Канон построен вокруг одной-единственной темы, которой противопоставляются ее имитации. Первый голос, вступив, задает тему. Через определенное время второй голос ее повторяет, потом третий голос ее вновь воспроизводит..
Для связи всего в одно целое каждая нота играет здесь три роли:
1. В основной мелодии.
2. В аккомпанементе основной мелодии.
3. В аккомпанементе аккомпанементу основной мелодии.
Таким образом, конструкция имеет три уровня, на которых каждая нота в зависимости от позиции и главный герой, и второстепенный, и эпизодический.
Можно развить канон, не добавляя нот, просто меняя высоту – один куплет октавой выше, один куплет октавой ниже.
Можно также усложнить его, подняв второй голос на пол-октавы. Если первая тема в до, вторая будет в соль и так далее.
Еще больше его усложнить можно изменением темпа. Ускорить: пока первый голос выводит тему, второй повторяет ее в два раза быстрее. Замедлить: второй голос идет за первым в два раза медленнее.
Точно так же третий голос ускоряет или замедляет тему, это приводит либо к ее распространению, либо, напротив, сжатию.
Изощренность канону также придает обращение мелодии. Если первый голос, например, восходящий, то второй нисходящий.
И это очень легко исполнить, если рисовать линии голосов так, как рисуют стрелки на картах сражений.