• Авторизация


"Это кино, а не учебник истории!" 11-12-2022 05:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Дочери моей Любушке
с днем рождения!



Автор выражает глубокую признательность создателям фильма "Корсаж", который и сподвиг объяснить, чем фантазия на историческую тему отличается от халтурной хрени.

Начнем с простого. Художественный фильм должен создавать художественный образ, то есть такое ПРЕЛОМЛЕНИЕ (читай "искажение") действительности через эмоции художника, который вызовет ответные эмоции у зрителя. Если вызовет (те, которые режиссер задумал) - мы скажем, что это достоверно и отличное кино. Если не вызовет или вызовет, гм, не те - мы скажем, что фффсё было савсемнетак.
Так вот, "достоверность" фильма - это попадание в образ, а не в факты. Факты можно посылать... в учебник. Им там место.
И я хочу сегодня поговорить про лучший фильм о Сисси и Людвиге Баварском... то есть о "Двуглавом орле" Кокто. На котором прямо написано, что фффсё вымышлено. Ну-ну. Давайте посмотрим, что в ихнем кинематографе называют "правдой" и что называют "вымыслом".

Итак, имеется некая вдовствующая королева, которая после убийства короля уже 10 лет не снимает вуали. В замке, где короля убили, она в 10-летнюю годовщину его смерти устраивает бал, и к ней в эту ночь проникает анархист, чтобы ее убить. Причем он оказывается невероятно похож на покойного короля.
Дальше следует много бурных сцен, королева по ходу и в стрельбе из пистолета упражняется, и гимнастикой занимается, и на коне скачет, а заканчивается всё трагически - анархист принимает яд и закалывает королеву. Две прекрасных трупа в прекрасных позах.

Если вы знаете историю Сисси хотя бы в общих чертах, то вы легко опознаете фантазию на тему ее реальной гибели от кинжала анархиста - правда, ей тогда был 61 годик, и вуаль она не снимала не из-за траура по мужу (он-то пережил ее на 18 лет), а скрывая постаревшее лицо. Ну и ее спорт, конный и прочий, - это тоже довольно известные факты. Как и проблемы со свекровью, о которых в фильме говорят через кадр.
Если вы совсем не знаете историю Сисси, но хоть раз видели ее знаменитый портрет, то вам этого сполна хватит, чтобы понять "на что отсылка". Кто ж забудет эти звезды в волосах! Любопытно, что Кокто делает образ своей героини еще более роскошным, добавляя корону и ожерелья.



.

Вот она под вуалью, вот упражняется на брусьях (с пистолетом и на коне - кино смотрите). Заодно посмотрите на ее роскошные косы, благо Кокто любитель сцен у зеркала, показывающих героинь сразу спереди и сзади. У Сисси и ее сестер действительно были потрясающие волосы.

.

Я ей-богу не готова поднимать тему, какой кинообраз Елизаветы Австрийской лучший, но у нас в активе Роми Шнайдер (как юная, так и не) и Ава Гарднер (в "Майерлинге"), прочих, включая швабру из "Корсажа", я и сравнивать с ними не хочу.
Вот Роми в роли постаревшей Сисси, снова Эдвиж Фёйер (да, надо ж мне наконец имя актрисы написать!) и Ава Гарднер, снабженная необходимыми звездами.
. 2022-12-10_222202.jpg


Отдельно забавно, что Роми, сыгравшая Сисси в знаменитой трилогии Э.Маришки (a href="https://alwdis.livejournal.com/1238914.html"о чем я писала к той же дате) в 17-19 лет, исторично закрывает лицо в фильме Висконти, а Ава уж конечно никаких вуалей не наденет, вы о чем?! Звезды, звезды подавайте!! какая ж Елизавета Австрийская да без своих звезд?! ее ж без них и не узнает ниХто.
Немного занудства о звездах. На портрете Сисси 28 лет, он написан спустя 10 лет после ее замужества. У Кокто возраст героини неизвестен, но короля убили 10 лет назад сразу после свадьбы. То есть его героиня носит звезды спустя 10 лет после замужества. Бинго!
А вот гибель Рудольфа происходит спустя 24 года после написания портрета. Упс.
И наоборот, в "Сисси" Маришки героиня надевает звезды прям на свадьбу (см. по той же ссылке скрин). Тоже "упс", но в другую сторону. Впрочем, там весь фильм такой, о чем я подробнейше писала аж девять лет назад.
Итого. Фильм "Майерлинг" с Авой Гарднер считается историческим. Фильм Кокто считается фантазией. К реальной Елизавете Австрийской ближе... Кокто.
И это ж мы еще не добрались до героя ;)

Но.
Раз уж мы произнесли слово "Майерлинг", то сделаем к нему примечание. Я напомню, что у Сисси был единственный сын Рудольф, были у принца интересные проблемы на личном и политическом фронте и закончилось всё это тем, что в горном замке Майерлинг он был найден мертвым вместе со своей возлюбленной Марией Вечерой. Не то само-, не то убийство, ничего не известно, куча версий - и куча фильмов на сей счет.
А теперь посмотрим на финал у Кокто. Горный замок, трупы влюбленных, один из коих царственный.
То есть я хочу сказать, что "Двуглавый орел" - это не только фантазия про Сисси, не только про Людвига, но еще и на тему Майерлинга.

Ну-с, к Людвигу. Тот самый Людвиг Баварский, который построил Нойшванштайн и еще кучу замков, покровительствовал Вагнеру и был загадочно убит на озере.
Для начала - он сам, постарше и помоложе, с приложением Нойшва... в общем, ТогоСамогоЗамка.


А теперь - Кокто, королева с портретом покойного короля. И некоторое количество Лювигов из разновсяких фильмов.
. . .

Ну как?
Единственное исключение - Людвиг у Висконти (см. постер выше). Там он похож. А про этих сусликов в черных париках мне и говорить не хочется.
А хочется мне говорить о том, что Кокто сосредотачивается не на формальном сходстве, а на типаже. И если на первом портрете король какой-то темноволосый, то на втором портрете он определенно отнюдь не брюнет, а русак.


И, чес-слово, этот портрет и упоминание, что короля убили за то, что он хотел построить театр, - и всё, перед нами апокриф на тему "Сисси вышла замуж за Людвига", аут.
Я напомню, что за Людвига должна была выйти ее младшая сестра Софи, но свадьба не состоялась. Брак Сисси с Людвигом был маловероятен по той банальной причине, что она была его на девять лет старше и в день ее свадьбы ему было... девять годиков. М-да, шансы жениться на ней у него были, прямо скажем, не ахти.
Но они были и остались двумя самыми знаменитыми баварцами, эксцентричными безумцами, символами культуры своего времени. Кто-то был просто обязан поженить эту пару.
Кстати, Сисси приходилась ему двоюродной теткой. Король Баварии Максимилиан I был ей дедушкой, а ему - прадедушкой.

Итак, нам нужен не суслик-брюнет, а вдохновенный безумец.
Сначала наш анархист еще в своем, народном, а потом его переодевают в вещи короля.
.

Мало того, что он блондин, ему ж еще и стрижку-ежик сделали. Ну и? Кто больше похож на оригинал?
Вот и выходит, что Кокто оказывается ближе к первоисточникам, чем так наз. "исторические" фильмы.
Кстати, в сюжете мелькает тема, что свекровь не просто хочет вреда королеве, но она ее хочет объявить недееспособной и запереть. Это тоже на основе реальных фактов, так было с той самой Софи, на которой не женился Людвиг.

То есть Кокто объединил Сисси, Софи и Марию Вечеру, Людвига, анархиста-убийцу и принца Рудольфа, убийство Людвига, убийство Сисси и (само?-)убийство в Майерлинге.
Вот это и называется "режиссер имеет право на фантазию и переосмысление исторических событий", да. Но при этом то, что он переосмысливает, воспроизведено у него не с буквальной, а с сущностной точностью.

https://alwdis.livejournal.com/1684379.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Это кино, а не учебник истории!" | lj_alwdis - Университетский лектор - это среднее арифметическое между актером и ученым | Лента друзей lj_alwdis / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»