Существа в Русской Традиции
Как в области духов и нежити, так и в области существ, Русская Традиция не знает границ. Различие же духов и существ заключается в том, что Духи – энергетический объект, либо природное явление, либо инстанция усопшего (в том числе и существа), в то время когда Существа – это субъекты «сверхъестественной» природы. И если духи подчиняются Законам Природы, то существа, как правила, диктуют собственные законы бытия. Среди существ, можно отметить две категории, с одной стороны – мифические (непредсказуемых форм), а с другой – натуральные (в основном, распоряжающиеся человеческой плотью).
Примеры мифических существ:
Баба-яга – лесная ведьма.
Жар-птица – огненная птица гроз.
Змей горыныч – многоголовое горное существо.
Кощей бессмертный – существо невзгод.
Кот-баюн – существо, байки которого туманят сознание.
Леснь-птица – лесная птица.
Ляд (Лют) – Воевода (Черномор) навьих сил.
Нагай-птица – птица-зверь (подобная грифону).
Полкан (Китоврас) – божественный страж (подобен кентавру)
Финист ясный сокол – птица-воин.
Рыба-кит (Чудо-юдо) – существо океанов.
Примеры натуральных существ:
Волот (Велетень) – воин со сверхъестественной силой.
Волкодлак – колдун-оборотень.
Волх – воин-оборотень.
Вук – оборотень, волк-огнезмей.
Лихо – злой чародей.
Мороз – беспощадный воин.
Посвист – соловей разбойник.
Упырь – колдун-вампир.
А также, Горыня, Дубыня и Усыня – эпические герои, прототипы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича.
Таким образом, если в случае описания мифических существ, предлагается определённое мнение, которое – безусловно, базируется на конкретном представлении, то в случае с категорией натуральных (обладающих определённой натурой) существ, предлагается взгляд на конкретную личность (которая обладает натурой этого существа). То есть в случае с натуральными существами, мы имеем дело, в основном с людьми – которым присущи способности существа.