Всё тот же друг, который жаловался на затишье в творчестве, сказал, что он не видит ничего социального в нашем искусстве (в картинах группы «Старый Город»). Не сказав хорошо это или плохо, он так же не объяснил, что собственно это вообще значит. Разговор как-то перескочил на другое, и я так и не поняла, что он имел ввиду. То, что хорошее искусство всегда современно (то есть отражает черты времени), это понятно, художник ведь живёт не в вакууме. А вот социальное… Вот художник Дима Врубель, наверное очень социален: он портреты модных политиков рисует, Путина… Но только Дима Врубель не творческий человек, а скорее чиновник от искусства. Художники-концептуалисты тоже, наверное, социальны, но у них скорее современная сатира, а не искусство. Мы же, хочется верить, занимаемся настоящим творчеством, не деньги зарабатываем и не ищем славы! Всё очень искренне.
Собственно, я всё равно не очень понимаю, что такое «социальность» в искусстве. Мой друг, он композитор, может для него это, значит, писать оперы о Родине, о решениях правительства, о том, что Путин выразил пожелание, чтобы жители России активнее размножались? Всё это хорошо, но я пишу картинки, только о том, что мне близко, что я могу пропустить через себя. Питер, питерские алкоголики, жизнь этих самых алкоголиков. Я это вижу, я это рисую, я это знаю. Алкоголики – мои современники, то есть я отражаю современную жизнь, значит я современный художник. Я не выражаю своего отношения, хорошо это или плохо, что они алкоголики и по этому я, видимо, не социальный художник. Ну и пусть! Я рисую их маленькие мирки, просто констатирую факт, что вот такие мирки есть, составляют они целый Город. Я ни с кем не хочу бороться и ни кого не хочу защищать. Просто вот такой Город и я в нём живу, и мне здесь нравится. Вот!
[374x500]