ФЕХТОВАНИЕ
Итак, что же такое фехтование? Оказывается, ясного и всеми принятого определения этого понятия нет по сей день. Не то, чтобы различные учебники прямо противоречат друг другу, нет. Но детальные формулировки, описания тонких, едва уловимых, но важных предметов, явно страдают односторонностью. Так, например, в некоторых справочниках определение фехтования начинается словами «вид спорта…», хотя фехтовальный спорт со всей его историей едва ли составляет десятую часть всего искусства владения холодным оружием. Также открытым остается вопрос и об оружии в фехтовании.
Вопросов много, а ответов… Ответов, пожалуй, еще больше.
В середине XX века, в советскую спортивную литературу вошло определение Мольера: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию».
О классической школе трудно сказать точнее. И очень важно здесь использование понятий «искусство» и «жизнь оружия» – основных определяющих любого вида тонкого фехтования. Однако для современного спорта формулировка Мольера оказалась черезчур архаичной. Поэтому в 1978 году ее перефразируют на современный профессиональный язык: «Искусство фехтования состоит в том, чтобы в поединке с противником наносить уколы (удары), не получая их самому. Для успешных действий в бою фехтовальщик должен владеть техникой разнообразных приемов нападения и защиты, тактикой их применения и иметь высокий уровень развития физических, специальных двигательных и психических качеств».
Применительно к современному спортивному фехтованию это, безусловно, очень точное определение. А если подходить к вопросу механически, то и к любой другой разновидности этого искусства – тоже. Но механический подход к фехтованию едва ли уместен. Поэтому для более отчетливого представления о предмете, обратимся и к другим авторам, которые в разное время высказывали по этому вопросу свое мнение.
«По моему понятию, – пишет Луиджи Барбазетти, – «Фехтовать» – значит: поставить противника в невозможность вредить нам, а «фехтовальное искусство» – есть то искусство, которое учит самым полезным и верным способам, ведущим к этой цели». Это типичный взгляд представителя итальянской школы. Барбазетти немногословен. По большому счету он вообще не объясняет, что такое фехтование, а говорит лишь о доктрине боя. Здесь не упомянуто даже оружие! Его формулировку, при желании, можно применить и к борьбе, и к боксу. Автор уверен, что читатель сам знает, о чем идет речь. Но ведь, в принципе, так оно и есть…
Краткости Барбазетти можно противопоставить определение русского фехтмейстера Лихошерстова: «Фехтование есть борьба и существует с самых первых времен человечества. Из самого жесткого, имеющего конечною целью смерть противника, оно, претерпев массу изменений дошло в наше время до самого утонченного, деликатного способа ведения борьбы».
Вводя понятия «утонченность» и «деликатность», русский мэтрдарм раскрывает характер современного ему фехтования. Однако обязательный факт наличия оружия в фехтовальном бою здесь тоже упущен. Опять мы сталкиваемся с уверенностью автора в том, что самую суть читатель знает сам. И опять эта уверенность оправдана.
Если же попытаться выделить наиболее точное определение из всех известных, то пальма первенства, на наш взгляд, принадлежит первому русскому профессору фехтования И. Е. Сивербрику: «Фехтование есть искусство с ловкостью владеть каким-либо ручным холодным оружием, соединенное с красивым положением корпуса во всех позициях».
Коротко, ясно, изящно! И ни одного лишнего слова. Ведь «красивое положение корпуса» это не декорация. Это наиболее рациональное положение, положение прямое и энергичное, твердое и целеустремленное. А вместе с тем спокойное и внимательное. Словом – самая суть фехтования.
Однако открытым остается вопрос о том, какое положение считать красивым, а какое – нет. Ведь известно, что многие теоретики, например, деятели театра, отказывают старинным способам боя в утонченности: «Неверно представление, будто в эпоху Возрождения дрались красиво и элегантно» – пишет Б. Немировский. Хотя почему бы удару ногой не быть элегантным, а подножке – красивой? Но раз уж такое мнение все-таки существует, то приходится признать, что и определение Сивербрика субъективно.
Ну а «ручное холодное оружие», которое упомянул профессор? Шпага? Да. Сабля? Само собой! Ну а если, скажем, саперная лопатка?.. Все наше естество восстает против того, чтобы считать драку с использованием саперных лопаток фехтовальным поединком. Тем более что на этот случай имеется такое всепоглощающее название как «рукопашный бой с использованием подручных средств».
Так какое же оружие считать фехтовальным?
Ответ, на самом деле, не так уж сложен. Фехтовать можно не только любым холодным оружием, но и любым подходящим по весу и размеру предметом. Но. Только то холодное оружие, для которого когда-либо была создана ШКОЛА фехтования, является фехтовальным, то есть полностью приспособленным для ведения фехтовального поединка.
Значит рапиры, сабли, навахи, трости и т. п. являются фехтовальным оружием. А саперные лопатки, резиновые дубинки, автоматы Калашникова с примкнутым штык-ножом – нет, так как для них были разработаны системы боя, но не фехтовальные школы.
Но вернемся к вопросу о том, что же такое фехтование. И с учетом всех изложенных выше нюансов, получаем следующее: Фехтование – это искусство ведения боя любым фехтовальным холодным оружием и подчиненное законам той или иной фехтовальной школы. Это определение вполне подходит к любой исторической эпохе, а с позиции сегодняшнего дня позволяет отделить искусство фехтования от техники рукопашного боя с использованием подручных предметов – вопрос, который не вставал ни перед Сивербриком, ни перед Мольером.
ШКОЛА ФЕХТОВАНИЯ
Фехтование – это искусство ведения боя любым фехтовальным холодным оружием и подчиненное законам той или иной фехтовальной школы. Именно такое определение является, на сегодняшний день, наиболее точным. Ибо, с позиции сегодняшнего дня, формулировки Сивербрика, Барбазетти, или даже самого Мольера, оказываются явно устаревшими. А в нашем определении – все просто и почти все понятно. Почти, потому что здесь присутствует понятие школа, а это, в контексте фехтования, чрезвычайно важный момент. И чтобы расшифровать такое понятие, нам потребуется отдельный разговор.
Рассматривая пятитысячелетнюю историю фехтования, мы выделяем целую эпоху школ (конец XVII–XIX века). Расположенная между эпохой Мастеров и нынешним фехтовальным модерном, эта эпоха унаследовала богатейший боевой и методический опыт предшествующих столетий и заложила основы современных боевых и спортивных направлений. Это, однако, не означает, что школы появились только тогда. Просто в это время их роль в фехтовальном мире выходит на первый план.
Вообще же, фехтовальные школы зарождались одновременно с фехтованием. Первоначально это нехитрые наборы технических и тактических приемов, ревностно хранимые носителями мастерства, да некоторые основы методики обучения неофитов. В дальнейшем, школа фехтования заметно перерастает эти узкие границы, фокусируя в себе идеи, методы и коллективный опыт целых поколений фехтмейстеров. Возникает теория фехтования, получают научное обоснование педагогические методики, формируются идеология и философия, закладываются, тесно переплетенные с религией и метафизикой моральные основы предмета, зарождаются и крепнут традиции, ритуалы и другие факторы этического и эстетического богатства.
Таким образом, школа становится фундаментом, основой фехтования во всех его проявлениях, инструментом его развития и совершенствования, системой сохранения и передачи мастерства. Причем, все это в русле национальных традиций, применительно к тому или иному конкретному виду оружия и под большим влиянием личности Основателя.
Проще говоря, школ фехтования много. Следует заметить, что на высших уровнях проявления Мастерства это вовсе не означает, что одна школа лучше, а другая хуже.
Но это на высших. На низших же уровнях открытым остается вопрос о степени совершенства школы, то есть где та граница, за которой школа перестает быть школой и становится просто системой боя на том или ином виде холодного оружия. Например, применительно к древним системам боя, на заре фехтования. Ведь очевидно, что всю глубину и суть предмета мастера постигали не сразу, требовался как минимум опыт поколений. Но ведь и само фехтование как искусство, как наука, как форма культа тогда еще находилось в зачаточном состоянии. Поэтому мы вправе предположить, что степень развития школы была здесь пропорциональна уровню развития и понимания предмета.
А вот начиная со Средневековья, а в некоторых случаях и раньше, понимание школы становится вполне современным. Любая школа к тому моменту уже прошла проверку временем. Мастера всерьез задаются вопросами глубинного осмысления своего искусства. Не всегда успешно – «Фехтовать легче, чем говорить об этом» – сокрушается Ханко Добрингер (1389), но зато бодро и уверенно – «решительно все возможные виды оружия и сражений» – отзывается о своем учебнике Ханс Талхоффер (1443). Когда же на границе эпохи Братств и эпохи Фехтмейстеров включился процесс создания новых школ (пока еще фамильных), то их новизна была хоть и явной, но относительной. Любая мало-мальски значительная система базировалась на многовековом фундаменте предшествующих. Эта аксиома тем более верна применительно к эпохе Школ, когда на смену фамильным школам пришли национальные.
И, наконец, на рубеже XIX–XX веков процесс создания новых школ завершился. Последними вновь образованными школами стали, созданные по системе смешения, так называемые школы микст. Большим энтузиастом этого дела был «главный учитель фехтования Рима» Микеле Паризе. Его микст представлял собой оригинальное сочетание французских и итальянских боевых традиций и пользовался достаточной популярностью у новаторов начала XX века. Строго говоря, процесс создания этих смешанных игр (joi mikst) следует охарактеризовать как деградацию классического жанра. Но, одновременно, и как зарождение современного фехтовального спорта!
Сегодня процесс создания новых фехтовальных школ невозможен: слишком далек отрыв от корней (хотя, на это есть и другие, более глубокие, причины). Это, однако, не означает невозможности создания красивых и эффективных систем боя.
Ну и последний вопрос, который, пожалуй, следует осветить, это вопрос о стиле фехтования. Стиль, в отличие от школы, это не инструмент сохранения, развития и обучения, а внешняя движенческая или поведенческая особенность. Стиль это почерк.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФЕХТОВАНИЯ
Какие виды фехтования существуют? Задаваясь этим вопросом, мы опять сталкиваемся с острым дефицитом нужной информации. Острым еще и потому, что идея классификации фехтования по видам родилась относительно недавно – примерно в середине XX века. Фехтмейстеры предыдущих поколений такими, чисто теоретическими, проблемами не увлекались и лишь разделяли свои учебники на главы по видам оружия – шпаги, сабли, палаши, ружья со штыками, гимнастические палки… Надо сказать, что для учебника именно такой прямолинейный подход к предмету является наиболее рациональным. Но для полного и правильного понимания всей фехтовальной культуры его явно недостаточно. Требуется ясная и точная система, в рамки которой органично вписывается любой вид, подвид или раздел фехтования.
А что же нам предлагают специалисты второй половины XX века?
Прежде всего, очень подробные и, безусловно, очень грамотные описания всевозможных спортивных направлений. Это объективно. Ведь единственная изданная в тот период литература, где, так или иначе, затрагивается вопрос видов – спортивные учебники.
В области спорта фехтование классифицируется по видам оружия, возрастным категориям участников соревнований, по уровням самих соревнований.
Любые не спортивные проявления, как правило, не освещаются вообще, или упоминаются очень коротко, укладываясь в один абзац.
На самом деле, если брать искусство фехтования в целом, то предметом, определяющим вид должно стать не оружие, а функционально-целевой признак. Только это понятие включает в себя все возможные формы существования предмета.
Исходя из этого условия, можно выделить всего три ипостаси фехтования: боевую, состязательную и постановочную.
Боевое фехтование – это первоначальная функция фехтования как такового. Боевое фехтование подразумевает реальное противоборство двух или более противников, имеющее целью действительное выведение из строя одной из сторон. Под действительным выведением из строя подразумевалось не только физическое уничтожение врага, но и его обезоруживание, обращение в бегство, нанесение раны или, при условии очевидного превосходства, принуждение сдаться.
Виды боевого фехтования, в свою очередь, так же делятся на две подгруппы: бои по правилам и бои без правил. В первом случае действия бойцов ограничены определенным набором условий, как то: равное оружие, регламентация времени встречи и поля боя, ограничение результата (до первой крови), запрет ведения боевых действий против обезоруженного, технология уравнивания шансов и т. п. Во втором – никаких ограничений. Но и в том и в другом случае бойцы сражаются по-настоящему, не на жизнь, а на «действительное выведение из строя».
К подгруппе боевого фехтования по правилам относятся классические фехтовальные дуэли и судебные поединки.
К подгруппе «без правил» – древние поединки-оракулы и другие виды принудительных боев военнопленных, аристии – поединки героев и/или полководцев на виду двух армий, классическая римская гладиатура, а так же всевозможные боевые составляющие в столкновении враждующих войск, при разбойных нападениях и т. п.
Состязательное фехтование – это соревновательная функция фехтования, подразумевающая реальное противоборство двух или (в виде редкого исключения) более противников, имеющее целью условное выведение из строя одной из сторон. Под условным выведением из строя подразумевается имитация укола или удара, или нанесение укола или удара специальным соревновательным оружием по, как правило, специально защищенному сектору, а так же обезоруживание, принуждение отступить за условную границу или сдаться.
Состязательное фехтование в свою очередь также подразделяется на две подгрупп, которые можно охарактеризовать как результативно-состязательные и демонстрационно-состязательные. В первом случае преобладает борьба за чистый результат, во втором – наряду с результативностью на первое место выдвигается зрелищная сторона.
К результативно-состязательному фехтованию относятся различные древние виды обрядовых боев, прежде всего, бои-инициации, и современное спортивное фехтование, как международное, так и национальное.
К демонстрационно-состязательному – поединки-ассо XVIII–XIX веков и средневековые турниры, прежде всего, рыцарские.
Следует помнить, что и обрядовые бои, и современное спортивное фехтование совсем не исключают зрелище. Достаточно вспомнить, что на обрядах инициации собирался весь род, а спорт привлекает болельщиков. Но это, в данном случае, совершенно побочный эффект, не оказывающий существенного влияния на технику или тактику боя, или даже на его атмосферу.
Постановочное фехтование – это художественная функция, подразумевающая имитацию реального боя двух или более противников и исполняемая партнерами. Цель постановочного фехтования – создание специфического зрелища, которое, в зависимости от художественных задач и возможностей может иметь различные жанровые, стилевые и технологические формы.
Постановочное фехтование состоит из четырех самостоятельных видов:
• Сценическое фехтование – это изображение боя на сцене, то есть на площадке, обозревае6мой с одной стороны. Сценическое фехтование тесно связано с театром, поэтому здесь преобладают постановки боев из пьес классического репертуара.
• Экранографическое фехтование – это изображение боя на экране, лишающее ценности непосредственного общения исполнителей и зрителей, но дающее огромные технологические возможности – эффекты монтажа, укрупнения отдельных элементов приема, нахождение оптимального ракурса, рапид.6
• Цирковое фехтование – это изображение боя на арене, то есть на пространстве, обозреваемом со всех сторон. Кроме этого, технического, условия цирковое фехтование традиционно подчиняется законам циркового жанра.
• Показательное фехтование – это чистая демонстрация отдельных боевых приемов и элементов боевых схваток. Показательное фехтование, как правило, лишено сложных художественных задач, на первом плане здесь четкая и ясная отработка заранее оговоренных действий, которые часто сопровождаются комментарием ведущего. Такая форма может использоваться, например, на лекциях с демонстрациями, или на показательных выступлениях фехтовального коллектива. Постановщику боев в этом виде постановки достаточно лишь знать большое количество боевых приемов.
Таковы базовые формы существования фехтования. Именно базовые, так как возможны следующие этапы его деления: по видам оружия, по правилам и условиям, по наличию и характеру защитного снаряжения, по социальной принадлежности бойцов, по национальным признакам и т. п.
Другими словами, предложенная классификация, построена в виде центра универсальной паутины, границы которой недосягаемы.
КЛАССИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ
Это понятие нуждается в отдельном разъяснении. На протяжении многих лет мне постоянно приходится отвечать на вопросы связанные с классикой. И вопросы эти сводятся к стремлению найти какие-то важные базовые различия. «Чем классическое фехтование отличается от спортивного?» «Чем отличается от исторического?» И т. п.
На самом деле, подобные вопросы страдают изначальной неточностью. Потому что классическое фехтование не отличается. Оно является частью. То есть, классика XVIII – XIX веков, например, несомненно, относится к историческому фехтованию, к его позднему периоду. В тоже время, классика развивала спортивное направление фехтования и, (в частности, в своей нынешней форме) подразумевает возможность организации соревнований. Являясь частью, классика является так же фундаментом всего современного фехтовального спорта и одновременно вершиной всей европейской фехтовальной культуры.
Таким образом, классика является пограничным состоянием фехтовальной культуры, временным и мировоззренческим этапом, где понятия «еще» и «уже» соединяются. И отчетливое следование традиции здесь уникальным образом сосуществует с тенденциями прогресса.
Правила проведения соревнований по классическому фехтованию
Вопрос о создании альтернативных (не спортивных) правил проведения состязаний по фехтованию стоит не первый год. Время от времени в определенных кругах предпринимаются более или менее робкие шаги в этом направлении. Более того, даже уже имеющиеся правила спортивных поединков, утвержденные Международной Федерации Фехтования, подвергаются иной раз сомнениям и коррекции самими спортсменами.
Так как, в 60-х годах нашего века знаменитый спортсмен Владимир Владимирович Вышпольский предлагал ввести очковую систему оценки. Она, по его мнению, должна была остановить деградацию спортивного фехтования как прикладной дисциплины, ведь этот процесс особенно ускорился после введения электрофиксирующей аппаратуры.
На рубеже 80-х-90-х годов немцы, для повышения зрелищности поединков и возвращения утраченных поклонников, предложили ввести цветные колеты - розовые, голубые, салатные, желтые...
Наконец, совсем недавно в соревнованиях ввели систему прямого выбывания. Правда, правила боев при этом остались те же, что и прежде.
Чем же не удовлетворяют спортивные правила? Прежде всего, конечно же, чрезмерной условностью. Все эти поражаемые сектора, кор-а-коры, вопросы приоритета, и, наконец, чистый символизм укола превращают боевое искусство в его отдаленное подобие, в игру. Именно с этим и пытался бороться Вышпольский, причем совершенно безуспешно.
Но на наш взгляд, менять что-либо в спорте нет смысла. Существующие ныне правила вполне отвечают его внутренним задачам, и путать спорт с боевым искусством не стоит.
Но ничто не мешает создать правила, максимально приближенные к боевым, и практиковать это направление фехтования, которое мы называем классическим, самостоятельно, в узком кругу. Именно этим и занимается студия "Рипост".
За последние годы созданные нами правила отшлифовались и приобрели более менее законченный, четкий вид.
Несколько слов о самих правилах.
Их основа - очковая система, благодаря которой доктрина поединка приближается (хотя, конечно, и не вплотную) к условиям реального боя. Именно этот принцип и предлагал ввести в спорте Вышпольский.
Интересно, что это не его идея. Похожие правила были составлены еще в 1860 году для бойцов самого высокого уровня. Достаточно сказать, что утверждал их ни кто-нибудь, а лично Александр II! Правила не остались на бумаге (в отличие от проекта Владимира Владимировича). Проводившиеся в Санкт-Петербурге турниры на императорский приз судились именно по очкам. При этом количество очков за один укол начислялось не только за сектор поражения, но и за техничность. Это, на наш взгляд, наиболее правильный подход к фехтованию. Но реализация подобной системы целиком, без изменений, возможна лишь при наличии грамотного и авторитетного коллектива судей, причем не спортсменов, а классиков. Поскольку такие коллективы отсутствуют, здесь предлагается более простой вариант - начисление очков по секторам поражения.
Далее - такие действия как броски, удары, захваты, толчки и обезоруживания, конечно, имеют место в арсенале боевого фехтования, но они должны быть исключены из наших правил соревнований по двум причинам: во-первых, их очень трудно судить и оценивать, а во-вторых (и это главное) культура вида предполагает чисто клинковый бой.
Зато элементы борьбы и обезоруживания допустимы в специальных фехтовальных играх, о которых речь пойдет в следующий раз. Здесь же, - и это тоже отход от современного спорта в сторону подлинной боевой культуры, - разрешаются защиты и действия на оружие противника левой рукой без фиксации его клинка.
И еще. Данные правила касаются только боя на рапирах. Но по аналогичной схеме могут быть построены и бои на других видах оружия - на сабле, шпаге (имеется в виду историческая, колюще-рубящая шпага), карабине со штыком, и даже на менее классических старинных видах - две шпаги, рапира и кинжал, щит и меч и т. д. Более того, ничто не мешает проводить разнооружные поединки, например, сабля против шпаги с кинжалом!
Вообщем, историческое фехтование представляет широчайшее поле для творчества, а поединки с интересными противниками, как справедливо заметил швейцарский фехтмейстер Б.Фишер - "увлекательнее игры на бильярде". Ведь сколько интриг, эмоций, внутренней силы таит в себе каждая фехтовальная фраза. А сколько здесь возможностей для реализации творческого потенциала через тактико-техническое мастерство! Но мы отвлеклись.
Остается только добавить, что наше авторство заключается лишь в создании композиции правил, а все компоненты их - подлинные, исторические.
Взято на сайте
http://www.riposte.ru
В колонках играет:
Xandria - So Sweet