• Авторизация


ЖЗЛ (ИВАН ПУНИ. РУССКИЙ ФРАНЦУЗ, ТАКОЙ РАЗНЫЙ И ГЕНИАЛЬНЫЙ.) 04-10-2011 23:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ЖЗЛ (ИВАН ПУНИ. РУССКИЙ ФРАНЦУЗ, ТАКОЙ РАЗНЫЙ И ГЕНИАЛЬНЫЙ.)

Творчество наших эмигрантов так называемой "Французской школы" в первой половине ХХ века - это отдельная страница истории русского искусства. Почти все представители этой школы получили французское гражданство и во многих западных энциклопедиях числятся французскими художниками. И все же они наши, русские, просто разочарованные советской властью и уехавшие поэтому за границу. Сегодня представляю вам такого русского француза, который достоин занимать почетное место среди русских авангардистов ХХ века.

Иван Альбертович Пуни
Ivan Puni (Pougny, Pougni)


20 февраля (4 марта) 1892, Куоккала - 28 декабря 1956, Париж

[показать]

Иван Пуни Автопортрет. 1912 г.

Русский художник- футурист (супрематист, кубист), график, сценограф и скульптор.
Иван родился на семейной даче в посёлке Куоккала на Карельском перешейке в музыкальной семье. В то время этот поселок находился на территории княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи, а ныне – это поселок Репино в Санкт-Петербурге.
Родители мальчика были выходцами из Италии. Его дед по отцовской линии— известный композитор Цезарь Пуни, писавший музыку к балетам и вошедший в историю русской музыки. Отец – Альберт Пуни — виолончелист Мариинского театра. Отец будущего художника принял православие с именем Андрей. Поэтому часть его детей были Альбертовичи, а другие – уже Андреевичи.




Детство

Детство мальчик провел в Куоккале. О жизни в этом знаменитом месте, где жили и бывали деятели русской культуры, очень ярко написал в своих воспоминаниях Дмитрий Сергеевич Лихачев. Написал он и о семействе Пуни. Кстати, Лихачев замечает, что «сейчас принято ставить ударение на последнем слоге фамилии Пуни, но семья эта была итальянской, а не французской».
Еще из воспоминаний Лихачева мы узнаем, что дача Пуни была на самом берегу против Куоккальской бухты. Хозяин дачи Альберт Пуни был не только музыкантом в театре, но и владельцем большого доходного дома на углу Гатчинской улицы и Большого проспекта на Петроградской стороне. Альберта Пуни автор воспоминаний описывает, как «необыкновенно темпераментного старика, вечного заводилу различных споров, в которых он всегда и вполне искренне выступал как отчаянный русский патриот».

«В поселке ходили друг к другу в гости, - продолжает Лихачев. – создавали благотворительные сборы, детские сады на общественных началах. На даче у Пуни большими компаниями катались на гигантских шагах, делали на них "звездочку", при которой "закрученный" другими катающийся взлетал очень высоко - почти вровень с макушкой столба. Пожилые играли в саду в винт и преферанс, неторопливо беседовали».
Вспоминает академик и о том, что зять Пуни - Штерн - управляющий его доходным домом был немцем, но в начале первой мировой войны переменил фамилию на Астров и тоже принял православие. Жену Штерна - Марию Альбертовну Пуни (сестру Ивана), Лихачев описывает, как красивую черноглазую итальянку, носившую на щиколотке ноги золотую браслетку.

Альберт Пуни, заметив тягу сына к рисованию, все же счел разумным избрать для него карьеру архитектора. Начальное художественное образование Иван получил дома.

[показать]

На фотографии начала 1900-х годов Иван Пуни в Куоккале.

В 1899 году Иван поступил в школу Карла Мая, но проучился там всего лишь год. В школе Иван дружил с будущим авиаконструктором Виктором Кербером (Корвиным) (1894–1970), поскольку дачи их родителей находились рядом.

Для справки:

Петербургская частная немецкая мужская школа Карла Мая — учебное заведение, основанное в сентябре 1856 года талантливым педагогом-практиком Карлом Ивановичем Маем (1820—1895). Школа, получившая в 1861 году официальное название «Реальное училище на степени гимназии», была создана по инициативе нескольких немецких семейств, стремившихся дать детям среднее образование, носившее более прикладной характер, чем в казённых учебных заведениях того времени. Девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить — потом учить».
В школе учились целые поколения Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тян-Шанских и Бенуа. Известно, что 25 членов клана Бенуа учились в Школе Мая. Более 30 её выпускников были избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук и Академии художеств.

Учеба

Неизвестна причина, почему мальчика забрали из школы Мая, но в 1900 году Иван поступил в Императорское Николаевское военное училище, где проучился восемь лет. Все годы учебы в училище Пуни брал частные уроки рисования у жившего в Куоккале И. Е. Репина, дружившего с семьей Пуни. Поэтому по окончании военного училища Пуни не стал офицером, он решил стать художником. В 1909 году Иван открыл собственную мастерскую в петербургском доходном доме отца.

[показать]

Иван Пуни.

Решив осваивать живопись самостоятельно, вчерашний офицер в 1910 году уезжает в Париж.
В течение двух лет юноша учится в парижской Академии Родольфа Жюлиана, параллельно посещает занятия в других художественных Академиях, например – Коларосси. Иван познакомился с жившими тогда в Париже Н.Тарховым и Ю.Анненковым, художниками разных направлений, но оказавшими каждый по-своему влияние на поиски Пуни собственного стиля.
На лето Иван непременно приезжал в Куоккалу, где писал портреты, пейзажи и интерьеры.

[показать]

Иван Пуни Интерьер в Куоккале. 1910 г.

В этих ранних работах чувствуется тяготение к декоративным цветам, которые он почерпнул из картин французов Боннара, Вюйара и Матисса, с творчеством которых познакомился в Париже.

[показать]

Иван Пуни Натюрморт с белым кувшином. 1910 г.

[показать]

Иван Пуни Натюрморт. Кувшин, черный зонтик и шляпная коробка. 1910-е.

В начале 1912 года Иван совершил небольшое путешествие по Италии и вернулся в Петербург, где «попал в объятия» русских авангардистов.

[показать]

Иван Пуни Пейзаж с домом. 1912 г.

Авангардизм

В Петербурге Пуни познакомился с одним из лидеров русского авангарда, художником Николаем Ивановичем Кульбиным (1867-1917). Надо отметить, что Кульбин был не только художником, но и музыкантом, теоретиком, меценатом, философом и одним из организаторов первых художественных объединений и выставок нового искусства в России. Кульбин высоко оценил работы молодого художника и привлек его к участию в выставках объединения «Союз молодежи».

[показать]

Иван Пуни Церковь. 1912 г.

[показать]

Иван Пуни Променад в солнечном свете. 1912 г.

В 1912 Пуни познакомился с футуристами братьями Бурлюками, Владимиром Маяковским, Велимиром Хлебниковым и изобретателем супрематизма Казимиром Малевичем. Оказавшись в кругу молодых экспериментаторов, Пуни вскоре сам выдвинулся на позиции лидера авангардных акций. Пуни экспонировал свои картины на выставках «Союза молодежи» и «Бубнового валета».

[показать]

Иван Пуни Литейный. Эскиз оформления. 1910 г.

В это время Пуни познакомился и со своей будущей женой – художником-авангардистом, дизайнером и поэтессой Ксенией Богуславской. В 1913 году художник женился, и в свадебное путешествие молодожены отправились в Париж, где Пуни увлекся кубизмом и даже выставлял свои работы в Салоне Независимых в 1914 году.

[показать]

Ксения Богуславская, (вторая слева), Иван Пуни и его сводные сёстры Ольга и Юлия, 1918 г.

Вернувшись на родину, Пуни и Богуславская стали активно сотрудничать с представителями самого радикального крыла молодых новаторов живописи и литературы, сыграв не только творческую, но и активную организационную роль во всем авангардистском движении. Квартира в доходном доме отца на Гатчинской улице, где Иван с женой жили с 1913 по 1915 год, была местом встреч художников и поэтов, своеобразным штабом движения.

[показать]

Иван Пуни Велимир Хлебников читает свои стихи Ксении Богуславской 1915 г.

Бенедикт Лившиц вспоминал: «…Это была петербургская разновидность дома Экстер, только богемнее. У Пуни бывали мы все: Хлебников, Маяковский, Бурлюк, Матюшин, Северянин. Остроумная, полная энергии, внешне обаятельная Ксана Пуни очень скоро сумела оказаться центром, к которому тяготели влачившие довольно неуютное существование будетляне.…».

[показать]

Ксения Богуславская. Фото Фриды Рис. 1920-е

В 1914 году Пуни выполнил эскиз обложки футуристического альманаха "Футуристы. Рыкающий Парнас", в котором были собраны программные тексты и довольно вызывающие рисунки лидеров авангарда. Стоит заметить, что этот сборник был запрещён цензурой, а тираж изъят.
В это же время Пуни создал ряд живописных композиций, в которых отразились кубофутуристические тенденции.

[показать]

Иван Пуни Аккордеон. 1914 г.

[показать]

Иван Пуни Трамвай номер 5

В 1915 году Пуни и Богуславская организовали и финансировали нашумевшие в Петербурге выставки «Трамвай В» (1915) и «0,10» (1915–1916), обозначившие перелом в авангардном движении. Супруги Пуни провозглашали в листовке, распространявшейся на выставке "0,10", "свободу предмета от смысла".

[показать]

Иван Пуни Портрет жены художника. 1914 г.

[показать]

Иван Пуни Парикмахерская. 1915 г.

На этой же выставке впервые появились произведения супрематизма, и Малевич в своем Манифесте обосновал идеи созданного им направления. Кстати, соавтором "Манифеста супрематизма" Казимира Малевича выступила Ксения Богуславская. Увидев холсты Малевича, Пуни сразу стал страстным приверженцем этого направления, хотя и оставался в его русле не слишком долго. Как пишут искусствоведы, «в отличие от эпатажной запальчивости и агрессивности произведений Малевича, работы Пуни проникнуты настроением легкой игры, тонкой иронии, свободной манипуляции парадоксальными сопоставлениями и даже некоторым оттенком лиризма».

[показать]

Иван Пуни Composition. 1915 г.

[показать]

Иван Пуни Composition. 1915 г.

В 1915—1916 годах он был членом творческого союза художников-авангардистов «Супремус», создателем которого был Малевич. В январе 1916 года Пуни вместе с Малевичем Пуни провел конференцию по современному искусству в зале Тенишевского училища в Петрограде. Вместе с другими художниками-супрематистами он также сотрудничал с кооперативами декоративно-прикладного искусства в деревнях Вербовка и Скопцы.

[показать]

Иван Пуни Старая музыка 1916 г.

[показать]

Иван Пуни Ночь 1917 г.

Во время первой мировой войны художник активно иллюстрировал детские книги и работал в редакции журнала "Нива". В 1915 году в Галерее «Арт-бюро» Надежды Добычиной была выставлена графическая серия индийских рисунков Пуни. В середине 1910-х годов Пуни создал произведения, соединяющие форму картины и выходящего в реальное пространство объекта, составленного из простых бытовых предметов. Эти работы получили название «скульптоживописных конструкций». Как отмечают историки, работы Пуни 1910-х – начала 1920-х годов можно подразделить на несколько достаточно самостоятельных групп, каждая из которых относится к определенному направлению авангарда. Художник разрабатывал принципы кубофутуризма и супрематизма, явился одним из создателей направления, получившего название «леттризм» - когда в систему пластических элементов включались буквы, слова или текст, которые иногда становились основой изображения.

[показать]

Иван Пуни Натюрморт с буквами и кувшином. 1919 г.

После Октябрьской революции в 1917 году, Пуни вернулся в Куоккале. Луначарский был другом художника и сторонником художников-авангардистов, поэтому он вовлек Пуни, как и многих других представителей русского авангарда, в русло общественной и педагогической деятельности.

[показать]

Иван Пуни Натюрморт с цилиндром. 1917 г.

[показать]

Иван Пуни Шляпа и игральные карты. 1917 г.

В 1918 году художник принимал участие в создании плакатов и настенных росписей для празднования 1 мая и в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине революции.
Пуни стал одним из учредителей союза "Свобода искусству" в 1917 году, профессором Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) в Петрограде в 1918 году, работал на Государственном фарфором заводе, выполнил проект печати для Совнаркома.

[показать]

Иван Пуни Рабочие в автомобиле. 1918 г.

В январе 1919 года Марк Шагал пригласил супругов Пуни преподавать в Витебскую народную художественную школу, некоторое время Иван Альбертович даже поработал в Коллегии Наркомпроса по делам искусств.

[показать]

Иван Пуни Забор. 1919 г.

[показать]

Иван Пуни Еврейский ужин. 1919 г.

Но уже осенью супруги возвратились в Петроград, испытав разочарование в революционных перспективах, Иван и Ксения решили покинуть Россию.

[показать]

Иван Пуни Красная скрипка 1919 г.

Эмиграция

Политическая ситуация в столице была нестабильна, по всей стране шла гражданская война. Пуни по льду Финского залива незаконно пересекли границу, направляясь в имение отца в Куоккале, которая в 1919 году уже находилась на территории получившей независимость Финляндии. Воспользовавшись греческим происхождением Ксении Богуславской, супруги получили визу на въезд в Грецию, но по пути осенью 1920 года остановились в Берлине, где и прожили в течение трех лет (1920-1923). Таким образом, в 27 лет художник эмигрировал из России, чтобы больше сюда не возвратиться.

[показать]

Иван Пуни Автопортрет с трубкой. 1919 г.

[показать]

Иван Пуни Улица 1919 г.

Берлинский период жизни Пуни отмечен насыщенной организационной деятельностью и успехами. Художник принял активное участие в создании «Дома искусств», где встречались деятели русской культуры, участвовал в организации Союза русских художников, сотрудничал с «Ноябрьской группой», объединившей авангардистов разных направлений. В Берлине Пуни работал над оформлением книг, делал иллюстрации для газет, эскизы театральных костюмов для постановок театра-кабаре, писал статьи в прессе.

[показать]

Иван Пуни Гимнасты и жонглеры. 1920е.

В этот период Пуни подписывался на французский манер - Pougny, хотя в итальянском написании (вспомним о корнях художника!) правильнее было бы подписываться - Pugni. Впрочем, позже свои картины художник стал подписывать Ivan Puni.

[показать]

Иван Пуни Автопортрет в зеркале. 1921 г.

[показать]

Иван Куни. Король. Эскиз театрального костюма. 1921-22 гг.

В 1921 году художник провел персональную выставку в галерее Херварта Вальдена «Der Sturm».
Экспозиция носила ретроспективный характер и представляла почти все периоды творчества художника. Каталог насчитывал 215 живописных и графических работ. Некоторые из них Пуни удалось привезти с собой из Петрограда. Остальные были созданы в короткий срок, предшествующий проведению выставки в Берлине.

[показать]

Иван Пуни Универсальный музыкант. 1921 г.

Особой выразительностью и своеобразием обладал экспозиционный дизайн выставки, полностью осуществленный самим Пуни. Фасад галереи и интерьер залов были оформлены в духе остроумной игры и аттракциона. В концепции выставки можно было увидеть преддверие целостной инсталляции, выражающей единую идею, а в сопровождающих ее театрализованных акциях со статистами, одетыми «в буквы» – элементы перформанса.

В 1923 году в Берлине состоялась еще одна выставка художника. В этом же году художник написал и выпустил книгу «Современная живопись», в которой пересмотрел свое отношение к авангарду и подверг резкой критике русское беспредметное искусство и свое в частности, определяя его как "беспредметное конструирование", "триста тысяч комбинаций из одного круга и пары квадратов". С тех пор Пуни пишет кубофутуристические работы, композиции и этюды все реже, былой конструктивизм и игра угловатых деталей уходят в прошлое.

[показать]

Иван Пуни Человек с дыней. 1922 г.

В творчестве художника станут доминировать пейзажи и натюрморты, наполненные скрытым движением, сконцентрированной динамикой, вписанной в статическую оболочку, и особой энергетикой, на грани экспрессионистской.

Париж

В 1924 году Пуни и Богуславская переезжают из Берлина в Париж.
Супруги общаются и дружат с художниками современных направлений – Фернаном Леже, Альбером Марке, Джино Северини. Начался более чем 30-летний и самый плодотворный период творчества художника, на протяжении которого он создал более 1200 произведений.

[показать]

Иван Пуни Автопортрет.

[показать]

Ivan Puni Still Life. A Basket and a Violin Case. 1925 г.

В 1933 году Пуни стал членом секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции.
После первых трудных лет, когда приходилось отводить время заказным работам, наступили годы признания мастера, омраченные лишь периодом немецкой оккупации. В это время супруги Пуни переселились из Парижа на юг Франции.
В 1946 году художник с женой получили долгожданное французское гражданство, через пару лет Пуни стал кавалером ордена Почетного Легиона.

[показать]

Иван Пуни Пейзаж с мостом.

За годы, проведенные во Франции, художник принял участие во множестве групповых и провел 9 персональных выставок в Париже (1925,1928, 1933, 1937, 1943, 1947, 1950, 1953, 1956).
С успехом прошли его персональные выставки в галереях Нью-Йорка (1949, 1952), Лондона (1950), Вены, Токио и Рима. Пуни принял участие в Международной выставке в Брюсселе (1928) и выставке Современного французского искусства в Москве (1928).

[показать]

Иван Пуни На улице.

Пройдя через увлечение кубизмом, конструктивизмом, дадаизмом, Пуни уже в середине 1920-х пришёл к фигуративной живописи в мягкой импрессионистической манере, в духе французов Пьера Боннара и Эдуарда Вюйяра. В целой серии работ Пуни позднего периода историки находят элементы сюжетного подражания Анри Матиссу, который часто писал виды своих любимых мест французской Ривьеры.
Как отмечают искусствоведы, «рисунок отошел на второй план, уступив место цветовому аккорду,
мажорность сочетаний красочных пятен передавала присущее художнику в эти годы любование натурой». Они же пишут, что «наряду с яркими натюрмортами и видами Парижа встречались произведения, в настроении которых преобладала печальная созерцательность, поскольку, несмотря на постоянное общение со своими коллегами, друзьями, выходцами из России, к концу жизни художник чувствовал себя внутренне одиноким, лишенным по-настоящему дружеских связей».

[показать]

Юрий Анненков Портрет Ивана Пуни.

[показать]

Иван Пуни Повозка 1953 г.

Иван Альбертович Пуни умер в своей парижской мастерской на улице Нотр-Дам-де-Шан 28 декабря 1956 года. Похоронен был на кладбище Монпарнас.

Послесловие

После смерти творчество Пуни на некоторое время ушло из поля зрения историков искусства, к имени художника вернулись в 1970-х годах, когда возник интерес к искусству авангарда.
Сегодня произведения Пуни экспонируются в коллекциях известных музеев мира, среди которых Третьяковская галерея, Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей современного искусства в Нью-Йорке, галерея Тейт в Лондоне.
За рубежом о художнике написаны многочисленные статьи и монографии. Не так давно вышло первое в нашей стране исследование, посвященное Ивану Пуни, написанное академиком Д.В.Сарабьяновым. В этом издании, впервые в России, публикуется и книга самого Пуни "Современная живопись", вышедшая в Берлине в 1923 году.

В истории живописи Пуни представлен в двух ипостасях: с одной стороны, разрушителя устоев академического искусства, стоящего в авангарде новых видов и жанров современного искусства, с другой — декоратора на грани пуантилизма, развивающего принципы французской школы живописи.
Хотя историки считают, что наиболее интересным с точки зрения искусства периодом в творчестве Пуни был именно «российский» период, когда художник работал в стиле кубофутуризма. Именно произведения этого периода принесли Пуни репутацию художника мирового значения.

Источники - 1 , 2 , 3, 4 , 5.

b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЖЗЛ (ИВАН ПУНИ. РУССКИЙ ФРАНЦУЗ, ТАКОЙ РАЗНЫЙ И ГЕНИАЛЬНЫЙ.) | RainbowHeart - Никогда не знаешь, где тебе повезёт. | Лента друзей RainbowHeart / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»