Это цитата сообщения
Татьяна_Зеленченко Оригинальное сообщениеСимволика тела. Часть 5. Тело в обрядах и ритуалах религий Востока
Брахманизм. Йога
Примерно с середины II тысячелетия до н. э. через горные перевалы на северо-западе Индостана стали проникать воинственные кочевые племена. Они называли себя ариями.
Их вторжению предшествовала длительная история переселения народов, говоривших на индоевропейских языках. Причина, вынудившая их покинуть свою древнейшую прародину, остаётся пока до конца не выясненной. Столь же спорным является и вопрос о том, где находилась их прародина.
Древние арии кочевали по приаральским и прикаспийским степям. Одна из групп племён приблизительно в III тысячелетии до н. э. дошла до современного Афганистана, а оттуда позже проникла в Индию.
Вместе с ариями в Индию пришёл иной мир религиозных представлений. Чужеземцы принесли с собой древних богов. Они совершали сложный ритуал жертвоприношения – яджну и приносили щедрые дары своим богам, главным образом жареное говяжье мясо и пьянящий напиток – сому.
Гимны и молитвы, которые арии возносили богам, составили огромное собрание священных преданий. Они называются ведами, «священным знанием». В ведах запечатлены все знания ариев того времени о самих себе и об окружающем мире.
Постепенно арии осваивали новые территории, селились в новых местах, и ведийская религия распространялась по Индостану, встречаясь с народными неарийскими верованиями, чужими богами, древними культами – змей, деревьев, камней.
Арийские пришельцы, освоив северо-запад, двигались в глубь Индии, на восток и на юг. Центр культурной и политической жизни перемещался из долины Инда – района их первоначального расселения – в двуречье Ганга и Джамны.
Язык древних гимнов стал непонятным для большинства людей и тёмным даже для некоторых жрецов. Но как любые священные тексты, гимны не подлежали изменениям – их язык был священным. Постепенно выделилась специальная группа людей, которая помнила древние гимны, изучала, толковала и объясняла их. Это были брахманы.
[340x255]
Брахманизм не представляет собою религиозной системы с ее основателем, не является реформой, идущей в разрез с прежде установившимися воззрениями (каковы буддизм, ислам, христианство), а есть совокупность верований, объединенных общим священным писанием (Веды) и охраняемых кастою браминов;
Для брахманизма характерны многобожие с включением в пантеон различных местных племенных божеств, сохранение анимистических и тотемистических воззрений, культ предков. Верховные боги брахманизма: Брахма — творец Вселенной и её олицетворение, благодетельный Вишну и грозный Шива, олицетворяющие производительные силы природы. В основе вероучения брахманизма лежало представление об одушевлённости природы и о перевоплощении всех живых существ.
Возрождение души в той или иной новой телесной оболочке происходит как воздаяние (карма) за добродетельность или греховность предшествующей жизни; в первом случае душа возрождается в теле человека более высокого общественного положения или даже небожителя, во втором — низкого обществ, положения или даже в животном или растении. Критерием оценки поведения человека было выполнение или нарушение им дхармы — определённого образа жизни, установленного якобы Брахмой для каждой варны ( сословия). Брахманизм освящал общественное неравенство, объявляя деление общества на варны установлением богов.
Высшим божеством является Брахма, отожествляемый иногда с мировой душою; он не сотворил мир, но развил его из себя; по мере отдаления от Брахмы мир становится все несовершеннее, отсюда понятие мирового зла; природа — помраченный Брахма, поэтому в ней господствуют несовершенство и грех, страдание и смерть. Так как все исходит из Брахмы, то все должно в него возвратиться, и на этом основано учение о переселении душ; но возвращение к Брахме есть в то же время и путь очищения, потому что только очистившееся от всего материального может снова соединиться с Брахмой.
[324x400]
Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на Лотосе (Padmasana) или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки (акшамала), в другой — сосуд с водой (камандалу). Его взгляд Саумья (Saumya) и Ташмья (Tashmya) — счастливый и спокойный. Глаза его прикрыты в медитации.
Четыре его лика представляют четыре Веды. Четыре его руки представляют четыре стороны света. Мир возник из воды. Поэтому Брахма несёт воду в сосуде (камандалу). Четки, которые он перебирает, представляют Время. Семь Лока (Lokas), миров, представлены семью лебедями (гусями). Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани (Mani) — Землю.
В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и столько же рук. Цвет его кожи красный или золотой, одежды — белый. Его вахана — лебедь или гусь. Головы Брахмы господствуют над четырьмя Странами Света, из них изошли четыре древнейшие Веды, так как он является божеством мудрости, а его главная жена — Сарасвати — богиней учености.
У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб (сирасчакра) в виде диска чуть больше головы, прикрепленный сзади к затылку при помощи небольшой перемычки и означающий ореол славы божества. Другие атрибуты Брахмы — сосуд (камандалу) для воды из священного Ганга или для топленого масла, четки (из бусин, акшамала), символизирующие вечность времени и высший аспект божества, связка бумаги из пальмовых листьев или рукописная книга (пуштака) с частью текста четырех вед, священная трава (куша) и ложка (срува) для возлияния на огонь жертвенного масла.
Как правило, статуи Брахмы представляют его в стоячей позе. На голове у него величественная короноподобная прическа существа высшего ранга (джата-мукута), в ушах серьги (ратна-кундала). В правой верхней руке он держит чётки, нижняя — в положении абхайя-мудра. Сосуд камандалу он держит в одной из левых рук, другая — в варада-мудре (жест дарования милости, благодеяния).
Брахма — единственное божество индуизма, изображаемое бородатым, но не всегда. Если он восседает на распустившемся цветке лотоса или на своей вахане — лебеде, то в позе сукх-асана (с одной ногой, свисающей вниз).
Брахме не приписывается никаких воплощений или земных проявлений, и с ним не связаны младшие божества. В своей первоосновной форме Нарайяны Владыка в виде мальчика возлежит на листе священного дерева пипала, плавающего в Первичных Водах с лотосами на их поверхности. Он держит большой палец ноги во рту. Такое его изображение служит символом вечности (замкнутый круг без начала и конца).
Он может изображаться во всех четырех состояниях, имеющихся в классификации шастр, причем его облик и постановка фигуры не меняются. В йогическом состоянии он показывается в своих высших духовных достижениях, лик выражает удовлетворение и глаза закрыты. В таком виде он почитается прежде всего подвижниками и аскетами. Во втором состоянии (бхога, то есть удовлетворенности светского характера) Брахма предстает в обычном виде, с одной или более женами и со всеми вышеупомянутыми атрибутами, иногда с добавлением травы куша, и тогда его статуи служат для поклонения главным образом мирянам. В его третьем аспекте (вира, то есть воинской доблести) он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии (абхичарика, то есть грозном и устрашающем) он изображается с несколько сумрачным лицом и предназначается для поклонения тем, кто намеревается уничтожить своих врагов.
В брахманизме решающее значение придавалось обрядам — сложному ритуалу жертвоприношений богам, поминальных приношений предкам и т.д. Точное исполнение ритуала чтения священных текстов на непонятном для народа языке (санскрите) требовало длительного обучения; это способствовало росту значения брахманства (духовного сословия). Весьма стойким было представление о ритуальной чистоте, нарушение которой требовало обязательных очистительных обрядов. Брахманизм развивал представление о способности человека посредством аскетических подвигов добиться благоволения богов и приобретения сверхъестественных способностей. В борьбе с буддизмом и под его влиянием брахманизм в 1-м тысячелетии н. э. трансформировался в индуизм.
В Индии существуют огромные своды описаний ритуалов (домашних и храмовых), предусматривающих мельчайшие детали. Важность ритуалов обосновывается индуистскими представлениями о природе человека; он состоит не только из материального, но и тонкого тела - обиталища атмана. Правильный рост и формирование человека - не только и не столько физиологический, сколько мистический, духовный процесс и, как таковой, требует освящения. Оно и достигается через систему санскар - очистительных ритуальных действий.
Помимо обязательных и желательных храмовых и домашних ритуалов, каждый индуист проходит через обряды жизненного цикла. Их основной набор - 12-18. Они отмечают весь земной путь человека от зачатия до погребального костра и не кончаются с его физиологической смертью. Самые ответственные и сложные ситуации жизненных переломов отмечаются особыми ритуалами переходов.
С деятельностью жрецов-брахманов связано и развитие символической стороны ритуала. Именно в этом направлении он и стал меняться. «Речью и
умом движется (буквально "вращается", "направляется") жертва» – говорится в
брахманах. Иногда жертвенному акту предшествовали специальные аскетические
упражнения, посты, воздержания, принятие обетов (религиозных клятв). Позже,
в индуизме, зарождающийся аскетизм займёт значительное место.
Брахманский обряд – это строго предписанные действия, которые
совершаются в определённой последовательности в определённое время
определёнными жрецами и имеют определённую длительность. Комбинация
действий, их продолжительность и сочетание зависят от того, ради какой цели
совершается обряд: для обретения потомства, долголетия, урожая, вызывания
дождя или для того, чтобы попасть после смерти в мир богов.
Все действия ритуала должны совершаться в строгом соответствии с
правилами. Малейшее отклонение от них (пропустил слог, запнулся,
неправильно поставил ударение, посмотрел в противоположную сторону и т. п.)
грозит самыми непредвиденными последствиями.
Брахманические тексты предписывали ежедневное совершение пяти видов
жертвоприношений: богам, риши (в Ведах—мудрецы, святые, Посвященные — посредники в передачах мантр и знаний. Имя "риши" ведет начало от одного из мудрецов древности, через которого человечеству были переданы священные писания и великие тексты и заветы), предкам, духам и людям.
Ритуал воспроизводил деяния богов, совершённые ими в начале времён и
отражённые в мифах. Считалось, что действенность ритуальных процедур будет
выше, если при их отправлении сосредоточить всё своё внимание на мифе –
символическом прообразе совершаемого действия.
Брахманическая картина мира стала глубоко ритуализованной. Обособились
два мира: высокий священный мир богов и обычный мирской – людей. Получая
возможность прикоснуться к миру богов в ритуале, люди приобретали чувство
уверенности и опору в повседневной жизни.
Святость вед с этого периода стала непреложной на все последующие века. Старые боги потускнели, но не утратили полностью своего значения и славы. Их роль в духовной жизни стала сравнима с ролью брахманов-жрецов и наставников-гуру.
[300x228]
В брахманизме IV - Ш вв. родилась йога - система практических методов, которые, по мнению индусов, позволяют отделить душу человека от бренного, ненужного тела. Конечная цель йоги - прекратить земное перерождение (сансару) и слиться с Брахманом. Практикуя йогу, монахи - отшельники стремились подавить и контролировать свое обыденное сознание, свои чувства, свою жизненную активность и воспитать особое надчувственное сознание.
В эпоху, когда происходило своего рода подведение итогов многовековой религиозной истории, брахманы суммировали и пересмотрели древние традиции, с тем чтобы человек, руководствуясь ими, смог вырваться из-под власти перевоплощений.
Наиболее полное выражение эта тенденция получила в йоге. Важнейшие ее принципы сформулировал гуру Патанджали, автор «Йога-сутры», первого классического руководства по йоге.
В Европе впервые о йоге заговорил Шопенгауэр; а с тех пор как в конце XIX века Свами Вивекананда выступил на Чикагском конгрессе религий и прочел в Нью-Йорке цикл лекций по йоге, интерес к ней на Западе не ослабевал. Йога сконцентрировала в себе тысячелетний опыт самоуглубления и психотехники, не имеющий себе равных в древности. Став школой духовной собранности, аскезы и созерцания, она заняла неоспоримое место в ряду великих достижений человечества.
Йога ("союз, слог, сложение" от корня "юдж" — соединять) — интеграция духовных, психических и физических сил, имеющая целью подчинение контролю всех пяти уровней сознания (правильное и ложное познание, сон-подсознание, воображение и память). Истинная крийя, или ража-йога, представляет собой аскетическую этику, гигиену, физиотерапию, физкультуру, гимнастику, психологию и парапсихологию. Йога тесно связана с медициной аюрведы, астрономией джьетиша и военной тренировкой дханурведы. В "Йога-сутре" Патанджали йога представляет собой "восьмичленную" науку о прекращении работы всех видов сознания и достижения высшей психофизической интеграции. Аскетическая этика йоги, очевидно, предназначенная для отрекшихся от мира подвижников, вступивших в старческий возраст, требует отказа от общественной жизни и всех принципов мирского поведения, предписывая преодоление страха смерти, ненасилие (как в джайнизме и буддизме), абсолютную правдивость, неворовство, нестяжательство, целомудрие, удовлетворенность, чистоту, почитание бога, умерщвление плоти и повторение Вед. Эти принципы являются основой трех йог (джнана, карма и бхакти), сформулированных в "Бхагавад-гите".
Предписание чистоты, контроля над телом, всеми мускулами, дыханием и внутренними органами, требование правильной осанки и устойчивости тела оформились в хатха-йогу, занимающуюся аскетической гигиеной, физической и дыхательной гимнастикой.
Последние ступени йоги, именуемые раджа-йогой (царской йогой), нацелены на отвлечение внимания, воображения и всех прочих проявлений сознания от внешних предметов и сосредоточение его на себе самом, что и обеспечивает приобщение адепта к вечности и смерть по желанию.
Основополагающий текст "Йога-сутры" — "восьмичленной йоги" приписывается Патанджали.
Важнейшими комментариями являются "Йога-бхашья" Вьясы (5 в.) и "Раджамартанда" Бходжараджи.
Сам термин «йога» не имеет однозначного перевода. Странным образом разные толкователи связывают его с противоположными понятиями: одни с «единением», другие—с «разделением». Однако чаще всего слово «йога» производят от корня «иудж», что значит прилагать усилие, упражняться. Последнее понимание, как мы увидим, более соответствует йоге в ее широком смысле.
Еще в III тысячелетии до н. э. на индийских печатях изображались фигуры, сидящие в йогической позе «лотоса». Это доказывает, что йога зародилась в доарийские времена среди аборигенов страны. Вполне вероятно, что архаическая практика экстаза, известная у многих первобытных народов, была предшественницей йоги. Ведь именно в шаманизме каменного века возникли первые попытки «взять Небо штурмом», овладеть таинственными силами. Люди, которые умели приводить себя в состояние транса, почитались обладателями маны—космической энергии, превращавшей их во всесильных магов.
Йога очищала религию от чисто магических элементов, одухотворяя обряды и превращая их из набора механических действий и формул в путь духовного единения с Божеством. Главной целью йоги являлось постижение божественной Сущности и обретение через это бессмертия и свободы.
В Майтри-упанишаде учитель предупреждает, что йога есть священный путь, «стезя Брахмана», и на нее нельзя вступать человеку, который целиком не посвятил себя поискам высшего познания. А Катха-упанишада говорит о йоге как о способе покорить чувства, рассудок и в конечном счете—саму мысль, т.е. как о высвобождении чистой, не выразимой словами интуиции.
Согласно Упанишадам, йогин должен стремиться растворить себя в Запредельном, ибо, только слившись с Ним, можно его познать.
УПАНИШАДЫ (санскр. upa-ni-sad — сидеть около, т.е. у ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины; отсюда — сокровенное знание, тайное учение) — древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу шрути ("откровения"), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла.
Йогу практиковали не только брахманы, но и мудрецы из варны кшатриев (воинов). Они подходили к ней по-своему, будучи убеждены, что к Богу ведет множество путей. Так, Бхагавад-Гита, сложившаяся в кшатрийской среде, придает большое значение Карма-йоге, йоге действия. Эта йога учила очищать душу посредством служения людям и активности на жизненном поприще, однако требовала отказа от плодов своей деятельности, «ибо не бывает йоги без отрешенности от желаний»
Обуздав плоть воздержанием, подавив в себе «страх, тоску, изнурение, всякие человеческие страсти... похоть, сон, труд — неодолимую дрему», йогины «сами собой» достигают высшего состояния: они не только «превосходят всех смертных», но и сливаются с божественной природой, «претворяют себя» в богов.
Одно из исходных положений йоги заключало в себе универсальную и глубоко верную мысль о том, что человек в своем обычном состоянии не подготовлен к высшему духовному познанию. По словам Патанджали, покоритель плоти «не погружается в воду или в болото и может ходить по остриям». И действительно, хорошо известно, каких невероятных результатов достигают многие люди, посвятившие себя йогическим упражнениям. Самопроизвольная каталепсия, неуязвимость в состоянии транса, ограничение пищи до ничтожного количества, исчезновение пульса — все эти документально подтвержденные явления у йогов показывают, насколько велика власть духа, укрепленного тренировкой, и какое большое влияние способен он оказывать на тело.
Первый этап — яма (воздержание) — первая ступень системы самосовершенствования представляет собой элементарную аскезу и соблюдение этических заповедей. Приступающий к йоге должен призвать на помощь все силы своей нравственной воли и прежде всего отказаться причинять вред живым существам. Мокша-Дхарма подытоживает это в классическом изречении: «Что самому неприятно, пусть не делает и другим людям».
Яма включает определенный набор принципов: 1) не навреди никому ни в делах, ни в мыслях; 2) будь правдив; 3) не укради; 4) ограничивай плохие желания.
Формами воздержания являются воздержание от причинения вреда, лжи, стяжательства, чувственности и алчности. Яма приводит йога к согласию с окружающим миром, даже если сам мир не пребывает в согласии с ним. Эти принципы должны пониматься как воздержанность мыслей, слов и поступков. Результатом успешной практики Воздержания являются отсутствие какой-либо враждебности, эффективность речи и действий, простота в получении необходимого, развитие силы и воли, требуемых для обучения йоге, подлинное понимание сути событий и внешних обстоятельств. Человек, принявший яму, не беспокоится ни о чем, за исключением последствий своих собственных возможных глупостей и ошибок.
Вторая ступень — нияма (чистота) — сходна с первой и включает в себя дисциплину сердца, ума и тела. Основа ее: размышление над священными текстами, телесная и духовная чистота, овладение желаниями и тапас — контроль над стихийной силой, присущей человеку.
Йога отводит значительную роль глубинному потенциалу человеческого существа. Центр этого потенциала, или Кундалини, согласно йоге, находится в нижней части позвоночника. Энергия Кундалини символизируется в виде змеи, свернувшейся кольцом (древняя эмблема производительной мощи). Именно от нее идут энергетические вибрации через особые узлы, или чакрамы.
Успешное отправление этих требований приводит к хорошему здоровью и невосприимчивости к дурному магнетизму окружающих, возвышенности ума, целеустремленности, овладению чувствами и готовности к видению Я.; высшей форме удовлетворенности; достижению предельной чистоты и высших способностей тела и чувств; связи с мудрыми и добрыми, с адептами и божествами; 5) власти созерцания
[401x454]
Самую широкую известность получил третий этап — асана, потому что он тесно связан с Хатха-йогой, т.е. йогой, относящейся к телесной жизни человека. Асаны—это положения тела, в которых упражняющийся пребывает некоторое время, как правило, неподвижно. Позднейшие йоги разработали около 840000 асан, впрочем, они уже не относятся непосредственно к Раджа-йоге, а преследуют преимущественно медицинские, оздоровительные цели.
А́сана — согласно Патанджали, «это положение тела, которое удобно и приятно». Некоторые современные «практикующие», прочитав это определение, могут воспринять его как издевательство. Действительно, некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки, и едва ли могут быть названы «удобными и приятными». Данный парадокс связан с тем, что асана практикуемая отличается от асаны пройденной, и пребывание в асане по мере её прохождения становится все более удобным и приятным. Так, в Хатха йога практике приводится перечень из 11 асан для укрепления тела, и 4 медитативных асан.
Такое ограниченное количество упражнений являлось не следствием неразвитости системы, а четким пониманием, что йога — это не техника для гипертрофированного развития физического тела, асаны не самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека. Для нормальной практики йоги, направленной как на поддержание физического здоровья, так и на внутреннюю работу, может быть достаточно десятка асан, хотя сам список этих асан будет различным для разных людей и зависеть от их физических и психологических особенностей.
Поскольку некоторые упражнения йоги все же сложно классифицировать (например, многим непонятно, почему йога-мудра считается мудрой, хотя внешне выглядит как асана), попытаемся дать более точное определение асаны, основываясь на значимых видовых критериях.
Асана — это упражнение, в котором управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счёт перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле.
Асана может иметь специально обусловленную последовательность входа и выхода, однако обязательно статическое пребывание в позе в течение некоторого времени.
Асана воздействует преимущественно на физическое и эфирное тело.
Классификация асан
По типам воздействия: растягивающие, скручивающие, силовые, перевернутые, сдавливающие и комбинированные. По задачам: медитативные, то есть способствующие или подготавливающие к практике высших ступеней йоги и терапевтические, то есть обладающие конкретным психо-физиотерапевтическим воздействием на организм.
Ширшасана - стойка на голове в Хатха-йоге.
[340x284]
В древних йогических текстах Ширшасану называют королём всех асан.
Это одно из наиболее важных йогических упражнений, если не самое важное.
В результате регулярных занятий этой асаной очищается кровь, повышается содержание гемоглобина в ней. Пребывая в перевёрнутом положении, человек усмиряет свой ум.
Освоение этой асаны даёт человеку устойчивость и равновесие как физическое, так и умственное. Свои основные эффекты она оказывает на мозг.
Тадасана (поза сильного потягивания)
[172x340]
Тадасана развивает прямые мышцы живота и укрепляет кишечник. Она обеспечивает правильный рост позвоночных костей и устраняет скученность спинных нервов в местах их выхода из позвоночного столба. Практика этой асаны полезна в течение первых шести месяцев беременности.
Врикшасана-— поза «дерева».
[158x340]
Стоя на одной ноге взять ступню второй, согнутой в колене, и поместить её на внутреннюю поверхность бедра ноги опорной, пальцами вниз — пяткой вверх. Пятка должна располагаться вплотную к лобковой кости, а сама ступня и поверхность голеностопа — составлять единую плоскость с передней поверхностью бедра опорной ноги, мышцы которой следует напрячь до такой степени, чтобы ступня в них не «тонула», но опиралась на твердую поверхность. Опорная нога в колене прямая, коленная чашечка подтянута кверху. Руки вытянуты вверх, полностью выпрямлены в локтях, так, что внутренняя их поверхность прикасается к ушам. Ладони рук соединены вместе. Тело струной вытянуто вверх, но без ощутимого напряжения и прогиба в пояснице. На первых порах можно фиксировать Врикшасану, уцепившись взором за любую точку в интерьере. Врикшасана способствует устранению плоскостопия, исправляется осанка, уходит скованность плечевых суставов. Противопоказаний практически нет.
Пашимоттанасана
[340x156]
Пашимоттанасана- один из вариантов перевода — «растягивание ягодиц». Б.Л.Смирнов трактует Пашимоттасану как «положение с растяжением тыла», поскольку «пашима» означает заднюю (западную) поверхность тела (в Индии, как правило, занимаются йогой и возносят молитвы лицом на восток).
Уттхита Триконасана-— «прямой треугольник».
[276x340]
Эта асана тонизирует мышцы ног, устраняет тугоподвижность ног и таза, исправляет небольшие деформации нижних конечностей, дает им возможность развиваться равномерно. Она снимает боли в спине и в шейных связках, укрепляет лодыжки и развивает грудь.
Уттхита Триконасана тонизирует мышцы ног, растягивает своды стоп, икры, подколенные сухожилия и пах. Стабилизирует и укрепляет ноги и туловище. Вытягивает позвоночник и повышает подвижность грудной клетки. Раскрепощает гортань, грудь, плечи и бёдра. Триконасана укрепляет и омолаживает нервную систему. Препятствует окостенению хрящевых тканей и отложению солей. Тренирует вестибулярный аппарат. Улучшает работу лёгких, очищает кровь, усиливает мышечную выносливость. Улучшает пищеварение и кровообращение.
Уттхита Триконасана даёт чувство уверенности и подвижности. Вырабатывает изящество. Формирует способность к концентрации иазвивает силу воли. Стимулирует умственную деятельность. Снижает стресс.
Уттхита Парсваконасана— «прямой боковой угол».
[454x304]
Эта поза принадлежит к разновидности «стоячих» асан с выпадом, когда одна нога остаётся прямой, а другая сгибается в колене под прямым углом. При этом верхняя часть её бедра строго параллельна полу, а участок от колена до голеностопа — перпендикулярен. Положение ступней стандартное. Туловище наклоняется в сторону выпада, укладываясь боком на параллельную полу поверхность бедра. Обе лопатки касаются стены, то есть грудная клетка развёрнута в плоскость ног. Нижняя рука, установленная снаружи, за ногой, опирается о пол ладонью, пальцами или кулаком. Насколько бок ложится на бедро согнутой ноги, вплотную либо до касания — зависит от длины рук.
Вирабхадрасана I— «поза героя Виры».
[277x340]
Вирабхадрасана II— вариант всё той же «позы героя».
[340x245]
Паршвоттанасана. Поза интенсивного бокового вытяжения.
[340x283]
Паршва означает «бок» или «сторона», уттана — «сильное натяжение». В этой позе сильно натягиваются боковые поверхности груди. Паршвоттанасана особенно хороша при артрите и тугоподвижности в шее, плечах, локтях, кистях и при спинном горбе. Эта асана устраняет тугоподвижность ног и тазовых мышц, придает гибкость тазовым сочленениям и позвоночнику. Когда голова покоится на колене, сжимаются и тонизируются органы брюшной полости. Запястья обретают свободу движений, их тугоподвижность исчезает. Эта поза также выправляет сутулые и опущенные плечи. При правильном выполнении позы плечи отводятся далеко назад, что способствует глубокому дыханию. Успокаивает ум, способствует равновесию и выносливости.
Саламба Сарвангасана (Стойка на плечах)
[300x216]
Стойка на плечах, больше известная у нас как “Берёзка”, - это относительно несложная, но крайне благотворная асана. Встаём на плечи из Халасаны, медленно вытягивая ноги вверх и выпрямляя всё туловище. Под плечи обязательно нужно положить страховочное покрывало - это убережёт вас от возможных травм. Как и в Позе Плуга, вертеть головой категорически нельзя. Локти параллельно друг другу, руки легко поддерживают туловище между лопатками и поясницей. Подбородок плотно прижат к грудине. Взгляд устремлён на кончики пальцев ног. Шея при этом получает настоящий курс лечения и профилактики.
Халасана (Поза Плуга)
Ложимся на спину, плавно отрываем ноги от земли и уводим их за голову. Поначалу это может быть довольно трудно, но польза от асаны стоит затраченных усилий. Держим туловище перпендикулярно полу. Для страховки шеи лучше положить под голову свёрнутое вчетверо покрывало. Вертеть головой категорически воспрещается, поскольку это чревато смещением межпозвоночных дисков.
[472x323]
Шавасана— «поза мёртвого тела».
[400x126]
Огромную роль в йоге играет дыхание. Его упорядочение входит в четвертую ступень — пранаяму, т.е. овладение праной. «Слово «прана» - название энергии, пронизывающей всю Вселенную»
С помощью дыхания человек «управляет жизненными токами», проходящими через чакрамы. Он способен воспринять и удержать в себе космическую силу, которая приобщает его к ритму, созвучному ритму Вселенной. Это помогает замедлять естественные процессы и освобождаться от разъедающего воздействия Времени. Есть достоверные сведения о йогах, которые, дожив до глубокой старости, выглядели совсем молодыми. Пранаяма приводит все существо человека в состояние полной гармонии, «как при безветрии горит светильник, наполненный маслом, неподвижным, устремленным вверх пламенем».
Следующий шаг пратьяхара обуздание мира чувств. Человек отвращается от всего внешнего, от всего, что мешает самоуглублению. Он собирает дух как бы в фокусе, сосредоточив его на своем внутреннем круге. Ему нужно воспитывать в себе умение отключать чувства от привходящих впечатлений.
Приведенные пять ступеней роднят йогу со многими мистическими школами и учениями. Специфическими здесь являются лишь детали, основное же может быть приложимо как к брахманизму Упанишад или буддизму, так и к религиям Запада. Здесь запечатлен общечеловеческий опыт духовного самосовершенствования; между тем заключительный этап йоги — самьяма — уже несет на себе ярко выраженные черты философии санкхьи, ее понятия о спасении и высшей цели подвижничества.
Если первые пять ступеней как бы переходят одна в другую и тесно связаны между собой, то еще труднее различить этапы самьямы. Она делится на три аспекта: дхъяну, или концентрацию сознания, дхарану, или созерцание, и, наконец, сверхпознание — самадхи.
Концентрация сознания достигается посредством многих приемов. Среди них — длительное сосредоточение на какой-либо фразе, слове, части тела, например, на кончике носа, языка или на нёбе. Такого рода приемы заимствованы из йоги современным аутотренингом.
Дхьяну и дхарану культивируют «удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете». Постепенно и этот предмет становится лишним и исчезает. Сохраняется одна незамутненная интуиция, превышающая разум, само сознание в чистом виде. Теперь лишь тонкая нить удерживает человека в царстве Пракрити. «Он ни к чему не стремится и столько же, сколько чурбан, размышляет».
Постороннему наблюдателю это экстатическое состояние, самадхи, кажется похожим на обморок или летаргический сон. Индийский святой XIX века Рамакришна был способен часто входить в самадхи. «У него,— рассказывает очевидец,— не было ни малейших признаков внешнего сознания. Он даже не дышал, и все его тело было абсолютно неподвижно, как статуя. Он ушел куда-то в другое место из этого мира чувств»
Новейший философский словарь
Энциклопедия эзотеризма
Энциклопедия «Религия»
http://www.sunhome.ru/religion/11788
http://www.alexandrmen.ru/books/tom6/6_gl_02.html
http://www.eastlib.narod.ru/i/indmif_7.htm
http://www.5ka.ru/70/16914/1.html
Пятигорский А. М., Материалы по истории индийской философии, М., 1962; Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф., Древняя Индия, М., 1969
Большая советская энциклопедия
http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00010/16...D0%B8%D0%B7%D0%BC&stpar1=1.1.1
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B0
http://podduev.narod.ru/asana/shirsha.html
http:///books/boyko_viktor_sergeevich/...anie_vtoroe_ispravlennoe/read/
Виктор Сергеевич Бойко
Йога: искусство коммуникации.
http://mira.sai.msu.su/~megera/yoga/www.jiddu.narod.ru/bks/uthtrik.htm
http://www.yogajournal.ru/lifestyle/asana/detail.p...ECTION_ID=592&ELEMENT_ID=15261
http://www.yogaclass.ru/asanas/a12-parshvottanasana.html
http://www.chaskor.ru/p.php?id=696http://kazanyoga.ru/pose/view/57
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Yoga_postures
http://www.myjane.ru/articles/text/?id=5959
http://podduev.narod.ru/Index.htmhttp://blogyoga.r...t-vypirayushhix-pozvonkov.html
http://www.barracudesign.by.ru/iconography/hinduism/icon/brahma.htm