Предметом аналитической журналистики выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития.
Для аналитической журналистики характерно обращение к вопросам выбора эффективных путей развития общества; выяснение причин, условий развития событий и изменения ситуаций, оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил; выявление современных противоречий тенденций развития, правильности, обоснованности разнообразных точек зрения, идей.
Средство социальной ориентации массовой аудитории
Только аналитический текст может представить аудитории факты в их причинно-следственной взаимосвязи, дать им развернутую трактовку, оценку, обосновать прогноз развития явлений, план действий, связанный с отображаемым предметом. Поэтому, не отрицая известного значения информационных сообщений в социальном ориентировании аудитории, все же следует признать, что АЖ в данном отношении играет ведущую роль.
Источник данных для социальных институтов
Несмотря на то, что существующее законодательство не обязывает социальные институты реагировать на касающиеся их деятельности публикации в СМИ, АЖ может оказывать им существенную информационную помощь в принятии решений по важным и актуальным событиям общественной жизни. Аналитические публикации, которые могут вызвать реакцию социальных институтов, делятся на две группы:
Обозрение как аналитический жанр. Эмпирические и теоретические аспекты в обозрении.
Возник давно (Плутарх, Монтень, Мерсье). Белинский: "Когда пресса почувствовала потребность увидеть отрезок времени, появилось обозрение». В XIX веке жанр достиг пика популярности, потому что давал авторам возможность полно и масштабно отразить картины того времени, увязывая явления литературной и театральной жизни с реальностью.
Сегодня обозрение – наиболее популярный жанр телевидения. Его назначение состоит в том, чтобы дать аудитории достаточно полную, цельную картину какого-то отрезка действительности, объяснить связи между фактами, показать динамику, отразить главные процессы.
Предмет обозрения - это наиболее типические факты (позволяющие судить о тенденциях), отличающиеся высоким уровнем демонстративности, позволяющие создать панораму действительности.
Отдельный факт в обозрении не имеет значения. Факты объединяются единой концепцией видимости реальности обозревателем. Авторская оценка выражается в комментариях – связках между фактами. Там же и объясняется, почему именно эти факты выбраны.
По предметно-тематической области, форме и композиции обозрение универсально.
Виды обозрения:
Специфика работы:
Жанр сформировался в XVIII веке, в XIX веке стал особенно популярным. Определение: материал, содержащий в себе анализ, оценку какого-либо явления духовной жизни, выражающий мнение автора о нем.
По жанровым признакам рецензия соприкасается не только с аналитическими жанрами, но и может по необходимости заимствовать инструментарий у информационных жанров. Эта особенность позволяет говорить о рецензии как о синтетическом жанре. От всех остальных рецензию отличает только то, что ее предметом служит опосредованная реальность, т.е. отражение фактов и явлений действительности в рецензируемом произведении. Рецензируемое произведение должно быть ярким, привлекающим внимание аудитории, и, в то же время, типическим, позволяющим судить о неких тенденциях.
Виды статьи:
- Передовая (редакционная).
Материал, написанный на актуальную, злободневную тему и отражающий официальную позицию печатного органа по этой проблеме.Как правило, публикуется на первой полосе, открывает номер. В советское время называлась "директивной".
- Пропагандистская.
Утверждает какие-либо идеи. Ее задача – разъяснять, объяснять серьезные вопросы, проблемы, переводить их с теоретического уровня на язык, понятный массовой аудитории. Часто пишется в критическом ключе: утверждение одного через критику другого.
- Проблемная (постановочная).
Задача автора – обозначить проблему как социально важную, доказать, что она действительно требует к себе общественного внимания. Важен прогностический элемент.
- Теоретическая.
Практически не встречается в массовых изданиях, зато распространена в научных. Изучается сугубо специальная проблема на теоретическом уровне.
- Публицистический комментарий.
Жестко связан с событием: либо предшествует ему, либо выходит одновременно. Оперативен. Структура отличается от традиционной. Событие – отправная точка, отталкиваясь от которой, автор раскрывает его суть, выносит всестороннюю оценку.
Статья – жанр, позволяющий глубоко и полно анализировать актуальные, общественно значимые масштабные явления и процессы, вскрывать причинно-следственные связи событий, выявлять механизм тех или иных событий, в результате – делать масштабные выводы, обобщения, прогнозировать варианты развития ситуации. Жанр сложный, требующий большой работы. Само его появление связано с тем периодом в жизни общества, когда общественное сознание перестало удовлетворяться созерцанием событий и начало пытаться понять суть, узнать, какие скрытые пружины движут событием.
Предметом статьи являются масштабные, общественно значимые социальные события, явления, процессы. Наличие противоречия в высокой стадии развития. Силен субъективный элемент, отсюда - важно собственное видение проблемы. Предметно-тематическая сфера практически ничем не ограничена.
Функции:
Композиция и язык. Композиция содержит в основе логику авторской мысли, близка к технологии композиции познавательно-ориентированного текста. Стиль публицистический, важно избегать научности.