• Авторизация


Тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой 22-04-2007 12:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


(Для QueeN_OF_ThE_CrimE)



Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.


Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

21 января 1940

Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» входит в цикл «Тайны ремесла». Это цикл стихов о сущности, природе поэзии и её значении, о том, как рождаются поэтические произведения, какова природа вдохновения, о том, кто такой поэт, о музе и читателе. Название цикла — «Тайны ремесла» — отражает нетрадиционное восприятие поэзии: в значении слова “ремесло” есть что-то предметное, слишком “земное”. В данном цикле стихотворений Ахматова верна традициям поэтического направления, к которому она принадлежала, — акмеизма: словесное искусство воспринимается как ремесло, в котором можно достичь высочайшего уровня владения отточенным поэтическим словом.

Стихотворение написано очень простым языком, мы встречаем в нём разговорные синтаксические конструкции: “не так, как у людей”, “мне ни к чему”, “на радость вам и мне”, “по мне”. И строфа в стихотворении построена так, чтобы создавать впечатление разговорной речи. Это ощущение возникает за счёт того, что три первых стиха написаны пятистопным ямбом, а четвёртый стих каждой строфы трёхстопный. Интонация к концу строфы резко понижается, краткость последней строки семантически выделяет эти стихи.

“Одические рати”, “прелесть элегических затей” — эти словосочетания двух первых стихов первой строфы стилистически контрастируют с нарочито сниженной лексикой всего стихотворения. Если рассмотреть предметный мир, пространство стихотворения, то мы также увидим нетрадиционные для данной темы образы. Слишком много предметности, материальности, низкого и бытового: сор, одуванчик, забор, лопухи и лебеда, сердитый окрик, дёготь, плесень...
Поэзия призвана воспеть не туманный Альбион, как у многих символистов, особенно эпигонов, "не счастье, не забаву, а ВЕЛИКУЮ ЗЕМНУЮ любовь"

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой | Gedda - В подворотне | Лента друзей Gedda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»