Согдиана — распостранённое греческое название области Сугуда — провинции империи Ахеменидов, девятнадцатая в списке царя Дария Великого на скале Бегистун, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира), южного Узбекистана (включая Самарканда и Бухары) и северного Афганистана. Современные таджики являются потомками согдийцев и бактрийцев.
Согдиана лежала к северу от Бактрии, между Оксом (Амударья) и Яксартом (Сырдарья) , и занимала плодородные земли долины Зарафшана.
Согдийцев отличала терпимость к различным религиозным направлениям, представленным в их обществе (буддизм, манихеизм, несторианство, зороастризм). Основными источниками информации о согдийцах и их языке являются религиозные тексты, дошедшие до нашего времени.
Согдийцы говорили на согдийском языке иранской ветви языков, родственном бактрийскому. Письменность была основана на арамейском алфавите. Позднее согдийцы и бактрийцы смешались с другими иранскими племенами и их языком стал таджикский диалект персидского языка. Согдийский язык до сих пор находится в употреблении у малочилсенной народности ягноби.
Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию. Позже эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до III века до н. э., когда было захвачено скифами.
Согдийцы начали контактировать с Китаем, их земли посетил китайский путешественник Цзян Кван. Он писал:
"Каньгдзю (Согдиана) находится на расстоянии в 2,000 ли (1,000 км) к северо-западу от Та-Юани (Фергана). Люди ведут кочевой образ жизни и обычаями своими напоминают юэ-чжи. У них 80,000 или 90,000 лучников на вооружении. Эта маленькая страна граничит с Та-Юанем и признает независимость юэ-чжи". (Синдзи, 123, Цзян Кван).
Согдийцы активно участвовали в торговле через Великий шёлковый путь, с его же помошью распространялся буддизм.
Долина Зарафшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков, когда она была известна как Согд О (Самарканд).
[334x150]