• Авторизация


Блоки Дьеныша 17-05-2007 14:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал
Из книги Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая "Логика и математика для дошкольников"

 

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

 

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ­ными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классифи­кации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малы­шей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

 

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным сред­ством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

 

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством пред­метов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала ос­ваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и тол-шине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и тол щине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от из­бушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирова­ние одним свойством), другой — чтобы не было рядом бло­ков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинако­вых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одно­временно тремя свойствами).

 

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, уме­ние кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в заме­щении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

 

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет месйки, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

 

Поскольку логические блоки представляют собой эта­лоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометри­ческими фигурами при решении многих других разви­вающих задач.

 

Все игры и упражнения, за исключением четвертой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психоло­гический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значитель­но раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, сле­дует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестни­цы находится каждый малыш. Сделать это несложно.

 

Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое(предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.

 

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количе­ство этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно пред­ложить ребенку, например проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, смас­терить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. д.

 

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познако­миться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

 

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им сле­дующие задания:

 

-найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
-найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);
-найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круг­лые, прямоугольные);
-назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

 

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

 

Все игры и упражнения подробно описаны в книге.

 

(книга лежит у Даниловой в кладовой!)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Блоки Дьеныша | Terentieva_Tatiana - Дневник PerAspera | Лента друзей Terentieva_Tatiana / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»