Настроение сейчас - подавленоеЗнаете, мне так грустно сегодня, сижу дома с небольшой температурой. Недавно смотрела новости: вся Россия прощалась с Александром Абдуловым и никто никогда не забудет этого великого светлого актёра. Из наши жизни уходят люди и порой нам кажется, что так должно быть, что ничего не изменить, он боролся до конца и понял .... только к концу жизни ты понимаешь зачем всё таки живёшь, но уже ничего не изменить. это курговорот жизни: кто-то умирает, кто-то рождается, так есть и так будет всегда ....................
Александр Абдулов
[показать] Родился 29 мая 1953 года в городе Тобольске, в театральной семье. Отец – Абдулов Гавриил Данилович, был создателем и художественным руководителем первого в Средней Азии русского драматического театра в городе Фергане. Мать – Абдулова Людмила Александровна.
Актерская карьера Александра Абдулова началась в пятилетнем возрасте, когда он вместе с отцом вышел на сцену Ферганского драматического театра в спектакле «Кремлевские куранты». Отец для Александра всегда был и остается главным действующим лицом, память о нем, по словам самого актера, – это самое прекрасное, что у него есть в жизни. Отец воспитал в Александре отношение к театру как к Храму.
Несмотря на то что актерская стезя Абдулову была предопределена, в юности он о ней не помышлял: занимался музыкой и спортом. Музыкальными кумирами для него всегда служили «Beatles». Актер этого никогда не скрывал и в последнем своем авторском фильме «Бременские музыканты и Кє» еще раз продемонстрировал свою любовь к великим музыкантам.
Значительных успехов Александр Абдулов достиг в спорте. Профессионально занимаясь фехтованием, он был удостоен звания мастера спорта СССР. Поначалу даже хотел связать свою жизнь со спортом и поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута. Однако через год театр взял свое, и Абдулов успешно сдал экзамены в ГИТИС и поступил на курс И.М. Раевского.
В 1974 году Марк Захаров заметил талантливого юношу в дипломном спектакле и пригласил в Театр имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком») на главную роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Б. Васильева «В списках не значился». За эту роль он был удостоен премии «Театральная весна». Эта роль определила дальнейшую актерскую судьбу Александра Абдулова.
Характерными чертами артистического дарования А. Абдулова всегда были сценическое обаяние, внутренняя и внешняя пластичность, мощный темперамент и самоирония. Такие качества позволили актеру создать на сцене «Ленкома» ряд интереснейших образов, ставших «визитной карточкой» театра. Это – Хоакин («Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» Пабло Неруды), Фернандо Лопес и Человек театра («”Юнона” и “Авось”» А. Вознесенского и А. Рыбникова), Никита («Жестокие игры» А. Арбузова), Трубецкой («Школа для эмигрантов» Д. Липскерова), Менахем Мендель («Поминальная молитва» Г. Горина).
В своих театральных работах А. Абдулов всегда поражал непредсказуемостью выбора ролей и масштабностью характеров героев. Для таких на первый взгляд несвойственных его амплуа образов, как Верховенский («Диктатура совести» М. Шатрова) и Сиплый («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского), актер использовал особенно яркие и безжалостные краски.
Самой значительной своей ролью в театре А. Абдулов считает Алексея Ивановича в театральной версии Марка Захарова по роману Ф.М. Достоевского «Игрок» – спектакле «Варвар и еретик». За эту роль А. Абдулов был удостоен премии «Фонда К.С. Станиславского» и «Хрустальной Турандот», а также отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Е. Леонова. Этого персонажа он считает близким себе по духу. «Я по натуре игрок», – говорит актер.
А. Абдулов всегда с благодарностью вспоминает великих русских актеров, с которыми ему пришлось встретиться в работе. Среди них прежде всего Евгений Леонов и Татьяна Пельтцер. С последней его связывали не только партнерские отношения в знаменитом спектакле «Поминальная молитва», но и настоящая дружба.
Непокорный характер А. Абдулова часто вызывал неудовольствие чиновников от культуры, которые порой требовали даже закрытия спектаклей с его участием и вычеркивали из списка претендентов на награды.
Начиная с середины 1970-х годов А. Абдулов стал активно сниматься в кино. Здесь проявились такие его актерские качества, как тонкий лиризм и глубина психологического проникновения в образ. Его романтические, рефлексирующие, умные и немного грустные герои стали в определенной степени символом поколения 1970-х и 1980-х годов. Однако актер отнюдь не стремился использовать только эти свойства своего таланта. Он старался разнообразить кинематографическую палитру и играть самые разные роли: от героев-любовников до резко характерных и даже гротескных персонажей.
Широкая известность и популярность пришли к А. Абдулову после роли Медведя в телефильме М. Захарова по знаменитой пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо» (1978). В этом фильме наметился своеобразный актерский почерк А. Абдулова: четко очерченная форма, резкость и некоторая угловатость характера героя, великолепная пластика, ум и неповторимая лирическая интонация.
За время работы в кино актер снялся более чем в 120 фильмах. Особенное признание зрителей получили такие его герои, как Митя в мелодраме П. Арсенова «С любимыми не расставайтесь» (1979), Никита в «Карнавале» Т. Лиозновой (1981), Робер из детектива А. Суриковой «Ищите женщину» (1982), лирический герой Иван из «Чародеев» (1982) и др.
Незаурядный дар позволяет Александру Абдулову с равным успехом исполнять разноплановые роли, снимаясь в картинах различных жанров и у разных режиссеров. Он снимался в комедиях: «Формула любви» (1984), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Анекдоты» (1990); драмах – «Храни меня, мой талисман» (1986), «Леди Макбет Мценского уезда» (1989), «Над темной водой» (1992), «Тюремный романс» (1993), «Грех. История страсти» (1993); детективах и исторических фильмах: «Тайны мадам Вонг» (1986), «Десять негритят» (1987), «Филер» (1987), «Гардемарины, вперед!» (1987).
Интересно и продуктивно А. Абдулов работал с режиссером Виктором Сергеевым – «Гений» (1991), «Странные мужчины Семеновой Екатерины» (1992). Для одного из фильмов этого режиссера – «Шизофрении» (1997) – актер написал сценарий.
Заметным событием в творчестве А. Абдулова и российском кинематографе в целом стало его сотрудничество с режиссером Сергеем Соловьевым («Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»; 1989), а также участие в фильмах своего учителя Марка Захарова. Марка Анатольевича актер называет своим вторым отцом и «виновником» того, чего он достиг в творчестве.
Незаурядная физическая форма позволяла А. Абдулову практически во всех своих фильмах обходиться без дублеров. На одном из кинофестивалей он даже получил приз как лучший каскадер за трюк в фильме «Убить дракона» (1988).
В киноролях последних лет наглядно отразилось духовное совершенствование актера. Одной из самых значительных ролей конца XX века в его исполнении стал профессор Каштанов в фильме Эльдара Рязанова «Тихие омуты» (2000). В этом образе А. Абдулову удалось обнаружить и раскрыть тонкость, лиризм и философичность натуры своего героя, что роднило его с персонажами чеховской драматургии.
В 2000 году состоялся режиссерский дебют А. Абдулова в игровом кино (ранее он снял полудокументальный фильм «Храм должен остаться храмом») – «Бременские музыканты и Кє» – мюзикл по мотивам известной сказки. Этот фильм стал одним из самых дорогостоящих проектов отечественного кино. Съемки картины проходили как в России (Москве, Санкт-Петербурге, Калмыкии), так и в других странах: Азербайджане, Египте, ЮАР и даже на острове Бали. В процессе съемок картины были использованы самые современные технологии и методы работы. Сам автор считает свой фильм не традиционной, известной всем сказкой о зверях-музыкантах, а, по его словам, рассказом о бродячих актерах, в котором отразилась в том числе и судьба самого Александра Абдулова, поехавшего в юности из далекой Ферганы «завоевывать» Москву. Режиссер утверждает, что ему удалось снять фильм только при помощи его многочисленных друзей. Это касается и финансовой стороны: на фильм не было потрачено ни копейки государственных денег. Сам автор сыграл в своем фильме Шута, от лица которого ведется повествование. Остальных персонажей играют самые популярные актеры кино – целое созвездие, элита российского кинематографа. Финал фильма, когда Бременские музыканты появляются на экране в костюмах «Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» и улетают на «Желтой подводной лодке», А. Абдулов считает данью своей любви к «Beatles» и поклоном ушедшему веку.
Главной мыслью и даже девизом своего фильма А. Абдулов считает строки из знаменитой песни: «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...». Актерское братство, взаимовыручка, самоотверженность для А. Абдулова – не пустые слова, а жизненное кредо.
В 2001–2004 годах Александр Гавриилович снялся в картинах «Желтый карлик» Д. Астрахана, «NEXT» и «NEXT-2» О. Фомина, «О любви» С. Соловьева, «Ледниковый период» А. Буравского, «Мастер и Маргарита» В. Бортко и других. Его работа в фильме «NEXT» отмечена призом «За лучшую мужскую роль первого плана» на фестивале «Сполохи» (Архангельск, 2002). В 2002 году Александр Абдулов был признан лучшим актером года на кинофестивале «Виват, Россия!».
А. Абдулов обладает незаурядным организаторским талантом. В среде творческой и предпринимательской интеллигенции огромным успехом пользовались благотворительные вечера «На задворках», организованные А. Абдуловым. Средства от этих вечеров направлялись на шефскую помощь детским домам и неимущим людям. При его непосредственном участии был по сути дела возрожден Московский международный кинофестиваль, который актер возглавлял в течение нескольких лет. В 1993 году актер организовал и до сего времени возглавляет Театральную антрепризу, львиная доля доходов от которой направляется на благотворительность. Силами «Антрепризы Александра Абдулова» и театра «Ленком» был отреставрирован и передан Русской Православной Церкви храм Рождества Богородицы в Путинках.
Друзья и коллеги А. Абдулова говорят о нем как об очень надежном человеке, который в трудную минуту всегда приходит на помощь.
В 1986 году А. Абдулов был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», в 1991 году – «Народный артист России». В 1997 году ему был вручен орден Почета.
Актер удостоен премии «Чайка» (ТВ-6, 1997) и продюсерской премии «Золотой овен» – «Человеку кинематографического года» («Кинотавр», 1998), отмечен Дипломом за лучшую мужскую роль за фильм «Шизофрения» на V Всероссийском кинофестивале «Виват, кино России!» (1997), призом за лучшую мужскую роль в фильме Э. Рязанова «Тихие омуты» на фестивале комедийных фильмов в Новгороде (2000), призом «Золотая подкова» за режиссуру фильма «Бременские музыканты и К» на фестивале фильмов о любви в Доме Ханжонкова (2001), призом «Странник» Международной ассоциации фантастов в Санкт-Петербурге.
Живет и работает в Москве.
Фильмография Про Витю, про Машу и морскую пехоту [1973]
72 градуса ниже нуля [Семьдесят два градуса ниже нуля] [1976]
Золотая речка [1976]
Аленький цветочек [1977]
Побег из тюрьмы [1977]
Обыкновенное чудо [1977]
Двое в новом доме [1978]
Красавец-мужчина [1978]
Тот самый Мюнхгаузен [1979]
Все решает мгновение [1979]
Место встречи изменить нельзя [1979]
С любимыми не расставайтесь [1979]
Сицилианская защита [1980]
Женщина в белом [1981]
Факты минувшего дня [1981]
Чародеи [1982]
Ищите женщину [1982]
Карнавал [1982]
Предчувствие любви (сказка для взрослых) [1982]
Суббота и воскресенье [1982]
Трест, который лопнул [1982]
Дом, который построил Свифт [1983]
Поцелуй [1983]
Рецепт ее молодости [1983]
Формула любви [1984]
Два гусара [1984]
В поисках капитана Гранта [1985]
Самая обаятельная и привлекательная [1985]
Страховой агент [1985]
Сошедшие с небес [1986]
Тайны мадам Вонг [1986]
Храни меня, мой талисман [1986]
Гардемарины, вперед! [1987]
Десять негритят [10 негритят] [1987]
Филер [1987]
Убить дракона [1988]
За прекрасных дам! [1989]
Леди Макбет Мценского уезда [1989]
Руанская дева по прозвищу Пышка [1989]
Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви [1989]
Анекдоты [1990]
Задворки 3, или храм должен стать храмом [1990]
Сукины дети [1990]
Живая мишень [1990]
Униженные и оскорбленные [1990]
Гений [1991]
Дело Сухово-Кобылина [1991]
Дом под звездным небом [1991]
Осада Венеции [1991]
Гардемарины III [1992]
Официант с золотым подносом [1992]
Странные мужчины Семеновой Екатерины [1992]
Сумасшедшая любовь [1992]
Настя [1993]
Грехъ. История страсти [1993]
Тюремный романс [1993]
Я виноват [1993]
Над темной водой [Июньский дождь] [1993]
Кофе с лимоном [1994]
Простодушный [1994]
...Первая любовь [1995]
Черная вуаль [1995]
Шизофрения [1997]
Хорошие и плохие [1999]
Женская собственность [1999]
Тихие омуты [2000]
Рождественская мистерия [2000]
Желтый карлик [2001]
Бременские музыканты [2001]
Жёлтый карлик [2002]
Следующий 3 [2003]
А поутру они проснулись [2003]
Варвар и еретик [2005]
Веселые похороны [2006]
Ленинград [2006]
Режиссерские работы:
Задворки 3, или храм должен стать храмом [1990]
Бременские музыканты [2001]
Сценарист:
Задворки 3, или храм должен стать храмом [1990]
Шизофрения [1997]
Бременские музыканты [2001]
Забыть его невозможно…
До последнего момента близкие, друзья, коллеги и любящие Александра Абдулова зрители надеялись на лучшее. Актер обещал вернуться уже в феврале, и ему верили, несмотря на страшный диагноз и вопреки здравому смыслу. В этой схватке с болезнью он был также убедителен, как все его герои на сцене и в кино. Только в жизни обыкновенного чуда не случилось.
«Девочки должны вздыхать, мальчики — завидовать! Зритель купил билет, и он не должен знать, что мне плохо», — говорил про свое отношение к трудностям Александр Абдулов. С болезнью он боролся отчаянно.
Последнее выступление актера состоялось летом 2007 года. Это была премьера спектакля «Женитьба» в Самаре. Абдулов тогда вышел на сцену в роли Кочкарева. Этой постановкой Ленком открывал сезон. Абдулов надеялся пройти курс лечения и присоединиться к коллегам в феврале.
Впервые на сцену Александра Абдулов вышел в 5 лет. Его папа был режиссером театра в Фергане. В театральное училище поступил со второго раза, успев год побыть студентом факультета физкультуры местного пединститута. Кстати, еще в юности Абдулов получил звание мастера спорта СССР по фехтованию. Отличная физическая форма позволяла ему практически во всех фильмах сниматься без дублеров.
В ГИТИСе, на дипломном спектакле его заметил главный режиссер Ленкома Марк Захаров. Актер получил приглашение в труппу.
Александр Абдулов в Ленкоме — это Фернандо Лопес и человек-театр в рок-опере «Юнона и Авось», Хоакин в рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», Никита в «Жестоких играх», Алексей Иванович в спектакле «Варвар и еретик» по Достоевскому. А после «Обыкновенного чуда» Абдулова узнал и полюбил весь Советский Союз.
Самая красивая пара страны — так называли Александра Абдулова и его жену Ирину Алферову, когда на экраны вышла лента «С любимыми не расставайтесь». Личная жизнь актера всегда вызывала повышенное внимание, но сам Абдулов считал, что «взаимоотношения мужчины и женщины — это табу».
Про Коровьева в «Мастере и Маргарите» Абдулов говорил: «Из-за таких ролей я стал заниматься профессией артиста». Всего же на его счету 150 картин, среди которых и комедии, и трагедии, и детективы… «Карнавал», «Чародеи», «Самая обаятельная и привлекательная», «За прекрасных дам», «Формула любви», «Анекдоты», «Храни меня, мой талисман!», «Леди Макбет Мценского уезда», «Над темной водой», «Десять негритят», «Гардемарины, вперед!».
И в главных ролях, и в крошечных эпизодах. Он не только снимался, а еще снимал, продюссировал, возглавлял Московский кинофестиваль, организовывал благотворительные акции.
«Спасибо вам, ваше величество Зритель. Я всю жизнь работал для вас, и, поверьте, работал честно. Спасибо за вашу заботу, за ваше отношение ко мне», — говорил Александр Абдулов…