Поздравляю всех с наступившей весной! Надеюсь, у вас огромные ожидания от этого периода?) У меня - да! Весна - время надежд и перемен, обновления и действия - будем надеяться, она принесёт нам немало интересного)
Ну а пока хочу продолжить свою традицию и рассказать о книгах, прочитанных за зиму. Собой довольна - на этот раз прочитанных книг много, да и "неудачного" выбора практически не было) Заранее прошу прощения за разный формат изображений - мой Интернет творит не слишком хорошие чудеса(
М. Булгаков "Записки юного врача".
[223x290]
Отличная повесть!
Мне очень нравятся книги, где герои показаны с одной стороны, абсолютно реальными людьми со своими слабостями и страхами, с другой стороны - личностями, вызывающими уважение.
Именно такой главный герой "Записок". Молодой врач, только что окончивший институт (с отличием, все пятёрки) приезжает на практику в провинцию. Глухая деревня, "тёмный" народ, помощи ждать неоткуда - и понимание того, что теория - ничто по сравнению с практикой. Повесть описывает самые разные ситуации из жизни молодого врача в первый год его практики.
С каким интересом я читала эту книгу! Как здорово и реалистично описаны все эмоции: от желания скрыть свой возраст и "казаться взрослым"", боязни сложных пациентов, волнения перед операциями, отчаяния от невозможности объяснить пациенту, что его болезнь - очень опасна - до гордости за свою проделанную работу и волнения о том, что всех - всё равно не спасти. Герою - веришь. Книге - тоже. А разве, это не главное?)
М.Булгаков "Морфий".
[350x550]
Совсем коротенький рассказ, его обычно ставят вместе с "Записками", хотя по духу они совершенно противоположны.
И если "Записки" - юмористическая и светлая повесть, то "Морфий" - история тяжёлая и страшная. Дневник молодого врача, описывающего свою зависимость от морфия. Мы видим, как постепенно, день за днём, из умного, амбициозного, образованного молодого человека, он всё больше и больше погружается в пучину своей болезни.
Если честно, весь рассказ я надеялась, что он - справится. Что хватит силы воли, усилий, всё-таки пройти курс лечения, избавиться от зависимости, губящей его жизнь и работу. Но, увы, концовка в этом рассказе, на мой взгляд, максимально реалистична.
Э. Золя "Нана"
[242x380]
Очень откровенный и своеобразный роман. Читается очень легко, несмотря на обилие персонажей (я различать всех поклонников Нана начала только во второй половине книги).
Книга представляет собой путь к успеху парижской куртизанки Нана - глупой, грубой, добродушной, но обладающей особой привлекательностью для мужчин. Благодаря ей, Нана оказывается среди верхов аристократического общества, оставаясь при этом "неизменно добродушной, толстой, пухлой, со своим прекрасным здоровьем и веселым нравом, бессознательным красивым животным, не отдающим себе отчета в содеянном.".
Если честно, при чтении книги мне всё время вспоминалась ведическая концепция о жизни в "невежестве", "в страсти", и "в благости". Каждый образ жизни отличается друг от друга не внешними факторами, а уровнем духовного развития. Материальные блага нейтральны: они послужат на пользу достойному человеку и уничтожат того, кто получил их случайно.
Так и произошла с Нана - невежественная, достаточно примитивная женщина поднимается буквально "из грязи в князи", получает огромные деньги, имеет колоссальные возможности... И что она с этим делает? Ничего: скупает ненужные безделушки, устраивает оргии, попутно бездумно разрушая жизни влюблённых в неё мужчин, живёт в разврате и бедности из-за неуёмных трат... Но как ни странно, образ Нана вызывает не отвращение, а, скорее, участливое любопытство - было интересно, что она сделает на следующих страницах и жаль, что она не может распорядиться своим положением более разумно)
М. Джей "Важные годы"
[250x362]
Какой образ современного "героя нашего времени"? Он много путешествует, занимается саморазвитием и поиском "себя", живёт чувствами и настоящим, не связанный ни семьёй, ни работой, молодой, свободный... Но если мы подойдём поближе к нашему герою, то с удивлением увидим в его глазах пустоту и боль непонимания. Инфантильность современных двадцатилетних оборачивается глубокой депрессией в более позднем возрасте: время уходит, молодость не возвращается, а ничего серьёзного так и не достигнуто.
Эта книга - предупреждение, книга - мотивация, рассчитанная как раз на людей "золотого десятилетия". Она рассказывает, как сделать поиски себя более грамотными, на что обращать внимание во взрослой жизни, а что - постараться исключить. Конечно, она всё-таки, ближе к американским реалиям (например, автор советует не переживать, если без опыта работы вы будете получать всего лишь жалкие 30 000 долларов в год), но и для нас многое тоже актуально. По крайней мере, по мере прочтения, я не нашла ни одного пункта, с которым могла бы не согласиться. Считаю, что именно такой посыл к молодёжи должен популяризоваться в Интернет - пространстве)
Х. Ортега-и-Гассет "Восстание масс"
[447x700]
"Восстание масс" - довольно неоднозначный, социально - политический труд начала 20-го века. Получила огромное удовольствие от чтения и поразмышляла над многими современными явлениями)
Он объясняет такое явление, как "человек массы" - откуда он появился, почему мнение ведомого большинства вдруг оказывается сильнее более умного меньшинства, как массовый человек влияет на культуру, историю, политику и к чему это может привести.
Размышления довольно интересные (особенно почти 100-летней давности - когда некоторые его прогнозы действительно сбылись), актуальные, иногда - довольно спорные.
Например, меня заставила задуматься глава про науку: Ортега-и-Гассет делает очень мрачные прогнозы относительно развития науки, объясняя это появлением узких специализаций, всё более и более оторванных друг от друга. Только человек, имеющий самое полное представление о мире (эдакий homo universalis) действительно может сотворить что-то принципиально новое. Однако, лично мне это не представляется возможным, потому что, как бы не был разумен человек, его способности всё равно биологически ограничены - и знания даже нескольких областей всё равно были бы достаточно поверхностными для того, чтобы совершить то или иное открытие.
Также в книге очень интересные, и на мой взгляд, абсолютно верные размышления о сущности власти.
Х. Ортега-и-Гассет "Дегуманизация искусства"
[200x324]
Интересное, совсем небольшое эссе об искусстве авангарда.
В частности, объясняется, почему при взгляде на подобные произведения, большинство людей испытывают не восхищение, а чаще всего непонимание или даже отторжение.
Эссе я прочитала с удовольствием, однако, ничего нового для себя не нашла - всё это мы неоднократно проходили в университете. Но освежить знания, думаю, достаточно полезно)
Г. Майринк "Ангел западного окна"
[466x700]
Хорошая, качественная мистика.
Предупреждаю - довольно специфичная, например, человек, который послушал мой хороший отзыв, довольный моими прежними рекомендациями, вскоре бросил книгу из-за того, что там "слишком всё эзотерично". И действительно, ведь Майринк сам был увлечён эзотерикой и поэтому писал, так сказать, "со знанием дела".
Сюжет запутанный, но не слишком сложный. Главный герой, разбираясь в запутанной истории своего предка, обнаруживает что сам является его реинкарнацией и должен закончить все дела, оставленные прародителем в прошлой жизни. Это - начало. Далее - в книге буквально на каждой странице появляется изобилие обрядов, снов, галлюцинаций, алхимических опытов, ангелов и древних богинь) Конечно, на очень глубокий смысл книга не претендует, но читать, лично мне, было очень увлекательно.
И позабавил образ русских) Было интересно читать размышления главного героя об "этом загадочном азиатском народе")
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
Главной книгой прошлого года для меня стали "Братья Карамазовы". Сколько я обсуждала их с друзьями, сколько размышлений записывала после каждой главы! Несмотря на мрачные события, книга, по ощущениям, была для меня очень светлой. И вот теперь, спустя год, я вернулась к Достоевскому, на этот раз, чтобы прочесть полузабытое со школьных лет "Преступление и наказание".
И, увы, ощущение от этой книги было совсем другое. Удушающее, мрачное, безнадёжное... Я закончила её буквально пару дней назад и ещё не совсем составила свои впечатления о книге в целом, поэтому поговорю о более лёгком - о героях.
Как ни странно, наименее интересной и наиболее неприятной для меня стала основная сюжетная линия - убийство старушки и Раскольников. Честно могу сказать, что не понимаю и не принимаю этого персонажа. Я не вижу в нём ни благородства, ни гордости. Гордыня - да, есть и чрезмерная, юношеские амбиции заставляют доказывать на деле правильность своей жуткой теории (кстати, довольно логичной). Близким при этом не помогал (давать деньги, присланные бедной матерью на похороны нищей семье - очень своеобразное благородство, на мой взгляд). Если честно, интерес к этому персонажу появился у меня лишь в конце, когда началась "история постепенного обновления человека, постепенного перерождения его".
Соня также оставила меня равнодушной. Не верю в образ "святой блудницы". В Нана например верю, а в Соню - нет. Уж слишком различается её поведение, характер с тем образом деятельности, который она вела до ссылки Раскольникова.
Очень понравился Разумихин - он, правдивый, честный, благородный, готовый оказать помощь никогда не бросающий друзей в беде... Простыми действиями Разумихин оберегает близких ему людей - и на мой взгляд для этого требуется гораздо больше благородства и духовного богатства, чем для поведения Раскольникова.
Как ни странно, понравился Свидригайлов - хотелось разгадать странную двойственность его натуры: смесь разврата циничного человека, сумасшедшего, возможно убийцы - с действительно благородными порывами и иной раз - странными мыслями. Вообще, линия Дуни и Свидригайлова была для меня из всего романа наиболее интригующей.
Хотелось бы прочесть эту книгу ещё раз - лет через 5 и посмотреть, насколько изменится моё впечатление).
Не понравились или оставили равнодушной.
К. Сергиенко "Дни поздней осени"
[200x315]
Я почему-то ожидала от этой книги чего-то особенного. Пронзительно романтичного, искренне - сентиментального. Ёлочки и домик на желтоватой обложке навевали мысли о русской грусти и глубокой прозе о первой любви.
Увы, я ошибалась.
Книжка оказалась типичной подростковой "историей про Великую Любовь" школьницы Маше к тридцатилетнему странному мужчине, которому она даром не нужна. Мы читаем дневник Маше, её постоянные страдания про любовь и "сильные искренние чувства" и цинично всё понимаем - но вынуждены ещё дольше продираться сквозь груду романтичных "соплей".
Есть также мистическая линия, которая показалась мне совершенно неуместной.
Хотя, если честно, неуместна здесь только я, взявшаяся за книгу для категории "до 16".
С. Логинов "Многорукий бог Далайна"
[200x328]
Возможно, эта книга заслуживает всех премий,которые она получила.
Возможно, мир, созданный воображением Логинова действительно уникальный и необычный.
Возможно, сюжетная линия здесь очень интересная.
Очень даже может быть, все её поклонники правы, называя книгу "Лучшей в жанре фантастики".
Но я не могу продираться сквозь эти дебри псевдо-языка.
Он меня коробит. Он меня раздражает. Он мне неинтересен.
"Маг, создавший остров" - выглядит мило и фэнтезийно - органично. "Илбэч, построивший оройхон" мне категорически не нравится и не вызывает желания узнать, что же случится дальше.
Я не буду осуждать эту книгу, повторяю, отзывы у неё очень хорошие. Но, как говорится, каждому своё)