Материал из науки лидерства. Но очень чётко разъяснён механизм власти и управления. В точку. Становится понятным поведение альтернативщиков- молодёж исчет место под солнцем
Властью (личной властью) называется способность одного индивида (властителя) побуждать другого (серва) к необходимым властителю, желаемым им действиям.
Существует три способа такого побуждения: мотивирование, положительное стимулирование и отрицательное стимулирование. Мотивирование апеллирует непосредственно к структуре личности серва, воздействует на иерархию ее мотивов, структуру личности. Ненасильственное мотивирование производится посредством убеждения или внушения, которые возникают вследствие либо манипулятивных техник, либо добровольного принятия сервом авторитета, лидерства более актуализированной личности.
Положительное стимулирование заключается в обещании и распределении тех или иных материальных или экзистенциальных наград, обусловленном в той или иной форме надлежащим исполнением сервом требуемых от него действий. Отрицательное стимулирование заключается в терроризировании личности серва, шантаже и угрозах, "отложенном насилии".
Все три метода властвования базируются на культурных феноменах, на усвоенных выросшим в рамках определенной культурной среды человеком стереотипах поведения, архетипах бессознательного, социальных запретах, предрассудках, верованиях и т.п. Они апеллируют также к первичным инстинктам, преломленным через эти культурные феномены, сублимированным и инверсированным.
Реальные формы властвования обычно основаны на сочетании всех трех методов властвования. Встретить чистые формы можно довольно редко, хотя они обычно бывают весьма эффективными.
Отношения власти-подчинения присутствуют практически во всех межличностных контактах. В рамках контакта каждый его участник стремится побудить другого к нужным ему из каких-либо соображений-ощущений формам поведения. Вопрос лишь в том, у кого это получается более эффективно.
Культурные (моральные) запреты направлены на максимальное сдерживание этих механизмов воздействия. Табуирование проявлений воли к власти делает нормального члена общества почти идеальной жертвой более свободного от общества и более умелого человека. Освобождение от моральных норм или обладание в силу принадлежности к некой особой среде (аристократия, криминалитет, орден, спецура, номенклатура и т.п.) специфической моралью открывает человеку путь к насилию и осуществлению власти над другими.
Такого рода властители, свободные личности, Uebermenschen, вступают в противоборство между собой с целью расширить пределы своей власти, ограниченные лишь противодействием других, реализацией их властного потенциала. В рамках этого противоборства формируются некие структуры разной степени стабильности - от криминальных банд до орденов и государств.
Государство заинтересовано в максимальной монополии на власть, на прямое и отложенное насилие. В силу этого оно формирует правовую систему, в рамках которой легальным объявляется лишь насилие со стороны принадлежащих к нему лиц - "государевых слуг", чиновников, офицеров. Насилие и иные формы реализации власти со стороны не принадлежащих к государству лиц запрещается уголовным кодексом, признаются криминальными.
Степень монополизации властных инструментов государством различна. Наибольшее внимание уделяется монополизации инструментов насилия, отрицательного стимулирования. Инструменты положительного стимулирования в разной степени легализуются для частных лиц или фирм, подвергаются тем или иным формам лицензирования и налогообложения. Например, дозволяется выплата за нужное хозяину поведение наличных денег при соблюдении жестких правил отчетности и налогообложения (зарплата), слабо санкционируется иные формы положительного стимулирования взаимных услуг (теневая экономика), жестко пресекается положительное стимулирование слуг самого государства со стороны частных лиц (взятка).
Инструменты мотивирования также находятся под неослабным контролем государства, хотя контролировать их особенно сложно. Поскольку инструментом мотивирования часто является сильная личность, актуализатор, государство или негосударственные криминальные структуры часто предъявляют претензию на подчинение такого лидера себе при помощи имеющегося в их распоряжении инструментария. Например, в средние века монополизация этого инструмента церковью сопровождалась разгулом инквизиции, охотой на ведьм и преследованием иноверцев, особенно евреев. В новое время репрессированию светским государством подвергаются диссидентствующие идеологи светского толка. Государство обычно стремится контролировать и деятельность религиозных сект, в особенности тоталитарного толка.
Отношениями власти-подчинения пронизана вся социальная среда. Отношения власти имеют личностный и непосредственный характер. В социологических теориях кроме власти неформальных лидерах говорят также о власти структур, о легальных полномочиях. На самом деле структуры и легальные полномочия являются лишь инструментами личной власти. Говорят также о власти политического лидера, государя, вождя над "подданными" через посредство неких структур. Но личной властью государь обладает лишь над теми, с кем непосредственно взаимодействует и то лишь при условии умелой реализации своих полномочий. То же самое относится и к любому чиновнику. Очень часто отдельный чиновник или офицер обладает реальной личной властью большей, нежели власть министра-президента-государя.
Политическая власть в отличие от личной имеет опосредованный характер. Ее реализация заключается в опосредованном побуждении людей, с которыми у властителя нет личного контакта, к тем или иным действиям или формам поведения. Власть здесь несколько абстрагируется, осуществляется по отношению к некоему статистическому среднему "интегральному человеку". Каждый член общества подвержен этой власти пропорционально тому, в какой мере его личность совпадает с той "интегральной", к которой апеллирует технология политической власти.
Здесь также речь идет о разных типах стимулирования. Например, мотивирование может осуществляться журналистом при помощи распространения определенной информации. Мотивирование может осуществлять и харизматический лидер, суперактуализатор, путем проповеди, личного воздействия на те или иные архетипы общественного бессознательного. Положительное и отрицательное подкрепление тех или иных действий может осуществляться через функционирование тех или иных государственных или общественных институций.