Без заголовка
11-05-2007 00:57
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Зарождение
Вторая волна ска связана с возрождением этого стиля в Великобритании в конце 70-х - начале 80-х годов. Популярность ска действительно была очень велика. Ска композиции входили в национальный топ-тен и хит-парады влиятельных журналов и радиостанций. Многие группы, такие, например, как Тхе Полице или Тхе Цлаш, не относящие себя непосредственно к ска, активно использовали элементы этого стиля и достигали с его помощью массовой популярности. Начало восьмидесятых вообще было колыбелью для рождения целой коллекции стилей, прежде всего в рамках пост-панка и "новой волны". Музыка ска заняла в этом ряду не последнее место.
На самом деле ска не являлся в Объединенном королевстве чем-то принципиально новым. Впервые ска зазвучал в Великобритании в середине шестидесятых. Распространение его было связано с иммиграционной волной ямайских рабочих. Известный в основном как Ямайский Блюз или Блю Бит (Блуе Беат) по названию лейбла, выпускающего в Англии пластинки ямайских исполнителей, ска стал популярным благодаря таким исполнителям как Дезмонд Деккер. Во время его гастролей по Англии местная рабочая молодежь восприняла не только стили ска и рокстеди, но и имидж, характерную манеру одеваться - порк-пай хэт (порк- пие хат - это элемент одежды руди-бойз: шляпа с круглой плоской тульей и загнутыми кверху полями), мохеровый костюм, легкие кожаные туфли типа мокасин. Появление этой музыки в Британии было также непосредственно связано с возникновением первой волны скинхэдов - как их называют теперь традитионал скинхеадс. Скинхэды были молодежной субкультурой рабочих районов - тех же районов, в которых жили иммигранты из Вест-Индии и находились клубы, в которых исполнялась их музыка. Аудитория концертов была смешана - скинхэды, негры, мулаты. Более того, среди самих скинхэдов были и черные парни с Ямайки и других стран Карибского региона. Объединяла их ненависть к буржуазной культуре равно как и к буржуазной контркультуре. "Подростки из рабочих районов рассматривали британскую контркультуру как "выпендреж" "маменькиных сынков" из семей "среднего класса" и из богатых семей - развлечение состоятельных бездельников, делающих вид, что они выступают против буржуазного общества. Такое представление о британской контркультуре было, скажем прямо, близко к истине" - А. Тарасов. В этих условиях музыка ска была для скинхэдов одновременно и способом расслабиться и возможностью выразить протест против "зауми" хипповской психоделии, прогрессивного и фолк-рока, которые делали тогда погоду на андерграундной сцене Великобритании.
Образовалось множество групп, с той или иной степенью мастерства подражавших ямайским музыкантам. Самыми известными среди них были Тхе Пырамидс. Закат первой волны ска в Великобритании приходится на конец шестидесятых, когда практически вся английская молодежь обратилась к психоделии, а ямайские исполнители стояли на пороге открытия реггей.
Толчком к бурному развитию ска во второй раз в конце семидесятых стали следующие явления: панк-рок, Боб Марли и новая волна иммигрантов с Ямайки. Вообще, одна из характерных музыкальных особенностей второй волны это то, что почти половину материала ска групп составляли композиции в стиле реггей. Почему так? Все просто: ямайские реггей бунтари были примером подражания для англичан в силу того, что смогли достичь полной отстраненности от пропагандируемой и принятой основной частью общества системы ценностей, называемой ими Вавилоном. Музыка реггей и священная трава марихуана полностью раскрепощали сознание растамана, делая его свободно-мыслящей творческой единицей.
Панк-рок по сравнению с реггей был полон комплексов, подростковых проблем и желания признания. Многие панкеры постепенно преодолевали эти барьеры и начинали врубаться в то, что происходит. "Сам" Джонни Роттен уже в бытность свою Джоном Лайдоном уверял, что играет белый реггей, и понимать это нужно было скорей всего метафизически. К тому же если вспомнить другой объединяющий принцип панка и реггей, а именно гармоническая и ритмическая простота, то можно понять тех панкеров, которые, замедлившись до семидесяти ударов в минуту, но, не убирая ноги с педалей своих драйв-примочек начали играть оффбеат, в слабую долю. И уж совсем логично и даже несколько проще (меньше проблем с темпами) было играть слабую долю не замедляясь. Вот вам и ска!
Довольно много групп и исполнителей участвовало в возрождении стиля, но наиболее выдающуюся роль сыграли участники движения 2Тоне (в дальнейшем зачастую 2Т), ставшего впоследствии символом второй волны ска.
2Тоне
В середине 1979 года клавишник из Кавентри Джерри Даммерс (Жерры Даммерс) решил, что музыка новоявленных Тхе Специалс (еще недавно бывших Цовентры Аутоматицкс) должна выходить на собственном лейбле. Договорившись с компанией Цхрысалис на выпуск нескольких синглов, Даммерс собственноручно перерисовал человечка, изображенного на одной из ранних пластинок Питера Тоша, дополнительно придав картинке, резкость и однозначность: из всех цветов и оттенков прозорливый Джерри оставил только черный и белый. Человечка обозвали Уолтом Джабско (Валт Жабсцо), наложили на пластинку с песенкой Гангстерс и инструменталом Тхе Селецтор гитариста Неола Дэвиса (Неол Давиес) и размножили количеством 5 000 экземпляров. Так родились 2Тоне Рецордс и группа Тхе Селецтер, которую Неол Дэвис собрал сразу же после выхода сингла. Мифический Уолт Джабско вскоре стал настолько популярным, что у него даже появилась подружка для танцев. Ее звали Бит Бетти (Беат Бетты).
К осени Цхрысалис торговала тремя синглами 2Тоне (Специалс "Гангстерс", Маднесс "Тхе Принце" и Селецтор "Он Мы Радио"), два из них находились в Бритиш Топ10, а Тхе Принце "всего лишь" в Топ 20! Так началась история второй волны ска. Характерные особенности:
ска вышел за рамки формы этнической музыки, пусть даже и возводимой английскими молодежными течениями в ранг субкультуры;
панки наполнили ска агрессией, которая была использована позитивно: при активном участии движения 2Тоне ска стал инструментом пропаганды идей расового равенства в консервативной Англии, полной недовольства большим иммиграционным наплывом и вытекающей из этого безработицей. Вокалистка Тхе Селецтор Полин Блэк (Паулине Блацк) говорила, что движение 2Тоне дает людям обеих рас возможность понять друг друга.
Были и исключения: если во многих 2Тоне группах играли выходцы из Ямайки или Африки, то некоторые, такие, например, как Маднесс состояли полностью из белых англичан. Среди всех ска-групп второй волны Маднесс держались дальше всех от корней. Они использовали чисто битовые ритмы барабанов, вокал звучал просто по-европейски. Агрессивная музыка с жестким битом плюс имидж музыкантов, ярко представленный в ранних клипах (бритые головы, плащи, темные очки, обувь на высокой подошве) привлекли к Маднесс аудиторию, состоящую во многом из скинхедов, а зачастую и бонхедов (так принято называть бритоголовых, имеющих расистские и неонацистские убеждения). Это привело к тому, что Маднесс приходилось неоднократно опровергать обвинения в пропаганде фашизма и расизма.
Смешно, ведь самая "фашистская" песня Маднесс "Оне Степ Беёнд" - это кавер одноименной композиции черного человека Принца Бастера, написанной на Ямайке в начале шестидесятых. Да и сама группа названа по другой песне Бастера.
В первый год своего существования 2Тоне выпустили альбомы групп, сыгравших основную роль в развитии музыки ска в Великобритании. Схожие идеи, объединяющее начало в формировании имиджа и одинаковый подход ко многим моментам в музыке и звуке позволили говорить о характерном 2Тон саунде. Кто же входил в легендарное формирование.
Участники:
Специалс
Маднесс
Тхе Селецтер
Тхе (Енглиш) Беат
Бад Маннерс (Бустер Блоодвессел анд Хис Бад Маннерс)
Тхе Бодыснатчерс
Рицо
Принце Бустер
Имена других групп и исполнителей, участвовавших в британском ска возрождении Тхе Акрыликс, Цасе, Гангстер Цаиро, Ска Циты Роцкерс, Аполлинаирес, Свингинг Цатс, Хигсонс, Тхе Паперс, Парротс, Пирахнас, Тхе Тигерс, Тхе Тхриллерс, Ска Маниацс, Жудге Дреад, Тхе Армы, Тхе Ска-довс, Тхе Фридаы Цлуб, Артхур Каы & тхе Оригиналс анд Ж.Б.ьс Аллстарс.
Закат
К февралю 1980-го было выпущено семь синглов 2Тоне. Все они были проданы тиражом не менее 250 000 копий, и все они кроме двух побывали в Бритиш Топ Тен. Тхе Специалс лично занимали первое место с концертным ЕП "Тоо Муч Тоо Ыоунг". Уровень популярности ска лейбла был нереально высок. Это помогло музыкантам движения стать влиятельной силой. Во времена расовых бунтов и пика влиятельности идей организации Натионал Фронт черно-белые одежды и смешанные составы групп 2Т способствовали противостоянию идеям расизма и нацизма в разобщенной стране.
Такой успех, к сожалению, отрицательно сказывался на самих основоположниках 2Т - музыкантах Тхе Специалс. Полтора года прошли в непрерывных гастролях, записях и выпуске пластинок других групп. В конце восьмидесятого года события середины 1979-го казались Даммерсу старыми добрыми временами из какой-то прошлой жизни. Он говорил о том, что 2Тоне превращается в монстра. Неол Дэвис из Селектора обзывал 2Тоне преуспевающим попсовым лейблом.
В 1981-м начались проблемы с финансами. В то время как Даммерс называл вышедший третий альбом Тхе Специалс "Ин Тхе Студио" большой ошибкой, записи других групп, принадлежащих 2Тоне тоже не способствовали улучшению финансового положения ска лейбла и не прибавляли ему репутации. Водянистый фанк Тхе Аполлинаирес и Тхе Хигсонс оказался еще ближе к фоновой музыке чем пропагандируемый Даммерсом новый стиль Мьюзак (Музак). Приджазованный Фридаы Цлуб играл музыку поконкретней, но, казалось, был едва достойным знаменитого 2Тоновского логотипа. Синглы очень забавных Свингинг Цатс тоже вряд ли могли стать музыкой массового потребления. В любом случае последним 2Тоновским хитовым синглом, не принадлежащим перу Даммерса сотоварищи оставался Еасы Лифе в исполнении Тхе Бодыснатчерс, выпущенный еще в 1980-м году. Отсутствие интересного свежего материала среди 2Т тусовки вынудило Даммерса значительно снизить активность.
Со временем эта ситуация не изменилась. Пятью годами спустя существование лейбла становится настолько прозрачным, что больше похоже на его отсутствие. Выходит последний релиз 2Тон (не считая сборников и переизданий) - альбом группы Ж.Б.ьс Аллстарс, возглавляемой барабанщиком Тхе Специалс Джоном Брэдбери (Жохн Брадбурры).
Всего за семь лет существования 2Тоне выпустили 29 синглов и 8 альбомов. По сути (финансирование, дистрибуция) они всегда скорее были подразделением Цхрысалис нежели самостоятельным лейблом. Однако во многом именно поддержка такого мощного лейбла как Цхрысалис позволила 2Тоне стать концептуальным художественным проектом, наследие которого до сих пор вдохновляет многих. Теперь лукавый Даммерс, вспоминая о 2Тоне частенько противоречит сам себе: то у него "в 2Тоне всегда музыки было гораздо больше чем коммерции", а то и почти наоборот: "Для меня 2Тоне всегда был звукозаписывающей конторой и не более…". Как было на самом деле судить нам с вами.
SIZE=1]2/СИЗЕ]
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote