Ветхозаветные свидетельства
[244x397]Брак берет своё начало с самого творения мира. Показывая особое попечение о роде людском, Бог решает создать жену, как помощницу Адама. Когда Господь творит мир и все его компоненты, то акт творения описывается словами «И сказал Бог… И стало так». Сотворению человека предшествует совет Святой Троицы, после чего все три Божественных Лица непосредственно и лично творят человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Так, первого человека сотворил не только Отец, но и Сын и Святой Дух. Говоря в другой раз в книге Бытия о сотворении человека, боговидец Моисей дает некоторые подробности, которые во многом объясняют таинственное двойство человеческого существа. Здесь он показывает, что тело человеческое - из праха земного, а душа - из дыхания Божия. Преимущество сотворения человека состоит в том, что Триипостасный Бог лично и непосредственно, так сказать, Своими собственными руками создал тело человеческое и дал ему Свое дыхание жизни, а не земля, по заповеди Божией, сама произвела его, как это было с прочими живыми существами на земле. Так как сотворение Евы – событие великой важности для судеб мира, то оно предваряется, как и сотворение Адама, советом Лиц Святой Троицы.
Сотворение жены книга Бытия описывает так: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2:21-22). Сегодня приходится слышать совершенно разные, порой даже юмористические, высказывания по поводу творения Евы из ребра Адама, но все они не могут устоять перед авторитетным толкованием этого библейского текста Святыми Отцами. Ребро было взято Господом, потому что эта кость ближе всего к сердцу, поэтому и жена создана для того, чтобы знать сердечные желания мужа и быть ему советницей и ближайшим другом. «Какова сила высочайшего Художника Бога, - говорит святитель Иоанн Златоуст - чтобы из этой малой части (ребра) произвести состав стольких членов, устроить столько органов чувств и образовать целое, совершенное и полное существо, которое могло бы и беседовать, и, по единству природы, доставлять мужу великое утешение!». Блаженный Августин говорит об этом так: «Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы - рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра».
Далее в книге Бытия читаем: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа». (Быт. 2:23). Муж и жена – это две взаимодополняющие части одного целого. Одним из подтверждений этого факта является написание слов «муж» и «жена» в еврейском варианте текста - «иш» и «иша». В данном стихе книги Бытия Ева называется не личным своим именем, а именем рода, подобно тому как и животные были наречены по родам своим. Как и тогда, наименование Адамом жены своей означало, что муж имеет благодатную власть над ней, отсюда следует, что принцип подчинения в семье явился еще до грехопадения и не является его результатом.
Брак был установлен Творцом еще в раю до падения, поэтому не является греховным. Не случайно, по правилам Гангрского собора все те, кто считает брак чем-то скверным или нечистым, подпадают под анафему.
Брак и семья в святоотеческих творениях
[400x396]В Евангелии от Матфея есть слова: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Безусловно, здесь идет речь, как о соборной молитве, так и о браке в его идеальном христианском виде, ведь там, где члены семьи следуют к одному общему духовному идеалу, где все устремления и силы направлены на приобретение Царствия Небесного, там присутствует сам Христос. Подтверждением этого служат слова святителя Иоанна Златоуста: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос» Справедливо будет назвать такую семью малой церковью.
Святитель Григорий Богослов говорит о браке: «Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед.., большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра... Так, не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога». Здесь семейная жизнь описывается святителем Григорием Богословом как подвиг, который побуждает человека чаще обращаться к Богу и более возлюбить Его. Действительно, чем меньше на человеке ответственности и чем меньше отягощают его заботы, тем больше ему грозит забвение о Боге.
Брак – это крест, который возложен на всех членов семьи. Что же это за крест? Во-первых, одним из подвигов семейной жизни является принятие человека с его недостатками, принятие человека таким, каков он есть. Справедливость в семье определяется не упреками, не скандалами, и уж тем более не применением физической силы, а именно терпением. Несправедливо укорять человека в чем либо, проявлять какую-либо агрессию, по причине того, что все мы одинаково несовершенны, просто каждый по-своему. Именно терпение, которой рождается в сердце из жертвенной любви, является в семье прекрасной школой добродетели, ведь именно тогда, когда мы начинаем принимать наших ближних такими, какие они есть, когда покрываем их немощи любовью, именно тогда мы вступаем на путь духовного делания, порой даже незаметного. Каков будет смысл в наших молитвах, послушаниях в храме, милостынях, если мы дома не являем своей жизнью идеал христианской любви? Каков смысл от того, что мы отвезем в какой-то отдаленный монастырь десять мешков картошки и целую неделю будем там трудиться, если дома остались обиженные нами муж или жена, недосмотренные дети, больные старики? Путь спасения всегда лежит перед ногами, но, к сожалению, нездоровый энтузиазм часто тянет нас под видом благочестия в пропасть.
Во-вторых, семейная жизнь часто сопряжена с тяжелыми жизненными обстоятельствами: материальными трудностями, болезнями и др. И вот здесь очень важно не сломаться, не дать волю своему эгоизму, а постараться максимально проявить свою любовь, которая, как правило, и проверяется на прочность таковыми обстоятельствами.
С трудностями семейной жизни сопряжены и радости. Семья – это тихая пристань, в которой человек может укрыться от проблем на работе, от личных духовных кризисов. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом следующее:«Брак не для того, чтобы мы наполняли дома враждою и ненавистью, чтобы имели ссоры и распри, чтобы заводили несогласия друг с другом и делали жизнь не в жизнь, но для того, чтобы нам пользоваться помощью, иметь пристань, прибежище и утешение в случающихся бедствиях, чтобы находить удовольствие в беседе с женою». Полезно в данном случае иметь память смертную, ценить каждый день своей жизни, и благодарить Бога за то, что каждую минуту Он сподобляет нас видеть наших ближних и иметь с ними общение. Сегодня можно обидеть супруга(у), вступить в конфликт, но только проблема вот в чем: это «сегодня» уже не вернется, чтобы его исправить, и именно в этом «сегодня» останутся чьи-то слезы и печаль. Поэтому очень важно каждому члену семьи стараться ценить своих домашних и украшать свою семью добродетелями, чтобы она действительно стала такой пристанью, о которой говорит святитель Иоанн Златоуст.
Еще одна актуальная тема – так называемая, «плотская любовь». Блаженный Диадох некогда сказал: «Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется». Если отношения в семье стоять лишь только на фундаменте плотского влечения, если во главу угла ставятся лишь внешние качества человека, то в таком случае чувства супругов друг к другу непостоянны. Естественная телесно-душевная любовь должна постепенно переходить в другое качество, когда тело другого человека перестает быть связующим брачной любви, а остается душевный вид любви. Поэтому тем, кто состоит в браке надо знать, что любовь плоти супруга(и) - это есть самая низшая животная стадия любви, которая должна перерасти в любовь к душе и духу супруга(и). Подтверждением этому служат слова святителя Луки Крымского: «Но не плотская любовь должна быть целью брака. В нем мы должны научиться высшей любви: свою жену нужно любить не за плоть, а за ее чистую душу и доброе сердце. У жены есть то, чего нет у мужа; она духовно дополняет его, и наоборот. Потому в отношениях между супругами с огромной силой должны проявляться те особенности духа, ума и сердца, которые свойственны только мужчине и только женщине. В браке мужчина находит великое восполнение своей сущности, сокровищ духа своего из сокровищ души своей жены. Грубость мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви. … Мужчина и женщина должны стать в браке одним телом и одной душой. Из их союза должно родиться нечто высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из них. Это ли не обогащение?! Это ли не благодать Божия?! Не в этом ли вся тайна брака, глубочайшее значение брачного союза?».
«Что такое любовь?» или «проверка на вшивость»
[295x400]Всю свою историю человечество говорит о любви посредством высоких литературных форм. И если собрать вместе все попытки определения этого чувства, увидим информационный хаос. Где же объективный ответ на вопрос, который мы часто задаем сами себе: «Что такое любовь?». Множество художественных романов описывают это чувство действительно красиво и глубоко сентиментально. И вот человек, окунувшись в такую атмосферу мечтательности, не видит ничего, кроме этой, так называемой «любви». О каком подвиге в данном случае может идти разговор? Как было сказано выше, любовь, которая зиждиться на влечении, зависящем чисто от внешних факторов, подвержена непостоянству. Проблема в том, что часто человек приписывает своим чувствам непогрешимость, забывая о том, что любовь – это не просто слово, чувство, - это еще и труд. А теперь оторвемся от романтического романа о любви и верности и посмотрим на статистику разводов. Сколько молодых семей сегодня разбили свои чувства друг к другу о стену повседневных проблем и просто реалий жизни? По-видимому проблема заключается в той самой «любви», о которой блаженный Августин говорит в своей «Исповеди»: «Любить и быть любимым — значило для меня овладеть предметом моей любви. И я мутил источник дружбы грязью похоти, туманил ее чистое зерцало адским дыханием страстей. Как я хотел, мерзкий и бесчестный в жалкой суетности своей, казаться благородным и достойным! Я жаждал весь погрузиться в любовь. Боже милосердный, сколько горечи, в безмерной благости Твоей, добавил Ты мне в эту сладость! Я испытал и любовь, и взаимность, и прелесть наслаждения, и радостное скрепление гибельной связи, а вслед затем — и подозрения, страхи, гнев, ссоры и жгучие розги ревности. …В чем искал я наслаждений, как не во взаимности любви, в том, чтобы любить и быть любимым? Но душе в этом ее устремлении недоставало меры, и я не хотел довольствоваться доброй дружбой; напротив, поднималась во мне буря нечистых страстей и омрачала сердце мое, так что я не мог уже отличить светлой чистоты любви от мрачной грязи похоти. То и другое смешалось во мне и увлекло слабый возраст в стремнину страстей и бездну пороков. … Так я все дальше удалялся от Тебя…. О, глупые восторги! О, бессмысленные наслаждения!»
[450x300]К сожалению, часто мы под видом любви пытаемся овладеть человеком, поработить его, «слепить» из него тотидеал, в который влюбились. Всё бывает довольно безобидно - смотришь на молодую пару, оба, казалось бы, счастливы, искренне любят друг друга, что часто бывает с людьми, опьяненными романтическими мечтаниями. Но когда начинают проявляться человеческие недостатки, куда-то исчезают и высокие чувства. Это своего рода «проверка на вшивость». В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» есть такие слова: «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит». «Беленьких», как правило, не бывает, а вот «черненькие» - это каждый из нас по-своему. Если мы не принимаем человека таким, каков он есть, если не полюбили его, невзирая на его немощи, не научились прощать его, то мы вообще его не полюбили. Будет к месту вспомнить слова того же блаженного Августина: «Если ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Если ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя». Этим всё сказано. Любовь не может зиждиться на эгоизме, иначе это не любовь. Её природа жертвенна, о чем прекрасно говорится в гимне любви апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (1Кор.13:4-8)
Бывает, христианин не может определиться с подвигом, который бы хотел нести по жизни, мечется, забывая о том, что спасение можно стяжать максимально на том месте, где он находится в данный момент. Снова вспомним слова апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2). Оказывается, чтобы в полноте исполнить закон Христов, нужно принять всем сердцем окружающих нас людей с их недостатками, как духовными, так и физическими, и было бы хорошо, если бы каждый из нас постарался воплотить этот подвиг в своей семейной жизни.