Об этой выставке я узнала от Вали Криволаповой, скорее старшей сестры, чем подруги. Дружили наши родители, мы выросли вместе, и Валя формировала мой вкус. Валя живёт в Тюмени, но она узнала о выставке в Москве из новостей, а я не знала (так бывает).В каникулы туда было не пробиться, а 10 января я поехала по делам в Москву и во второй половине дня поехала на выставку. По пятницам (а это была пятница) вход до девяти.
До девяти мне не надо было, но люблю неограниченность по времени (до шести точно не успела бы). Ходила три часа. Устали ноги, устала душа от переживаний и восторгов. Столько знакомых и любимых картин, столько картин, которых и не могла видеть (из региональных музеев). Если верить рекламе, такой выставки 50 лет не было. Собрали из Третьяковки, Русского музея, музея имени Пушкина, региональных музеев и частных коллекций всё, что укладывается в концепцию выставки. Кроме того, рассказали о передвижниках. Это свободное объединение просуществовало 53 года — невероятно, но факт!
Какие-то картины мы все видели: в учебниках истории и многочисленных репродукциях. Кто помнит коробки шоколадных конфет «Третьяковская галерея»? А там была «Неизвестная» Крамского, больше известная как «Незнакомка», самая известная картина этой выставки. Небольшая, кстати, работа. А вот «Христос в пустыне» неожиданно большой по формату и неудачно развешен: не получается сфотографировать, посмотреть, проникнуться. Там всегда толпы народа (что предсказуемо), а места для манёвра нет, очень узко.
Потрясающий Куинджи с его «Берёзовой рощей», никакая репродукция не передает этого света. Левитан, возле которого я всегда плачу. «Над вечным покоем» — одной этой работы достаточно, а их три! Суриков, Поленов, Мясоедов, братья Васнецовы и великий Репин — далеко не все авторы выставки. Для пенсионеров цена на билет вполне лояльна. Для школьников и студентов действует Пушкинская карта, многие брали билет с экскурсией или с аудиогидом.
Минусы тоже есть. Посидеть можно только в начале и в конце выставки, и эти банкетки, в общем-то, заняты. Рада, что не потащила на выставку старших родственников. Еще надо учесть, что в зале холодно, девушки в платьях с коротким рукавом вызывали дрожь. Там градусов 18-20, одевайтесь соответственно. Буфет дорогой, лучше взять перекус с собой. Ну и нельзя пройти с хорошим фотоаппаратом типа моего (мыльницей снимать можно). А телефоном можно любым, и ничего, что есть с очень хорошей камерой)
Успевайте, выставка того стоит. И напоследок стихотворение Сергея Божко, с которым мы вместе учимся в студии «СТиХИ». Оно о старой «Третьяковке», но к этой выставке подходит тоже.
Провинциал
В Третьяковке плачу за билет и туристский жетон,
выбираю открытки жене. И боюсь подступиться,
ожидая картины картинками школьных времён,
хрестоматий пейзажи и Пушкина с Гоголем лица.
Удержусь и заплачу (во мне Айвазовский живёт).
Неудобная лавка вблизи полотна Иванова.
Не один я такой. Балагурит библейский народ
из последнего класса, из среднего, или восьмого.
Сергей Божко
P.S. Выставка в новом корпусе по адресу Кадашёвская набережная, 12. Идти просто: от метро Третьяковская вдоль старых корпусов по Лаврушинскому переулку.
1.
2.
3.