Изучая информацию в Интернете по опыту работы авторитетных протокольных школ в США, я заметил, какое большое внимание все они уделяют пропаганде и соблюдению правил Мобильного этикета. И не просто обсуждают (это с успехом делают СМИ), а проводят эффективные кампании среди различных групп населения (подростки, домохозяйки, бизнесмены), призванные повысить культуру пользования мобильной связью. Совместно с операторами мобильной связи и др. заинтересованными в решении проблемы структурами. И проблема постепенно решается.
То же следует делать и нам в России, а не заниматься перепиской на многочисленных форумах по устоявшейся традиции «мазохизмом», на все лады, обсуждая, какие мы, россияне, бес культурные, и что нас ничего уже не исправит!
Несмотря на то, что мобильный телефон в России имеют практически 80% населения, он до сих пор остается предметом имиджа человека, наряду с машиной и прочими атрибутами успешности. Именно поэтому большинство обладателей сотового телефона, так часто демонстрирует его без нужды в общественных местах, стремясь показать свою значимость, принадлежность к тому или иному социальному слою. Помните анекдот про "нового русского", у которого телефонов было два - по одному говорить, другой показывать. Так вот как бы это ни было смешно, есть категория людей эту историю пусть не дословно, но повторяющая.
К сожалению надо констатировать, что в России культуры мобильной связи нет вовсе. Я не говорю о кинотеатре, где каждые пять минут во время просмотра фильма звонит телефон, и высокоразвитый владелец спокойно разговаривает на интересующие его темы. Может действие на экране для него не столь захватывающе? Определенно это раздражает и мешает. Чем вызвано повальное пренебрежение правилами хорошего тона на киносеансе и театральных спектаклях в подавляющем большинстве молодежью (но справедливости ради и те кому «за тридцать» себе это позволяют), даже затрудняюсь сказать. Да и вкусный ужин в ресторане бывает подпорчен частыми приправами из разговоров по мобильному телефону. Я даже не упоминаю про деловые переговоры. Когда попросивший о встрече гость, который от тебя что-то хочет. При встрече, преспокойно отвечает на звонок по мобильному телефону и разговаривает без проблем, а ты сидишь и тратишь свое время на его переговоры. А еще меня бесит, когда в офисе какой-нибудь менеджер регулярно оставляет свой мобильный на столе, сам ходит неизвестно где, а мобильный разрывается каждые 5 минут ужасной мелодией на полной громкости. Да, еще, почему, интересно, некоторые люди думают, что по обычному телефону можно говорить шепотом, а по мобильному надо орать, как будто микрофон там слабый. При этом сидя в двух трех метрах можно услышать все, что говорится на том конце трубки. И еще, когда на семинаре, за который ты заплатил немаленькие деньги, после многократных предупреждений и просьб тренера, некоторые персонажи преспокойно отвечают на трезвонящий телефон с мелодией "Черный Бумер", это переходит всякие границы. Почему группа в 20 не самых последних людей должна терпеть хамство одного недоумка?! А навязчивые разговоры по сотовому телефону, особенно когда едешь в маршрутке, но наши люди и без сотовых умудряются в транспорте поговорить между собой обо всём, не думая надо ли это знать окружающим, часто становишься пленником таких бесед. Да, достало уже это бескультурье. Тяжко слушать пустую болтовню пассажиров, а уж как тоскливо бывает, когда в междугороднем автобусе какая-нибудь девица всю дорогу рассказывает подруге по телефону, как она вчера где-то с кем-то напилась - ужас просто... Хочу купить глушилку для мобил!!! (чего уж говорить, что водитель с телефоном у уха - прямая угроза жизни!!!)
Как на таких персонажей найти управу? Лично я стараюсь ограничивать свой круг общения от подобных хамов, но, к сожалению это не всегда получается.
По поводу рекомендаций, есть ментальные отличия в их восприятии. Рекомендуется, находясь в общественном месте включить голосовую почту и выключить мобильный телефон. Голосовая почта?! Едва ли найдется много людей, кому нравится разговаривать с автоответчиком. Многие пугаются, услышав предложение оставить сообщение, и молча опускают трубку. Другие смущаются, начинают что-то лепетать, и в смятении забывают слова, которые хотели сказать. Кроме того, они боятся, что их беспомощный лепет может вызвать на другом конце провода взрыв смеха. Я пользовался этой услугой чуть меньше года. Люди не оставляют сообщения, у всех паническая боязнь автоответчиков. Это не выход. По крайней мере, на сегодняшний день.
На самом деле - мобильный этикет и его соблюдение - это очень важно!
Проблему можно обсуждать бесконечно, но решится она, когда станет реальной культурной проблемой, проблемой гражданского общества - для примера: когда действительно встала проблема "звонИт-звОнит", то она быстро была решена в более-менее культурных слоях. По крайне мере в "высшем" обществе эта культура давно уже сформировалась, ждем, пока она дойдет не только до обычной деловой сферы, но и до "народа". Проблема с не соблюдением Мобильного этикета - элемент бескультурья. Такой же, как разбросанные бутылки в сквере, как плевки и бычки на тротуаре, как поход в ресторан в спортивном костюме, как "хочу передать привет тете Маше из Макеевки" в передаче "Поле чудес". Правильно говорят, такие вещи воспитываются в дошкольном возрасте. Потом бесполезно. Не думаю, что все, будучи деловыми людьми, беспрекословно следуете всем правилам мобильного этикета. Любое правило является ограничением, соответственно некомфортным условием существования, если оно не привито с раннего детства.
В Южной Кореи Мобильный этикет преподают в начальных классах школы. И это при современных условиях жизни, я считаю просто необходимым. Правила Мобильного этикета должны быть воспитаны в ребёнке его родителями. Человек, который не перезванивает, тоже невоспитан. Или отрывается от разговора в присутствии других. Или говорит по телефону о присутствующих в третьем лице. Это всё неприлично, но сплошь и рядом. Чем раньше человек, узнает о правилах Мобильного этикета, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Но этикету нельзя научить, как обучают, скажем, читать и писать. Человек смотрит, как себя ведут окружающие, его люди. Если люди вокруг не умеют вести себя, то и человек в этом окружении никогда не усвоит правила хорошего тона.
Зачем учить Мобильному этикету? Во-первых, для того, чтобы приучить к понятиям "хорошо" и "плохо". Пройдет еще много времени, пока человек полностью усвоит морально-этические принципы Мобильного этикета, но уже сейчас есть возможность научить его отличать плохое от хорошего как личным примером популярных людей, так и наставлениями сотового оператора. Во-вторых, надо зародить в человеке чувство самоконтроля. Пока он не научится себя контролировать, он не сможет нормально существовать в обществе пользователей мобильной связью. В-третьих, необходимо научить его уважать права и чувства остальных и превратить эгоцентричного абонента в чуткого и заботливого человека.
Преимущества мобильного телефона трудно переоценить. И все же, в определенных ситуациях он способен создавать неудобства, а то и вызвать досаду.
Необходимо повышать ОБЩИЙ уровень культуры. Нужно активно работать над повышением этого самого уровня в массах. В этом плане и Мобильный этикет полезен и замечание соседу, что бы мусор не валил мимо мусоропровода.
Давайте действовать вместе! Если люди не обладают осознанностью, чтобы ДУМАТЬ О ДРУГИХ, супротив естественному эгоизму, понимая, что живут среди этих других, то нужно внедрять Мобильный этикет в массы.