• Авторизация


РОД. 13-12-2017 16:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы от всех отъединиться" (Игорь Тальков).
DSC_00151 (700x400, 207Kb)
В одно из своих автопутешествий прошедшего лета проехал я тысячу с лишним уилометров на северо-восток от Москвы. Чтобы отыскать там урочище Ильинское. (Ныне совершенно обезлюдевшее). И увидеть наконец этот храм.

DSC_0031 (700x466, 410Kb)

3.


...В этом храме, почти 80 лет назад крестили, при рождении, мою маму.

DSC_0026 (700x466, 309Kb)

4.


А прежде неё, поколения её предков (а, стало быть, и моих) здесь же крестили, венчали, отпевали...

DSC_0022 (700x466, 392Kb)

5.


Храм возведён на возвышенности, доминирующей над окружающим ландшафтом. Вид, открывающийся на окрестные лесные холмистые дали, - красоты неописуемой. Навсегда запоминающийся. И храм эту красоту венчает. Возвышает до завершенной гармонии. - (Повод восхититься эстетическим чутьём своих предков). (Как назло, в этом месте сел акк. фотоаппарата).



1.
DSC_0033 (700x466, 362Kb)

Мама родилась в 1938-м году. А увезли её отсюда примерно в 1944-м. Т.е., покинула она эти места в возрасте лет шести. И больше никогда здесь не была. Но всю жизнь вспоминала эти места. От своего патриархального детства мама дожила до времени космических перелётов и смартфонов. Но свои первые шесть лет жизни, прожитых на своей исторической родине всегда помнила. Рассказывала о них.
Часто, в детстве, слышал от неё эти рассказы. Слышал, впрочем, в полуха. Тогда мне эта патриархальщина про синие поля цветущего льна, лебедей на речке и земляничные поляны была совсем не инетересна. Я же космос собирался осваивать. Но, вот с возрастом свою работу в испытательном космическом центре я вспоминаю всё реже. А мамины рассказы - всё чаще. Как оказалось, я много чего из них - таки запомнил.

DSC_0030 (700x466, 342Kb)

...Ходил по храму, представлял себе пяти-шестилетнюю кроху (наверное, похожую на эту. Фото из сети). С русой косой, в домотканом льняном праздничном сарафане и трогательных детских, дедом сплетённых лапоточках.

B7PsrFDIcAALGWY (599x337, 159Kb)

Когда-то она со своими родными приходила сюда к престольным праздникам. И припомнились там строки из "Велмы":

"Девочка, просто дай мне тебя воспеть, линией губ поднимаясь в твой Светлый Храм. Брошенный и разграбленный, на ветру, без аналоя и эха священных слов. Знай, что все дороги ведут к Нему, а не в какой-то там город семи холмов"...

...Один реставратор северо-русских храмов однажды сказал: "Дело - не только и не столько в Вере. Наши храмы, они - как блок-посты. Сдал блок-пост, - освобождай территорию". Здесь блок-пост сдан. Территория ...освобождена. В радиусе километров 15-ти - лишь брошенные деревни бывшего прихода. (Ближайшее от храма селение, почти вымершее, до которого возможно доехать на машине, - в семи км. Дальше - лес с заболоченными участками, не проходимыми даже для внедорожника. Только пешком, аки пилигрим...).


2.
DSC_0027 (700x466, 455Kb)


У храма нет и никогда не было кладбища. (Потому, что холм, на коем он воздвигнут, был прежде ведическим капищем). Оно (кладбище) - примерно в километре от храма. Прямо в лесу, тёмном и мрачновато - таинственном. Довольно обширное, уходящее вглубь леса, давно заброшенное и почти скрытое подлеском. Захоронения - прямо между деревьями, многовековыми елями. Такой расклад мне и прежде доводилось видеть на Русском Севере. Когда христианский храм стоит на возвышении, а плакида (кладбище) - ниже, на некотором от него расстоянии, в лесу, среди деревьев.

...Ходил по погосту. Искал на ещё читаемых кое где надписях фамилию предков. Она там есть, встречается.



1.
DSC_0020 (700x466, 557Kb)


Девичья фамилия мамы - Предеина. Нашёл две версии, обясняющие её происхождение.

1. От древнеславянских имён Предислав (предвестник славы), либо Предимир (приводящий мир, миротворец)

2. От одного из эпитетов богини Макоши "Прядея" (Пряха). Той, что со своими помошницами, сёстрами Долей и Недолей, прядёт нити славянских судеб.
Второй вариант мне импонирует больше. Потому, что, получается, обе фамилии дедов - ведического происхождения. От имён женских божеств. Но по обоим версиям выходит, что фамилия древняя, дохристианская. Ещё- с ведических времён.

DSC_0040 (700x466, 650Kb)

1.


Путешествуя по покинутым, обезлюдевшим весям Руси, пытаюсь постичь содержание того духовного стержня, коим русские крестьянские роды (и мой, в частности) осмысливали в веках своё бытиё на этой земле. Он ведь был! Его не могло не быть. Жизнь-то была не щибко щедрой на радости. А трудов и лишений было - в избытке. Пахать, строить воевать. Как без духовного осмысления-то?! А с ним (смыслом духовным) шли без ропота. Пахать - так пахать. Воевать - так воевать. (А знаете? В Великую Отечественную в Москве например брони от призыва имели 45%военнообязанных. В тыловых городах Сибири - около 30%. А колхозное крестьянство - не более 5%. Т.е. основную солдатскую массу в той войне опять же крестьянство составило. А ныне - ни деревень, ни крестьянства. А от солдат - лишь брошенные обелиски в брошенных деревнях...).

DSC_0038 (700x466, 394Kb)

4.

DSC_0094 (700x408, 309Kb)

8.
DSC_0101 (700x466, 572Kb)

9.
DSC_0104 (700x466, 482Kb)

10.

Нашёл я и место, где была мамина деревня. (Прямоугольники зарослей крапивы и иван-чая ещё отслеживают места, на которых прежде стояли дома).
По архивным данным за 1891-й год, в деревне было всего несколько дворов. Все - Предеины. (Т.е., видимо - родственники). Деревня была, в общем, зажиточная. По данным за тот же 1891-й год, в каждом дворе имелось по 6 голов крупного скота. (Т.е., коров, лошадей. Овец, свиней и пр. мелкую живность вообще не учитывали).

DSC_0041 (700x466, 455Kb)

2.


DSC_0169 (700x602, 671Kb)

Потом - рРеволюция - раскулачивание - колхозная кабала - ВОЙНА.

DSC_0050 (700x466, 426Kb)

3.


Дед до окончания войны не довоевал. Пулемётная очередь пришлась по обеим ногам. Выжил. даже ампутации избежал. Но был уже - не боец. Комиссовали. Мама вспоминала, как его, ещё лежачего, привезли домой, в деревню, на конной подводе. Дома долечивался.

Не знаю, какие боевые награды были у деда. Но одну реальную награду он - точно принёс с той войны: статус фронтовика дал ему возможность выйти из колхоза, бросить родовое крестьянское гнездо, полуголодное колхозное существование и перебраться с семьёй в город.

DSC_00541 (700x435, 345Kb)

2.


1.


3.

...Ещё собираясь в Ильинское, я решил: надо обязательно провести там, на месте родовой деревни ночь. Почти не спал. Это - ночное фото. (Про пережитые там ночные мистические навороты - как- нибудь в другой раз).

Ниже - фотографии из краеведческого музея в тамошнем местном райцентре. Это - старинный русский городок, километрах в ста от моей родовой деревни...

DSC_0057 (700x466, 445Kb)

4.
DSC_0059 (700x466, 470Kb)

5.
DSC_0060 (700x466, 436Kb)

6.
DSC_0062 (466x700, 441Kb)

7.

DSC_0114 (466x700, 495Kb)

11.


1.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РОД. | Сергей_Сунгирский - Алькор | Лента друзей Сергей_Сунгирский / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»