• Авторизация


История Венеции 08-04-2007 15:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


История Венеции

Сказочный город Венеция возник в 421 году, хотя многие с этим и поспорят, но согласитесь, некрасиво начинать летоисчисление одного из величайших городов мира со слов "примерно" и "около". Так что примем и мы, люди, не имеющие к истории прямого отношения, эту священную для каждого любителя прекрасного дату за год рождения Венеции. Историки все же скажут, что первые сведения о заселении малопригодных для осмысленного существования заболоченных островов лагуны (Риво-Альто, Маломокко, Кьоджу и др.) датируются 452 годом. Хорошо, примем и эту связь цифр к нашему сведению.

Как раз в это время измученная Римская империя подверглась очередному нападению кровожадных и беспощадных варваров, гуннов и всякой другой нечисти, под предводительством жестокого воина Аттилы. Вот и пришлось жителям Северной Италии спасаться в лагуне на диких островах Адриатики. Оказалось, здесь тоже можно жить и, как мы узнаем позже, очень даже неплохо.

Новые поселенцы начали рыбачить, вести хозяйство и уже к 466 году договорились основать первое венецианское правительство — совет представителей каждой из двенадцати деревень. А спустя еще два столетия, неспокойная обстановка в лагуне заставила жителей избрать своего высшего правителя, по-венециански – дожа (Дож от латинского Dux (Царь), по-итальянски Duca).

При этом, на бумаге Венеция по-прежнему подчинялась Римской империи, только не Западной, разоренной еще в конце V века, а Восточной, то есть Византии.

Византийское влияние в Италии вскоре стало уменьшаться, а когда в 810г Венецию безуспешно атаковала франкская армия, островитяне морально сплотились, и начали активно от Византии дистанцироваться.

Административный центр лагуны был перенесен на самый безопасный остров Риво-Альто (там сейчас находится район Риальто). А 829 году двое венецианских купцов съездили в Александрию, украли там мощи святого Марка, привезли их на острова, и местные жители с удовольствием поменяли византийского небесного покровителя Теодора на свежеукраденного, но своего, Марка. Вдобавок начали строить Дворец дожей и чеканить собственную монету.

Свое экономическое процветание республика Святого марка построила на морской торговле. Географически город в лагуне был местом встречи Востока и Запада, и островитяне, будучи талантливыми коммерсантами, знали, как извлечь из этого выгоду. Венецианские корабли уходили в плаванье, и возвращались набитые ходовым товаром, а если возникали проблемы с местными корсарами, препятствовавшими нормальному судоходству в Адриатике, то венецианцы просто откупались от их навязчивого внимания.

Когда же в 991 году дожем был избран знаменитый Пьетро II Орсеоло, жители лагуны стали успешно применять и силовые методы. Через девять лет своего правления, в праздник Вознесения, великий дож вышел в море с самым мощным флотом, какой только видели воды Адриатики, и через мгновение полностью очистил море от далматинских пиратов, захватив и попавшиеся на пути города. Так началась территориальная экспансия Венеции. Город расширил свое влияние на море и утвердился как центр морской торговли.

Сюда везли экзотические товары с Востока, фрукты с Кавказа, здесь торговали духами, косметикой, коврами, золотом, рабами, оборотистые венецианские купцы привозили сокровища и реликвии со всего света. Венеция превратилась в удивительный мир: пестрая толпа на улицах говорила на сотнях языках и наречий, а в палаццо (дворцах) царила роскошь. Богатеющему городу нужны были художники и творцы. Венеция раздавала заказы величайшим живописцам и архитекторам. В городе строились церкви и соборы, шло развитие книгопечатания, а в начале 12 века была возведена самая крупная верфь того времени - Арсенал.

Цветущая республика управлялась ограниченным числом олигархов, чьи фамилии были записаны в т.н. «Золотую книгу» - только члены их семей имели право заседать в Большом совете, органе законодательной власти. Во главе Большого совета стоял дож. Его должность хоть и была пожизненной, все века существования республики оставалась выборной. Правда… Дож Марино Фальер в 1355 году попытался сделать свою власть наследственной, как королевскую, но был за это обезглавлен своими подданными.

Отношения с католической церковью у города были прохладные. Как ни пытались римские папы влиять на его политику, у них это не получалось. Венеция обладала чувством собственного достоинства, и всегда Ватикану сопротивлялась. Город не раз отлучали от церкви, пытались навязать перечень запрещенных книг, угрожали отлучением от церкви всего венецианского Сената, но всякий раз эти решения игнорировались, и город продолжал спокойно жить и процветать.

Все эти годы венецианское правительство вело успешную политическую игру, захватывая все новые прибыльные территории и извлекая выгоду из самых неразрешимых ситуаций и международных конфликтов. В XV веке республика уже владычествовала от Альп до реки По и до Бергамо на западе. Под власть Венеции попал даже Кипр.

Но в XV веке на Средиземноморье начали закрепляться Турки... Покорив множество земель османская империя стала завоевывать одна за другой материковые территории Венеции. Республика сопротивлялась, но кровавые сражения приносили лишь разорение, а некогда доходные земли последовательно переходили к туркам. И тут еще, как назло, активизировались путешественники – в 1499 году Васко да Гама разыскал путь в Индию через мыс Доброй Надежды, в обход торговых путей, традиционно составлявших основу благополучия республики. Открытие португальца нанесло жестокий удар по всей венецианской экономике. Начались годы медленного упадка…

В 1575, а потом в 1630 город подкосила чума, треть населения (включая великого художника Тициана) погибла, а все оставшиеся человеческие и денежные ресурсы продолжал выкачивать непрекращающийся конфликт с турками. К 1720 году республика была практически банкротом. Характерно, что именно в это время она пережила очередной период расцвета искусств – в городе жили и творили Тьеполло, Каналетто, Гварди, на подмостках ставились пьесы Гольдони и Гоцци, а на площади Сан Марко открылось кафе «Флориан».

Так подошел к концу век 18, а вместе с ним и история Венецианской независимости. Обескровленный город стал легкой добычей для Наполеона. Вторжение французских войск ознаменовало конец республики. Последний дож Людовико Манин, сняв чепец, который носил под корону, сказал слуге: «Убери, это мне больше не понадобится». Наполеон же, вышел на Сан Марко, произнес: «А ведь эта площадь – самая элегантная гостиная Европы», - после чего разграбил город и разрушил около сорока древних палаццо. Когда же и его империя пала, Венеция перешла к Австрии.

В 1826 году Венеция была объявлена вольной гаванью, и теперь на смену коммерсантам в город пришли туристы. После визита Байрона, главного европейского туриста, простите, романтика, поэзия венецианского упадка вошла в моду. Богема приезжала на венецианские каналы и мостики за вдохновением, состоятельные европейцы проводили лето на фешенебельных пляжах Лидо. Город стал местом паломничества для каждого уважающего себя эстета.

А венецианцы, между тем, тяжело переживали свою зависимость от Австрии и со всей остальной Италией восстали против оккупантов-австрийцев, а в 1866 году и в 1866 году город стал стал провинцией итальянского королевства.

Во время второй мировой войны Венеция чудом избежала серьезных повреждений от бомб союзников. Актер Марчелло Мастрояни попал в немецкий трудовой лагерь, бежал и до конца войны прятался в Венеции.

Теперь же красивая и поэтичная Венецианская сказка превратилась в длинный перечень исторических мест для нескончаемого потока туристов, а число горожан за последние полвека сократилось в три раза. Сейчас венецианец стал редким видом: каждый год 1500 человек покидают город, потому что молодежи, хозяевам города, становится все труднее находить себе место среди бесчисленного количества гостей.

История Венеции на этом не заканчивается, и еще продлится какое-то время, но пессимисты-ученые сильно ограничивают срок и говорят, что в связи с поднятием уровня воды в лагуне, Венеция может стать «Атлантидой нового тысячелетия».

Источник: Венеция.ру
Материалы сайта охраняются законом РФ "Об авторских и смежных с ними правах". Использование этого и других текстов и фотоматериалов сайта допускается только с условием установки активной ссылки на источник.

Выстроен в готическом стиле в 15-ом столетии. Ка'д'Оро считается самым впечатляющим и наилучше сохранившимся дворцом вдоль Большого канала. Ка'д'Оро получил свое название от золочения, которое когда-то украсило фасад. В здание теперь расположена галерея Franchetti - внушительное собрание изделий из бронзы, гобеленов и картин с 15-ых и 16-ых столетий. Отличные виды открываются с балконов, обращенных к Великому Каналу.

Первый этаж музея посвящен главным образом религиозной живописи, скульптуре и изделиям из бронзы. На втором этаже расположен ряд фрагментов фресок от внешней стороны Fondaco dei Tedeschi. В музеи представлено много работ Тициана.

Лучший пример венецианской готики. Дворец дожей возвышается над площадью Сан-Марко. Два великолепных готических фасада, выполненные из белого камня Istrian и розового мрамора Veronese Piazzett. Дворец дожей был выстроен в 9-ом столетии, однако, здание начало принимать его существующую форму приблизительно 500 лет спустя.

От главного внутреннего двора, Вы поднимаетесь через несколько лестничных пролетов, чтобы достигнуть Appartamento del Ducale (Квартиры Герцога). Очередь коридоров ведет Вас к Ponte dei Sospiri (Мост Вздохов), который соединяет дворец с Prigioni Nuove (Новые Тюрьмы).
Дворец Дожей (Палаццо Дукале), заложенный в IX в., был официальной резиденцией всех венецианских правителей (дожей). Современный облик дворца сложился в XIV – начале XV в. Для создания этого воздушного готического шедевра венецианцы поместили основной объем дворца (облицованный розовым веронским мрамором) над резными лоджиями и арками (созданными из белого истринского камня).
Готические ворота Порта дела Карта XV в. являются одним из главных входов во дворец. Отсюда сводчатая галерея ведет к Арке Фоскари и внутреннему дворику.
Что бы осмотреть весь Дворец Дожей, необходимо пройти ряд богато декорированных палат и залов, занимающих три этажа. Посещение этого архитектурного шедевра удачней всего закончить мостом Вздохов, соединяющим дворец с тюрьмой. Казанова, заключенный в эту тюрьму, совершил дерзкий побег через крышу.
Мост Риальто (Rialto)

Редко кто из туристов не пройдется по знаменитому мосту Риальто, откуда можно полюбоваться движением лодок по Большому каналу.
Риальто является главным мостом, соединяющим два берега Большого канала. Мост, сначала понтонный, потом деревянный и основанный на сваях, был построен в 12-ом веке. В 1444 г. на месте разрушенного был построен новый значительно больший по размеру деревянный мост, которой даже вмещал несколько магазинов. Окончательно каменный мост, каким мы его можем увидеть сегодня, был построен между 1588 и 1591 гг. архитектором Антонио да Понте.

Музей Венецианского искусства - это огромный музей искусства и мебели 18-ого столетия. Особенно примечательны фрески и богатый интерьер в Sala del Trono (Тронный Зал) и Salone da Ballo (Танцзал).

Недавно открытый после реставрации музей Венецианского искусства XVIII века, находиться в одном из самых красивых и аристократических дворцов, расположенных на Большом Канале, с 1936 года. Семья торговца Редзонико не была венецианского происхождения, но, будучи необычайно богатой, смогла обеспечить себе дворянский титул и жить в этом роскошном особняке, построенном по проекту Бальдазара Лонгена и законченном архитектором Джорджо Массари в 1756 году.

Вы сможете полюбоваться богатой коллекцией произведений живописи, художественными экспонатами, скульптурами, гобеленами, комнатами, обставленными мебелью, декоративными элементами VIII века и великолепным бальным залом.

Академия художеств является родиной самых прекрасных в Венеции направлений в искусстве Высокого Ренессанса, барокко и рококо. Галерея академии художеств представляет обширное собрание работ великих художников начиная с 14-ого до 18-ого столетий.

Эксцентричный сборщик искусства миллионер Пегги Гуггенхейм (1898-1979) собирала в своем доме на площади Venier dei Leoni коллекцию в течение 30 лет. Она включила в себя, кроме охранявших ее собак, собрание, представляющее большинство главных художественных направлений 20-ого столетия.

Коллекция современного искусства Пегги Гуггенхейм включает работы Picasso, Dali и Miro. В восточном крыле дома расположены работы, относящиеся к раннему кубизму, включая картины Пикассо Поэт (1911) и Труба, Стакан (1914) и многих других великих людей искусства 20-ого столетия.

В коллекции современного искусства Пегги Гуггенхейма представлены интересные работы из Испании, например, Dali и Джоан Миро. В саду дома расположены скульптур. Западное крыло дома предназначено для проведения временных выставок.
Мост Риальто

Риальто всегда был коммерческим сердцем Венеции, таким образом, не удивительно, что первый мост через Великий Канал был выстроен здесь. Сегодня область известна ее шумными фруктовыми и овощными рынками. Неоготическим аркам моста Риальто только сто лет, но традиция продажи свежей рыбы в этом месте родилась в 1300 году.

Самая старая церковь города, Чиса ди Сан Джакомо ди Риальто, находится фактически в середине рынка. Чиса ди Сан Джакомо ди Риальто была основана 25 марта 421 года, в тот же самый день, как и Венеция.

За долгую историю своего существования площадь Сан-Марко была свидетелем различных процессий, зрелищ, политических событий и бесчисленных карнавалов. Туристы стекаются сюда тысячами, чтобы увидеть два расположенных здесь самых важных исторических памятника – собор (базилика) Св. Марка и Дворец Дожей. Эти восхитительные здания дополняются Кампанилой, Музеем Коррер и Торе дель Оролоджо, не говоря уже о садах Джардинетти Реалии, оркестрах на открытом воздухе, элегантных кафе – особенно «Квадри» и «Флориан» («Флориан» считается самым старым кафе в Европе и самым знаменитым кафе в Венеции), а также множестве модных магазинов.
Еще Наполеон описал эту площадь, как «самую элегантную гостиную в Европе»
Площадь Сан Марко – самое низкое место в Венеции. Когда в городе бывают паводки (по-итальянски "аква альта") площадь (по-итальянски "пьяцца") превращается в небольшое озеро. Люди передвигаются по деревянным настилам, а кофе пьют в резиновых сапогах.
Собор (базилика) Сан-Марко

В знаменитейшем венецианском Соборе слились воедино архитектурные и декоративные стили Запада и Востока, создав одно из самых выдающихся творений зодчества в Европе. Своим восточным великолепием собор обязан бесчисленным сокровищам заморских владений Республики. Среди этих сокровищ - копии знаменитых бронзовых коней, привезенных из Константинополя в 1204 г., а также прекрасные колонны, барельефы и цветной мрамор, облицовывающий главный фасад. Роскошные мозаики различных эпох украшают пять арочных пролетов, а главный портал обрамлен романской резной отделкой (1240—1265).

Строительство Сан Марко
Имеющая форму греческого креста и увенчанная пятью огромными куполами, эта церковь стала третьей, построенной на этом месте. Первая, в которой .хранились мощи свитого Марка в IX в., была уничтожена пожаром. Вторую церковь снесли для сооружения новой, отражающей возросшее могущество Венеции. Прототипом этого шедевра послужила церковь Двенадцати апостолов в Константинополе. С 1075 г. Все корабли, приходящие из других стран, должны были привозить драгоценный подарок для украшения «Дома святого Марка». Мозаика внутри собора в основном относится к ХII-ХIII вв. и покрывает 4240 м2. Некоторые мозаики позднее были заменены творениями Тициана и Тинторетто. До 1807 г, собор был частной капеллой дожей, затем унаследовал у Сап-Пьетро ди Кастелло роль кафедрального собора Венеции.

Собор Сан-Марко - один из самых захватывающих храмов в мире. Украшенный невероятным множеством сокровищ, привезенных из Крестовых походов, Собор Сан-Марко - это множество куполов и арок. Собор Сан-Марко был освящен в 1094 году. Tesoro (Казначейство) Собора Сан-Марко содержит добычу Крестового похода 1204 года на Константинополь, включая терновый шип от короны, которую носил Христос.

Над главной дверью Собора Сан-Марко расположены копии восхитительных скачущих лошадей, которые были также похищены в Константинополе, оригиналы демонстрируются внутри Собора Сан-Марко. Колокольня 10-ого столетия разрушилась 14 июля 1902 года и была восстановлена за следующие 10 лет.

Площадь Сан-Марко дарит постоянную атмосферу карнавала, благодаря игре множества оркестров кафе, воркованию голубей и постоянному движению официантов. Теперь, когда большинство посетителей прибывает в Венецию через железнодорожную станцию, волшебная символика берега Piazzetta, Сан Марко в значительной степени остается без внимания.

Две колоны piazzetta имеют эмблемы святых покровителей города: крылатый лев Сан-Марко и фигуры Сан-Теодора. С Колокольни Вы можете наслаждаться захватывающими видами на Венецию. Площадь Сан-Марко является одной из самых низких частей города.

Венеция, Королева Адриатики, город каналов и дворцов. В течение тысячи лет город был одним из наиболее крупных коммерческих морских центов мира. Сегодня блеск и влияние исчезли, оставив город красим напоминанием былой мощи.

Разгар сезона в Венеции приходиться на весну в пасхальную неделю и сентябрь-октябрь, много туристов здесь на Рождество, Новый год и Карнавал, который проходит в феврале. В это время много туристов приезжают посмотреть достопримечательности Венеции. Как другие большие туристские центры Италии, Венецию хуже всего посещать в разгар лета июнь-август: город переполнен, солнце палит немилосердно и отели в Венеции полупустые.


Самое лучшее время года, чтобы посетить Венецию - в конце марта по май, в этот период стоят ясные весенние дни и в городе немного народа. Отдых в Венеции в мае оставит неизгладимые впечатления. Сентябрь другое оптимальное время с точки зрения погоды. Наводнение в Венеции происходит в ноябре и декабре, и зима может быть холодна.

Лето - вероятно худшее время года, чтобы поехать в Венецию. Средняя дневная температура составляет 27°C, но может подняться значительно выше. Высокая влажность также делает погоду некомфортной, а комбинация тумана высокой температуры с загрязнением воздуха вообще ужасающей.

Не смотря на все трудности, Венеция остается уникальным и удивительным по красоте и архитектуре древним городом. Волшебная площадь Сан Марко с ее собором и дворцом Дожей, Большой канал поразит Вас удивительной архитектурой дворцов и галерей по обе стороны.

А можно, начав с моста Риальто, прогуляться по узким улочкам Венеции, медленно переходя через каналы по мостам и мостикам, среди которых Вам никогда не найти двух одинаковых. Архитектура Венеции никого не оставит равнодушным.

Острова Венеции были впервые обжиты в 5-ых и 6-ых столетиях нашей эры, когда люди племени Veneto искали убежище в болотистой области. Беженцы строили деревню на воде на плотах из дерева. Датой рождения Венеции считается 25 марта 421 года.

Repubblica Serenissima поставляла суда для Первого Крестового похода II Римского папы Ербана в 1095 году. Венеция весьма обогатилась на Крестовых походах. Например, из Четвертого Крестового Похода в 1202 году, были привезены четыре статуи великолепных лошадей, усыпанных драгоценностями Pala d'Oro, которые сейчас украшают базилику Святого Марка.

Быстрое обогащение Венеции не пошло незамеченным для ее конкурентов, в особенности морского города Генуя. Несмотря на различные мирные договоры, эти два флота преследовали друг друга в Средиземном море с растущей яростью.

Венеция начала приобретать все большую самостоятельность и влиятельных союзников, но эпидемия чумы в 1348 году уничтожила практически все население города. Торговля продолжала процветать, но захват турками Константинополя в 1453 году ознаменовал начало конца господства Венеции.

Турки продолжили нашествия на средиземноморские страны, покорив Кипр в 1570 году и остров Крит в 1669 году. Венеция не имела ни желания, ни ресурсов, чтобы содержать достаточно большой флот. Чума, поражающая город снова и снова, уничтожила одну треть населения.

Упадок города продолжался до прибытия Наполеона в 1797 году, который решил передать город в руки Австрии. Австрийцы никогда не любили Венецию, в 1848 городу город присоединился к длинному списку мятежников, которые поднялись против захватчиков в Европе. В Венеции было сильно движение за присоединение к Италии. Венеция была объединена с Королевством Италии в 1866 году.

20-ое столетие усилило связь Венеции с материком. При Муссолини дорожный мост был возведен параллельно железнодорожному. В послевоенные годы, создание и расширение бензиновых очистительных заводов и металлургии, химической промышленности и отрасли производства пластмасс в области Marghera принесли тысячи рабочих мест в Венеции, но и большого количества проблем.

Сильные наводнения 1966 года обратили всемирное внимание на тяжелое положение города. В мае 2003 проект Моза начал реализовываться в надежде, что мобильные барьеры защитят город от наводнения. Оптимисты оценивают, что работа должна быть закончена к 2011 году.

Карнавал зародился в Венеции, и имеет античные корни. Ещё Доже Витале Фалиеро (властитель города) в 1094 году занёс его в официальные документы. Слово "карнавал" означает - "carnis laxatio" или "carnasciale" - отказ от мяса, религиозный Пост перед Пасхой. Но со временем строгие ограничения потеряли свою силу, и это событие превратилось в весёлый и пёстрый праздник. В 1296 году Сенат Венецианской Республики провозгласил праздничным днём последний день перед Великим Постом. Таким образом, карнавал становится публичным пр аздником. В последующие годы празднования достигли огромного масштаба. Они начинались ещё с первого воскресенья октября, продолжались до Епифании, и достигали своего расцвета в последние дни перед Постом. Весь этот длительный период многие венецианцы повсеместно носили маски.

По законам Венецианской республики подобные маски были запрещены при входе в церковь, в ночной период и во время эпидемий чумы. Но их широко употребляли в различных злачных местах - игровых и публичных домах. Нередко под ними скрывались для совершения всевозможных проказ. Так, например декрет от 1458 года запрещает мужчинам, переодевшимся в женские наряды входить в монастыри. В августе 1608 года "Совет десяти" издал декрет, в котором говорилось о неуместности ношения маски в течение длительного периода. С этого момента маски можно было использовать только во время Карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчины приговаривались к двум годам тюремного заключения и денежному штрафу, а женщин
публично секли на площади Сан Марко с последующим изгнанием на четыре года с территории Венецианской Республики. Они также выплачивали штраф. Карнавал праздновали не только богатые венецианские вельможи, давая бал-маскарады в роскошных дворцах. Простой люд также веселился на улицах и площадях. Повсеместно выступали акробаты, жонглёры, дрессированные хищники, привезённые из далёких стран. В передвижных лавках можно было купить всевозможные сладости или просто подкрепиться. В XVII веке на центральной площади устраивали бой быков. Среди знати была также популярна игра в футбол. Две команды, по 25 игроков с каждой стороны, должны были, во что бы то ни стало завладеть кожаным мячом и бросить его на территорию противника.

В античные времена в день открытия карнавала на центральной площади Сан Марко по канату, закреплённому между Колокольней и соседним дворцом, пускали заключённого тура, который сыпал сверху лепестки роз. Если он доходил до конца - хороший год, если падал - плохой. Со временем заключённый был заменён акробатом, а затем искусственным деревянным голубем, из которого на площадь сыпались цветы. С падением Венецинской республики время празднования карнавала резко сократилось. В наши дни он празднуется около двух недель. На городских площадях проводятся "исторические" концерты, устраиваются фейерверки. В эти дни можно смешаться с праздничной толпой и полюбоваться на неповторимые костюмы и маски. Музыка и вино льются рекой. В театрах ставятся спектакли на тему карнавала. В старинных дворцах города даются бал-маскарады для элитной публики. В 2001 году горожане решили возобновить утерянную традицию, поэтому на крнавальном празднике вместо искусственного голубя, по канату шёл акробат, одетый в костюм Ангела.

Венеция, ведя широкую торговлю, охотно поддерживала отношения со многими странами, в том числе и с далекой Русью. Венецианские купцы, славившиеся своей энергией и деловой хваткой, уже в XIII веке добрались до Киева.
В XV веке у процветающей Венеции появляется грозный соперник на востоке — турки; с ними она ведет войну в 1463—1479 годах и вступает в переговоры с великим князем Московским Иваном III, надеясь обрести в нем союзника против серьезного врага.
Венецианский посол А. Контарини в 1476 году посетил Москву, где его хорошо приняли. Россия была заинтересована в расширении связей с Венецией, и там побывал посол от Ивана III Семен Толбузин.
Завязавшиеся дипломатические отношения способствовали тому, что из Венеции в Россию поехали мастера строительного и пушечного дела. При Иване Грозном венецианские купцы пользовались правом торговли не только в Москве, но и во многих других городах (Пскове, Новгороде, Смоленске, Казани, Астрахани).
В XVII веке политическая ситуация сложилась настолько не в пользу Венеции, что она отправила своих послов в Россию за помощью. В 1655 году они прибыли в Москву во главе с Альберто Вимина да Ченеда и обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой, чтобы он приказал донским казакам напасть на Турцию, с которой Венеция вела нелегкую войну; кроме того, ее купцы желали получить право вольной торговли в Архангельске.
Россия не стала затевать войну с Турцией ради спасения далекой Венеции, однако охотно предоставила ее купцам право торговли и решила сама снарядить посольство, чтобы попытаться занять денег у «Жемчужины Адриатики», славившейся своим богатством.
В мае 1656 года было отдано распоряжение отправить стольника и Переславского наместника Ивана Чемоданова вместе с дьяком Алексеем Посниковым в «государеву службу в немцы в виницейскую землю ко Францышкусу князю Молину в посланниках».
Послы покинули Москву в июле и прибыли в Венецию в начале января следующего года, где их встретил Альберто Вимина да Ченеда и сообщил, что «прежнего князя Францышкуса волею божией не стало, а после-де его нынешний князь уже третий».
Русские послы просидели в Венеции до 1 марта, но так и не смогли получить желанных денег, ибо официальные лица после долгих раздумий дали такой ответ: «Уже тринадцатый год, как мы воюем с турками; разум наш и охота не ослабевают, но казне убыток большой, и потому с прискорбием должны отказать царскому величеству; надеемся, что, узнавши бедность нашу, он не прогневается на нас».
Иван Чемоданов искренне изумился, когда венецианцы сказали ему, что их дож «дел не делает и не ведает ничего». В разговоре с Альберто Вимина Чемоданов заявил: «Коли уж князь ваш не делает ничего, а государство свое правите вы, вам бы следовало в листе к царскому величеству имена свои описать вместе с князем, а то имен ваших в листу не написано». Так и вернулись в Москву послы ни с чем.

В XIV—XVI веках тщеславные венецианцы дали полную волю своей страсти к внешнему великолепию и сделали свой город красивейшим в Италии.
К середине XV века в спокойных водах Большого канала величественно отражались фасады уже около двух сотен дворцов, разнообразно и богато отделанных. Прежние византийские вкусы отжили свой век, и на смену им пришло увлечение готикой: здания украсились колоннадами и лоджиями с ажурными мраморными переплетами.
Самым элегантным из всех готических дворцов Венеции является так называемый Ка'д'Оро — «Золотой дом», мраморный фасад которого был отделан позолотой; дворец принадлежал знатному семейству Контарини; в первой половине XV века пристроили замечательный готический фасад к старому зданию XII века.

Из друтих дворцов готического стиля особой внушительностью отличается Палаццо Фоскари (сейчас в нем помещается университет), а маленькое Палаццо Контарини-Фа-зан с высокими стрельчатыми окнами и ажурными балконами привлекает внимание потому, что, согласно преданию, здесь жила Дездемона до того, как ее похитил Отелло.
В XIV—XV веках завершили строительство внешних фасадов дворца Дожей, создав здание удивительной и своеобразной красоты, в котором гармонически слились восточные мотивы с европейскими. Южный фасад протяженностью более чем в 70 метров обращен к лагуне.
Для тех, кто подплывет к нему, он вырастает как будто прямо из воды, ибо невысокие массивные колонны его нижнего яруса не имеют оснований; арочная галерея второго яруса состоит из вдвое большего числа колонн, которые тоньше и выше.
Третий ярус, представляющий собой гладкую стену, прорезанную крупными и мелкими окнами, расположенными асимметрично, выглядит столь массивным и тяжелым, что создается впечатление перевернутости здания, как будто все, что мы видим, есть отражение в воде. Стена увенчана зубчатым фигурным аттиком.
Весь фасад облицован мрамором кремового и розового оттенков, поэтому дворец кажется подернутым золотой дымкой. Западный фасад, выходящий на маленькую


Наиболее древние здания сохранились на Торчелло, острове, который называют «Матерью Венеции», потому что он был заселен еще в V—VI вв. и со временем сделался торговым центром островной жизни.
В VII в., когда каменное строительство в Италии прекратилось почти повсеместно, а великий Рим продолжал погружаться в трясину варварства, богатые жители Торчелло построили у себя кафедральную церковь Санта Мария Ассунта — трехнефную базилику, разделенную двумя продольными рядами великолепных колонн (в XI—XII вв. ее перестроили). Внутреннее помещение украшено мозаиками в византийском вкусе. Около собора сохранились остатки баптистерия VII века с колокольни открывается прекрасный вид на лагуну и острова.
Поблизости находится церковь Санта Фоска, основание которой относится к VII—VIII веков; это крестовокупольное здание меньших размеров, чем собор, перестроенное в XI—XII вв. Церковь окружена с пяти сторон арочными портиками на колоннах из греческого мрамора; ее купол не сохранился (сейчас можно видеть его невысокий широкий барабан, почти плоско перекрытый черепицей). Этот остров прозвали «Маленькой Византией» за художественный облик его зданий.

На Торчелло всегда была жива память об Аттиле, прозванном «бичом божиим», и, хотя он на островах лагуны никогда не был, там до сих пор показывают каменное кресло, называя его троном Аттилы (вероятнее всего, это кресло принадлежало епископу, имевшему здесь резиденцию).
«Мать Венеции» и «Маленькая Византия», население которой сократилось теперь до ста человек, превратилась в тихий и зеленый уголок, овеянный спокойствием и поэтичностью; здесь, находя спасение от бурного ритма современного города туристов, писал Э. Хемингуэй свой роман о Венеции «За рекой в тени деревьев».
В VII веке жители другого острова — Мурано — воздвигли у себя церковь Санти Мария э Донато (ее тоже перестроили в XII в.): это кирпичная трехнефная базилика с колоннами из греческого мрамора; ее шестигранная алтарная абсида окружена двумя ярусами перспективно сокращающихся арок на тонких сдвоенных колоннах.

Во второй половине XV века в Венеции готика уступает место стилю Возрождения. Одним из первых его образцов стала церковь Санта Мария деи Мираколи, построенная в 1481 —1489 годах архитектором Пьетро Ломбардо и его сыновьями.
Это небольшое двухъярусное здание, увенчанное фронтоном в форме полукруга, где на гладком фоне в центре расположено круглое окно, обрамленное пятью кругами меньших размеров. Стены отделаны мраморной инкрустацией и украшены в нижнем ярусе античными пилястрами, а в верхнем — пилястрами, увенчанными спокойными полукружиями арок. Внутри церковь представляет собой однонефный зал, высокий, просторный и светлый, перекрытый богато изукрашенным коробовым сводом.
К алтарю ведут двенадцать беломраморных ступеней. Все здание, как внутри, так и снаружи, производит впечатление спокойной нарядности; после 1-яжелых готических кирпичных громад эта светлая церковь кажется удивительно радостной. Если во Флоренции Ренессанс несет в себе прежде всего ощущение ясности рассудка и гармонии души, то в Венеции он сразу проявляет себя в более декоративном плане; безудержно-красивый венецианский Ренессанс быстро ушел от своего флорентийского прототипа так же далеко, как готика от французского.
Тот же дух праздничности и еще более богатой нарядности присущ другому выдающемуся ренессансному зданию — Большой скуоле св. Марка, которую в конце XV веке построили рядом с церковью Санти Джованни э Паоло.
Скуолами назывались светские филантропические корпорации, избиравшие себе какого-либо святого покровителя и носившие его имя. Скуола Гранде ди Сан Марко — двухэтажное здание, щедро украшенное пилястрами, скульптурой, плитами и инкрустациями из белого, зеленого и красного мрамора; авторы здания — Пьетро Ломбардо и Мауро Кодусси (или Моро Кодуччи).
На небольшой площади перед скуолой св. Марка около церкви Санти Джованни э Паоло на стройном и нарядном пьедестале возвышается роскошный бронзовый конный монумент в честь венецианского кондотьера (наемного полководца) Бартоломео Коллеони. Венецианцы зовут памятник просто Cavallo (конь) и убеждены, что это лучшая конная статуя в мире.
Б. Коллеони, уроженец североитальянского города Бергамо, не имел наследников и все свое состояние завещал Венецианской республике при условии, что ему поставят памятник на площади св. Марка.
Венеция, разумеется, пожелала получить наследство своего кондотьера, похороненного в Бергамо в 1475 году. Но у венецианцев есть своеобразный запрет на площадь святого Марка, выражающийся в том, что на ней никому нельзя воздвигнуть памятник. Тогда пошли на хитрость, решив использовать площадь перед скуолой святого Марка; все-таки эта небольшая площадь имеет отношение к святому Марку.
Своих выдающихся скульпторов Венеция не имела и заказала памятник знаменитому флорентийскому мастеру Андреа Верроккьо. «И вот, когда Андреа, сделав модель лошади, приступил к арматуре, по милости неких знатных лиц было решено, чтобы всадника делал Веллано из Падуи, а Андреа — только лошадь. Услышав об этом, Андреа, преисполненный гнева, отбил у своей модели ноги и голову и, не сказав ни слова, возвратился во Флоренцию. Когда венецианские власти узнали об этом, они сообщили ему, чтобы он не пытался никогда вернуться, так как ему отрубят голову; на это он письменно ответил, что остережется это сделать, ибо, поскольку сами они безголовые, то, однажды отрубив людям головы, они не сумеют приставить их снова, не говоря уже о такой голове, какая у него; он же смог бы приставить лошади отбитую им голову и даже еще более красивую.


После этого ответа, который нельзя сказать чтобы не понравился венецианским властям, его уговорили вернуться в Венецию, где ему пообещали двойное вознаграждение; там он восстановил свою первоначальную модель и отлил ее из бронзы, но до конца не доделал, так как, разгорячившись, а затем простудившись во время литья, он немного -дней спустя умер». Это случилось в 1488 году. Работа над статуей была завершена в 1490 году под руководством Алессандро Леопарди, который поставил на монументе свое имя. В 1495 году по его же проекту сооружен пьедестал.
Памятник получился чрезвычайно эффектным и как бы символизирующим красивую мощь Венеции, которая всегда очень заботилась о своей внешности

Подлинный расцвет Венеции наступил в XIII в., когда ей удалось ловко воспользоваться Четвертым крестовым походом. Участники похода — в основном французские рыцари — должны были весною 1202 года из Венеции отплыть на Восток для освобождения гроба господня от власти мусульман.
Они собирались добраться на венецианских кораблях до Египта, овладеть им, а затем уже двинуться на Иерусалим. Дожем Венеции в то время был Энрико Дандоло, девяностолетний старец, почти утративший зрение по причине давнего ранения в голову, но в политике видевший все насквозь лучше любого зрячего.
Он заключил с крестоносцами договор, пообещав за 85000 марок серебром перевезти их в Египет в количестве 4 500 рыцарей с конями, 9 000 щитоносцев и. 20 000 пехотинцев. Не надеясь на их платежеспособность и заботясь о спокойствии Венеции, дож приказал сначала свезти их всех на один остров, а затем отвел корабли в сторону и потребовал плату вперед.
Как и следовало ожидать, у идейного воинства не оказалось денег в нужном количестве (не хватило 34 000). Тогда прозорливый дож потребовал, чтобы безденежные, но отважные рыцари захватили для Венеции город Зару (современыый Задар) на побережье Далмации (венецианцы очень нуждались в строительном лесе для кораблей и жаждали целиком овладеть лесистыми берегами Восточной Адриатики; кроме того, Зара мешала венецианской торговле).
Доблестные воины, вынужденные на время забыть о высоких идеях, как простые разбойники, напали на Зару и успешно покорили ее, воодушевляемые дальновидным дожем, который отличался большой физической силой и сам возглавил флот.
За захват Зары грозный папа Иннокентий III, вдохновитель крестового похода, отлучил от церкви венецианцев и крестоносцев, постыдно забывших о высоких целях, но гнев «наместника бога на земле» не оказал должного воздействия на Энрико Дандоло, человека здравомыслящего и смелого. Более того, ненасытная Венеция желала извлечь для себя еще большую выгоду.
Дело в том, что Византия, бывшая ее торговым конкурентом, в это время находилась в тяжелом положении. В результате дворцового переворота император Исаак 11 Ангел оказался свергнут с престола своим братом, ослеплен и заключен под стражу, а его сын, Алексей Ангел, успел бежать.
Энрико Дандоло охотно помог ему уговорить крестоносцев двинуться против Константинополя. Они взялись за это дело, и в 1203 году, подойдя к столице, с боем захватили ее (при участии престарелого, но неуемного дожа) и восстановили на престоле свергнутого императора; тот, однако, вскоре скончался, а у его сына не нашлось средств, чтобы расплатиться с наемниками.
Отважные рыцари, встревоженные возможным материальным ущербом, стали терять самообладание и вступили в раздор с молодым императором; тот, виня во всем коварных венецианцев, с отчаяния попытался поджечь их корабли, но не достиг успеха, утратив и трон и жизнь.
Крестоносцы в ярости бросились на Константинополь и дочиста разграбили его, не пощадив даже церквей и полностью забыв о светлых идеях христианства. Они больше не помышляли о походе на Иерусалим во спасение гроба господня, а решили прочно обосноваться здесь.
Так Византия (временно) прекратила свое существование, а на ее балканских землях возникла Латинская империя.

К началу XI в. венецианцы очистили Адриатическое море от пиратов и сделались его хозяевами. Византийский император Алексей Комнин (1081 —1118) предоставил им торговые привилегии в благодарность за помощь, оказанную в борьбе с сарацинами и норманнами.
В XI веке Венеция стала столь богатой, что смогла позволить себе приступить к строительству новой базилики св. Марка, намереваясь создать церковь невиданной красоты и роскоши.
Сан Марко, строившийся до XV в., оказался столь замечательным, что вошел в историю как собор св. Марка, хотя официально в течение всего средневековья кафедральным собором не был (эта роль до 1807 года принадлежала церкви Сан Пьетро ди Кастелло, основанной в IX веке; ее фасад относится к XVI в., а интерьер обновлен в XVII в.).
Новая базилика св. Марка строилась как главное общественное здание города, как символ его богатства и могущества. Сооружая его, думали не о прославлении римской церкви, а о славе Венеции; строительство началось около 1063 года при доже Доменико Контарини как раз в то время, когда другой богатый торговый город Пиза, господствовавший на Тирренском море, начал строить у себя гигантский мраморный собор, так что венецианцы и пизанцы как бы вступили в соревнование.
Разумеется, ни те, ни другие, не могли забывать о боге, ибо в высшей степени зависели от превратностей судьбы, постоянно подвергаясь опасности со стороны моря, всегда готового поглотить их вместе с кораблями и всеми их богатствами.
В Венеции хозяином оставалась знать, а папа, пользовавшийся большим внешним почетом, никакой особой власти здесь не имел, хотя официально почитался наместником бога на земле; однако люди средневековья, а венецианцы особенно, всегда прекрасно понимали, что разница между богом и его наместником весьма существенна и, пребывая в великом страхе перед первым, сравнительно мало обращали внимания на второго.

К началу IX века островитяне смогли в значительной мере избавиться от зависимости от Византии.
Внешним выражением фактически обретенной самостоятельности явилось то, что Венеция, центр которой располагался теперь на Риальто, приобрела собственного святого покровителя — евангелиста Марка.
Как гласит легенда, св. Марк, возвращавшийся морем из Аквилеи, где проповедовал новую веру, был застигнут бурей и нашел приют на одном из островов лагуны; во сне явился ему ангел и предрек, что здесь суждено ему обрести вечный покой.
До IX века мощи св. Марка находились в Александрии. Венецианские купцы сумели тайно вывезти их под видом товара. Их прибытие в Венецию в 828 году стало важнейшим событием в политической жизни города. Крылатый лев, символ св. Марка, отныне навсегда сделался символом Венеции. При доже Юстиниане Партециаке (827—829) в самом центре города около площади, за которой впоследствии укрепилось название Пьяцца Сан Марко, рядом с церковью св. Федора начали строить церковь в честь нового святого: ни одно из этих древнейших зданий на Риальто не сохранилось. Церковь св. Марка сгорела в 976 году, когда вспыхнуло восстание против дожа Петра Кандиана IV (впоследствии власть знати настолько окрепла, что пламя междоусобий более не полыхало в городе на воде).
При доже Петре Транденике (836—864) произошли важные события: начало строительства торгово-военного флота, освобождение от Византии и договор с франками (венецианцы получили право торговли и свободного передвижения по землям и рекам франков).
[286x699]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История Венеции | Pigas - Дневник Pigas | Лента друзей Pigas / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»