ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ
22-11-2007 21:07
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Есть своя какая-то особенная прелесть в умении облекать свои мысли в такую форму, которая заинтересует многих. Что представляется высококультурному, образованному человеку при слове «Фентези»? Нечто не слишком умное, не слишком интересное, бульварное чтиво, сказка для детей или для взрослых… не несущая в себе сколько-нибудь глубокую мысль. Что представляется среднему человеку при словах «глубинный философский смысл»? Ряды библиотек. Наполненные пыльными томами скучной классики и мудреной философии. Пытался ли кто-нибудь разрушить эти стереотипы? Да, пытались. Многим ли это удалось? Думаю, что нет.
И все же права одна дама-библиотекарь, говорящая «Не бывает плохих жанров, бывают плохие книги». Ведь при слове «фентези» можно вспомнить первые книги Первухиной или Белянина… да, это беллетристика… а можно – Урсулу Ле Гуин или Терри Пратчетта. Эти книги учат думать. Что есть черная тень, преследующая тебя всю жизнь? Прежде всего – ты сам. Что случится, если ввести уравниловку? Где нет личности, есть только безликое «мы»? Рано или поздно такая система гибнет. Захлебывается под огромной серой массой.
Сейчас я под впечатлением от книги «Мрачный жнец» Терри Пратчетта. Фентези? О да! Сумасшедший юмор, театр абсурда, магия и овеществление метафизических понятий? Тысячу раз «да»! И все же… Все начинается с малого. Смерть становится личностью, а на твоей полке оказывается маленький шарик со снежинками внутри. И что же из этого может получиться? Отдельны ли эти события? Все просто – Высшие Силы не имеют «я». И Смерть должен быть так же безлик. Однако же он уже стал личностью и менять его слишком поздно. Проще… сменить целиком – старый Смерть умрет. Появится новая смерть. Умер король. Да здравствует король. Так сочли Ревизоры действительности – серое «мы». Но может, здесь есть более глубинный смысл? Может, просто Азраил, Дежурный по миру, не желает своего одиночества другому – Смерти? Чего здесь больше – желания безликости мира или своеобразного сострадания? И все же это лишь разные уровни действительности, разные слои смысла.
Но что же случается, когда из мира исчезает смерть? Становится слишком много жизни. Она воплощается в милых безделушках. Затем в очень полезных, но не необходимых вещах. А потом паразитирует на городе, на его жизненной силе – людях. Великолепные, вроде бы абсурдные и ироничные, но точные, как удар шпаги фразы – и перед нами картина нашей действительности. Огромные супермаркеты паразитируют на городах. Они притягивают жизненную силу города – людей. И теперь люди бегают за бесполезными покупками. Для них играет завлекательная «не-музыка», отупляющая мозги, перед глазами – белые бумажки с надписями «РАЗ ПРАДАЖА!» и яркие витрины… В более глубоком смысле – это эпидемия вещизма.
Ничего не напоминает? Еще пару столетий назад люди жили. Иногда выживали. Но все же жили. Были верны пусть грязным, опасным, но – городам. Где не чужды некие более высокие ценности. А потом медицина выгнала Смерть. Он, конечно, не совсем ушел, но все же пришлось Мрачному Жнецу немного подвинуться. И жизни стало слишком много. Вот и паразитируют на наших городах стеклянные шары – яйца городов, тележки на колесиках – рабочие и матки этих муравьев – супермаркеты.
А есть еще «Музыка Рока». Да, рок – это действительно роковая музыка, переворачивающая жизнь. Даже дающая жизнь взаймы, когда твоей уже пора бы прекратиться. Когда тебя должен уже убить быт. Эта музыка способна сдвинуть мироздание.
А разве нет в русской фентези осмысленных книг? Их мало, да… но они есть. Например, «Четвертый вектор триады» Юрия Белова. Текст этой книги не настолько глубок и важен, как буквально каждая фраза у Пратчетта. Но она заставляет задуматься о вечном соотношении «добро/зло». Когда-то в небесах произошел эксперимент. И от бога=любви в три направления легли шесть теней-людей: по оси чувств, ума и силы. Почему шесть? Потому что любовь создана не для одного, а всегда для двоих. И они должны помочь миру, в котором исчезает прогресс. В этом мире осталась лишь сказка, застоявшаяся и скучная. А в каком-то другом мире, брате-близнеце, осталось слишком много техники и прогресса. А сказка утекает. Этим отрезкам осей всячески мешают агенты ада, злой сущности мира, не-любви. И вот под конец выясняется, что не шесть человек, не три оси координат у Бога. Есть еще и Просветление, есть росток любви в царстве тьмы – появляются еще двое, еще одна пара одной координаты.
«Три дня без чародея» Игоря Мерцалова говорят о том же, о чем и «Мрачный жнец». О милых безделушках в жизни людей. Вроде бы так мило и не страшно – сотовые зерцала и очки-духовиды. Но к чему они приведут? С помощью очков можно видеть ложь – и вскоре ты станешь уверен, что «те, кто не врет, еще просто не успел это сделать». А сотовые зерцала? Невинная игрушка… но потом – предмет необходимости, предмет вожделения, гордости, престижности. И вскоре все бегают в погоне за этими безделушками. Намечена и тема «западнизации» славян. Что говорят сами славяне – князь? «Никогда славянам не быть такими!» А на самом деле из «продвинутых» городков уже слышны голоса – «вот там, на западе, жить умеют!», «а чего мы? Мы же немного! Зато деньги получим!», «так продай сейчас то, что есть, а потом доработаешь – продашь еще раз. Снова доработаешь – новую партию продашь! – Но ведь это нечестно! – Да ведь сколько денег заработаешь!» Показана в книге и наша действительность – в виде «необязательного будущего», из которого чародей Наум и понимает смысл «милых безделушек». Грозящего стать обязательным из-за таких практичных людей, что уже появляются на Руси. Ставшего обязательным в наше время.
Много сеть глубоких книг, и разбирать все у меня нет желания. Но если кому-то интересно, могу порекомендовать Евгения Малинина. Практически любая его книга – ларчик с двойным дном. Много и других, которых я не назвала. Ищите и обрящете. Главное, помните – «Не бывает плохих жанров. Бывают плохие книги». Впрочем, на мой взгляд, фентези – самый перспективный жанр на данный момент.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote