Господь Рама возвращается в Айодхью.
[показать]После победы в жестокой десятидневной битве с Раваной, Рама, Сита и Лакшмана собрались возвращаться в Айодхью. Люди приветствовали Их радостными возгласами, а полубоги сыпали с небес цветы.
В это время в Айодхье Бхарата, любящий брат Господа Рамы, с нетерпением ждал Его возвращения. Каждый день, все эти 14 лет, Бхарата страдал, думая о том, что Рама, Лакшман и Сита были вынуждены уйти в лес из-за глупой прихоти его матери, Кайкейи. Он правил Айодхьей от имени Рамы, но сам жил как монах-санньяси. А на троне стояли деревянные сандалии Господа, которые Он оставил брату, уходя в изгнание.
Вместе с жителями Айодхьи Бхарата устроил пышное празднество в честь возвращения Рамы. Дороги и улицы были чисто вымыты и разрисованы цветными узорами (ранголи). В воздухе витал аромат цветов и ароматических масел. Дома украшали цветы и гирлянды, и везде горели свечи и лампады. На улицах было не протолкнуться – все жители вышли встречать Своего Господа, которого не видели долгих 14 лет…
Бхарата и Рамачандра обнялись, омывая друг друга слезами радости. Затем Рама выразил почтение Кайкейи, матери Бхараты, а потом Своей матери – Каушалье, а также Сумитре, третьей жене Своего отца Дашаратхи.
Через несколько дней Рама был торжественно коронован на царство. Он правил Айодхьей настолько совершенно, что все ее жители, включая животных и деревья, были неизменно счастливы….
28 октября - собственно Дивали
[показать]Хотя с тех пор в праздновании Дивали появилось множество других традиций, основа остается неизменной – люди украшают свои чисто вымытые дома цветами и огнями, а на улице перед порогом рисуют ранголи – орнаменты, выполненные с помощью цветных порошков и рисовой муки.
Дивали – это праздник огней. Говорится, что в огне светильника - свет солнца, луны, молнии и звезд. Свет – черта божественного, тогда как тьма – знак отсутствия Бога. В ночь Дивали зажигаются миллионы лампад. Их свет освещает дома и сердца людей, пробуждая в них стремление к божественному.
Свет – черта божественного, тогда как тьма – знак отсутствия Бога. Тамаси ма джйотир гама – говорят Веды. «Не оставайся во тьме, иди к свету». Этот путь – из ночи в день – это путь духовного восхождения человека, путь к торжеству Бога в нашей душе. Наверное, поэтому во всех религиях огромную роль играют свечи и лампады. В христианстве свечи зажигают перед иконами, тем самым выражая свое почтение Господу и святым. В иудаизме принято зажигать свечи по субботам, и есть даже особый праздник – Ханука, во время которого зажигают свечи (в первый день – одну, во второй – две и так далее; всего праздник длится восемь дней). Это праздник умножения света и непрекращающегося присутствия Бога в жизни человека, а зажигание свечей – это символ готовности приносить свет в мир: сегодня больше, чем вчера, завтра – больше, чем сегодня…
Традиционные лампадки, которые зажигают в Дивали, называются «дийя». Чаще всего это небольшая глиняная чашка с маслом гхи и хлопковым фитильком. Иногда масло наливают в стеклянный стакан с цветной водой – масло всплывает на поверхность и подпитывает горящий фитиль. Дети делают свои «дийи» из пористой глины или из теста, хотя им не дают ни фитилей, ни масла – из соображений безопасности.
Большинство «дий» изготавливают, как и тысячи лет назад – из глины, гхи и хлопка. Некоторые раскрашивают их разноцветными красками. Однако сейчас их стали делать и керамическими; а вместо гхи используют воск. А в каком-нибудь дорогом бутике можно купить роскошную «дийю», украшенную драгоценными камнями…
Дивали празднуют не только индусы. В этот день сикхи зажигают огни вдоль дороги к Золотому храму в Амритсаре, тем самым отмечая годовщину возвращения из плена одного из своих гуру – Гуру-говинда Сингха. А джайны посвящают этот день памяти одного из своих основателей Махавиры.
Кстати, в этот же день в большинстве штатов Индии проводят Лакшми-пуджу – поклонение Матери Лакшми. Мы проводили этот праздник две недели назад – по традиционному бенгальскому календарю. Однако сегодня все желающие имеют возможность еще раз вспомнить и выразить почтение этой великой преданной Господа.
via