Набили оскомину уже все эти Яндексы, Гуглы, их вечная борьба и периодические косяки. Надоели, хуже горькой редьки! А вот есть поисковики, где глаз отдыхает. Визуальные поисковики.
Ну, про глаз отдыхает – это шутка. На самом деле и глаз, и мозг напряжены до предела. Потому что разгадать каждый экземпляр, и чего там пытались разработчики донести до широкой общественности – не очень тяжкий, но труд. Сим трудом я и позанималась на досуге для "Вебпланеты".
Для начала: под визуальным поиском понимают две разные вещи, между которыми нужно провести грань. А то часто их мешают, путаница выходит. В одном значении "визуальный поиск" – это поиск по картинкам, visual image search. Тоже интересная тема для разговора, тем более что не Google Images единым жив поиск по картинкам. Существуют довольно интересные решения. Но об этом позже.
А на данный момент я хочу поговорить именно о визуальных поисковиках – visual search engines. О тех поисковиках, которые дают «альтернативный поисковый интерфейс» и нелинейное представление данных.
Чаще всего визуальные поисковые машины состоят из двух областей – поля запроса, где осуществляется визуальное представление данных, и поля выдачи – список сайтов, релевантных (или нерелевантных) запросу. Но не без исключений, конечно же.
Как-то категоризировать такие поисковики сложно, потому что в этом вопросе многое зависит от фантазии, а она плохо в рамки умещается. Именно поэтому такие поисковые системы находятся в вечной стадии "бета". Что, впрочем, нормально, потому как нет пределов совершенству.
Чаще всего данные в таких поисковиках имеют свою особую иерархию. Во многих поисковиках появляются некоторые ассоциативные понятия, синонимы наших поисковых запросов. Которые, в свою очередь, раскрывают свои ассоциативные ряды, и по этим схожим понятиям можно скакать до умопомрачения, просвещаться и расширять свои горизонты, при желании вернувшись в «исходное положение». Естественно, что такие поисковые системы подразумевают под собой некоторые зачатки семантических отношений между ссылками. Но это все сложно. Я эту тему раскрывать не возьмусь.
Кроме того, поскольку разработчики визуальных поисковых систем очень заняты визуальными аспектами интерфейса, они не любят самостоятельно заниматься "базовой" выдачей результатов - обычно она основана на все тех же Гуглях, Яндексах и Яхах, никуда от них не деться…
Quintura (search.quintura.ru)
C чего еще начать, как не с нее, родимой - флагмана визуальных поисковиков. О ней сказано уже немало, поэтому просто закрепим материал.
Вводя слово в строку запроса, получаем облако схожих понятий или ассоциаций. Наведя курсор на любое из родственных слов, получаем свое облачко слов. Тем не менее, все эти облачка так или иначе связаны с нашим ключевым словом, потому далеко уйти от главного предмета обсуждений не получится. Что, впрочем, плюс, потому как поисковая система призвана нам, непутевым, чего-нибудь объяснять, а не запутать еще больше. Но это еще совершенно не значит, что с "Квинтурой" нельзя поиграться. Наоборот. Еще как можно. Как с обычными страницами, так и с поиском картинок.
Сами результаты поиска (Яндекс.XML), конечно, не самым лучшим образом реализованы. Маленькое окошко, где видно всего три результата, само расставляет акценты: "Квинтура" прежде всего - визуальная система, а потом уж поисковая. Впрочем, другое расположение блоков (вертикальное, а не горизонтальное) наблюдается на Quintura.com. Однако там имеются косяки с визуальным облаком – многие слова просто сбиты в кучу, ну и вообще в нашей "Квинтуре" покрасивше будет.
KartOO (
www.kartoo.com)