[224x300]Выход на экраны фильма «Bratz», основанного на характерах знаменитой серии игрушек для девочек, спровоцировал новый виток дискуссии вокруг кукол. Родители и психологи обеспокоены шлюховатым имиджем кукол и тем влиянием, которое они оказывают на детей.
Куклы Bratz, созданные лишь в 2001 году, изрядно потеснили безраздельно царствовавшую до того Барби – для новых времен она стала казаться слишком консервативной. Однако, не смотря на притягательность для детей, родителей тревожит, что эти пластиковые леди с огромной головой, губами Анджелины Джоли и в раскованных нарядах гораздо лучше смотрелись бы на заднем сиденье мотоцикла какого-нибудь бородатого «ангела ада». Американская ассоциация психологов выпустила в этом году специальный релиз, в котором выражала обеспокоенность тем, что «куклы, предназначенные для детей 4-8 лет, ассоциируются с откровенной взрослой сексуальностью». А феминистски настроенный психолог Шерон Лэмб, автор книги «Детство в упаковке: Спасем наших дочерей от заговора маркетологов», прямо заявила агентству AP: «Они выглядят в точности как куклы из секс-шопа в бикини».
Продюсеры картины кукол оправдывают и объясняют, что их фильм учит лишь настоящей дружбе". (AP).
Окей, оставим за скобками желание адвокатов заработать миллион, а Ассоциации психологов - пропиариться (что тоже приносит миллионы). Очень похоже, что в ААП командуют не психологи в нашем понимании, а психоаналитики, отягощенные комплексом Фрейда - они и в изгибе столовой ложке отыщут эротику. На самом деле - куклы как куклы. Куда симпатичнее холодной стервы Барби. Кому интересно - загляните на сайт Bratz.com, чтобы составить правильное представление о продукте. Процитированные здесь картинки настоящей прелести этих игрушек не передают.
И все же сквозь эту рекламно-пиаровскую лабуду пробиваются вполне реальные страхи взрослых людей. Родителей, которых пугает... А что, собственно, их пугает?
Как ни парадоксально, пугает их тот же самый феномен, который удручал Эдгара Г. Гумберта.
"Ее внутренний облик мне представлялся до противного шаблонным: сладкая, знойная какофония джаза, фольклорные кадрили, мороженое под шоколадно-тянучковым соусом, кинокомедии с песенками, киножурнальчики и так далее - вот очевидные пункты в ее списке любимых вещей... С какой-то райской простодушностью она верила всем объявлениям и советам, появлявшимся в читаемых ею "Мире Экрана" и "Мираже Кинолюбви"... Фраза "Сувениры и Новинки" прямо околдовывала ее своим хореическим ритмом. Если какой-нибудь кафетерий объявлял "Ледяные Напитки", она механически реагировала на приглашение, даром что все напитки везде были ледяные. Это к ней обращались рекламы, это она была идеальным потребителем, субъектом и объектом каждого подлого плаката".
Правда, большинство людей не обладают набоковской ясностью мысли.
В самом деле, конкретно все то, что травмировало Г.Г. во "внутреннем облике" Лолиты, родители - когда-то только американские, а теперь и европейские, и российские - считают признаком вполне нормального развития здорового, общительного ребенка.
Пугаться родители начинают только тогда, когда по халатности "здорового, общительного ребенка" вдруг обнаруживается, что:
"...ни следа целомудрия не усмотрел перекошенный наблюдатель в этой хорошенькой, едва сформировавшейся, девочке, которую вконец развратили навыки современных ребят, совместное обучение, жульнические предприятия вроде гэрл-скаутских костров и тому подобное".
Простая мысль о том, что "ни следа целомудрия" и "идеальный потребитель" как-то связаны между собой, здоровой общественности не приходит в голову. Просто не может прийти. Идея о том, что коммерческое устройство мира и ранние аборты - это звенья одной цепи, не влезает в головы. Нельзя же отменить коммерцию - это почти то же самое, что обрушить Вселенную. Но смутно чувствуется, что делать все-таки что-то надо. "Шлюховатые" куклы стали прекрасным громоотводом. Куклы во всем виноваты. Это они развращают наших дочерей.
Интересно, возникал ли в уме такого родителя хотя бы проблеск понимания: биться с куклами, "Домом-2", журнальчиками для девочек ("Что делать, если твой парень хочет орального секса?"), стрингами мелких размеров и детскими конкурсами красоты - это значить воевать со следствиями, а не с причинами? С тем же успехом можно полоть сорняки на грядке газонокосилкой. Они немедленно поднимутся вновь.
Действительно ли в детство активно имплантируют эротику - здесь и сейчас? Да, действительно. Можно ли с этим что-то сделать? Вряд ли. Хотя бы потому, что эта проблема так же стара, как стара рекламная индустрия. Лолита образца 1947 года ничем не отличается от "лолиты" года 2007. Современная девочка, которая лежа в постели на животе, перелистывает цветной журнальчик - такой же идеальный потребитель, как Ло, которая завалилась с таким же журнальчиком (правда, на другом языке), на залитой солнцем веранде.
Девочки хотят нравиться мальчикам. Это один из самых мощных стимулов в мире. Поэтому рекламная индустрия никогда не выпустит этот стимул из рук - подстегивая и разжигая это желание. Лишить маркетинговые отделы транснациональных корпораций возможности эксплуатировать несовершеннолетних девочек куда сложнее, чем запретить продажу пива возле московских школ. (Кстати, недавно это опять разрешили). Так может и какое-нибудь правительство пасть.
Кстати, мужчин тоже можно потреблять. Но этому девочек учат уже не дяди с образованием в Оксфорде, а мамы. И вот с этим поделать уж точно ничего нельзя.