• Авторизация


Без заголовка 05-06-2007 22:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


билеты по лит-ре. часть вторая.
с 22 по 40.
22) Основные этапы творческого пути А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин (1799 – 1837)
Родился в Москве. Происходил из известного с 15 века боярского рода. Были представителями среднего дворянства. Его прадед был пойман турками и подарен Петру I. Его звали Ибрагим Ганнибал. Предки его были из Эфиопии. С.Л. Пушкин и Н.О. Ганнибал являлись его родителями. Отец был отставным капитаном. У Пушкина была сестра О.С. Павлищева и брат Л.С. Пушкин. Родители не любили Александра. В детстве он был странным ребенком. Отец считал, что он психически больной и поэтому не занимался его образованием. Но дядя поэта В.Л. Пушкин – основатель «Арзамаса» и друг Карамзина, понял, что его племянник очень одаренный ребенок. Поэтому в 1811 году он настоял, чтобы его отдали в Царскосельский лицей.
I лицейский период (1811 – 1817).
Идея основания лицея принадлежала Александру I. Он решил установить реформы, но чтобы это сделать Александр хотел дать образование деятелям реформ. Первоначально предполагалось, что в лицее будут учиться дети высших сословий. Александр хотел, чтобы там учились его младшие братья. Пока шло открытие, Александр отказался от идеи реформ. Поэтому в лицей стали отправлять на обучение средних дворян. 19 октября 1811 года лицей был открыт. Пушкин туда поступил. Преподаватели: А.П. Куницын – профессор политических наук. Преподаватель французского – Д.И. Де Будрид. Он являлся двоюродным братом Ж.П. Марата. Пушкин учился достаточно плохо. Составлялись ежегодные рейтинги успеваемости и Пушкин занимал всегда последние места. Но по любимым предметам он обыкновенно лидировал. А.М. Горчаков был его однокурсником (дипломат). М.А. Корф – государственный секретарь Николая I, историк (написал первую книгу о декабристах). И.И. Пущин был одним из его очень хороших друзей. В.К. Кюхельбекер – младоархаист. Большими писателями стали А.А. Деллик и В.К. Кюхельбекер. Будучи еще лицеистом, он вступил в «Арзамас». Любим писателем Пушкина был Г.Р. Державин. В 1814 году произведения Пушкина были опубликованы («К другу стихотворцу» Кюхельбекеру). Их опубликовали в журнале «Вестник Европы». В ноябре 1815 года Пушкин познакомился с Державиным. Через несколько месяцев тот умер. Когда он закончил лицей, то I курс установил табличку: «Гению места первый курс постановил». Еще они заказали себе памятные железные кольца.
II первый петербургский период (1817 – 1820).
Пушкин поступил в министерство иностранных дел. Но службой он практически не интересовался, а интересовался литературной жизнью Петербурга. «Вольное общество любителей российской словесности» - общество, куда входили все петербургские писатели. Пушкин вошел в это общество и начал печататься в их журнале. Другое общество «Зеленая лампа» было не серьезным. Там собирались в основном знакомые. В обоих этих сообществах были декабристы (лекции Куницына), которые проповедовали там свои идеи. Поэтому Пушкин имел примерно такие же принципы, как и они. Он хотел найти литературное направление, которое соответствовало бы новым политическим идеям. «Ода Вольность» - классицистическая ода. Ее смысл, что каждый правитель должен исполнять общественный договор. Название следует из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. «Деревня» - лирический герой бежит из города в деревню. Мысль Руссо. Сентиментальная элегия. У нее есть вторая политическая часть. Пушкин рассуждает о крепостном праве. В деревне есть рабы. Заканчивает стих обращением к Александру I. Он просит его отменить крепостное право. Пушкин считал эти стихи слабыми. «К Чаадаеву» - романтическое послание другу. В нем есть тайный смысл. Там идет речь не только о любви, но и о чувствах гражданина. Не время думать о любви, когда есть отечество. Это центральная тема поэзии декабристов. Это стихотворение оказалось удачным. Оно разошлось во многих списках. Пушкин начать считать себя гражданским романтиком. Он направлял свои стихи против императора. Когда до того дошли эти стихи, то он обиделся на Пушкина. Ему не понравилась «Ода Вольность», так как там говорилось об убийстве Павла. Еще ему не понравились «Noel. Сказки». Речь идет о внешней политике Александра I. За это тот хотел сослать Пушкина в Сибирь, но за него вступился Карамзин. Царь выслушал Карамзина и всего лишь перевел Пушкина на службу в город Кишинев. Тот же воспринимал это как ссылку.
III Южная ссылка (1820 – 1824).
В 1820 году Пушкин выехал из Петербурга. По дороге ему пришлось остановиться в Екатеринославле по болезни. Там он познакомился с семьей Н.Н. Раевского (герой Бородинской битвы). Тот ехал путешествовать по Кавказу и Крыму. Пушкин хотел ехать с ними. Разрешение было получено. Лето 1820 года он провел с семьей Раевского. Он подружился с его сыновьями Александром и Николаем мл. Оба сына тоже были знамениты участием в отечественной войне (Александру на тот момент было 12 лет, а Николаю 11). Раевский ст. был известен подвигом в битве под Солтановкой. Впоследствии Пушкин посвятит Николаю «Кавказского пленника». Мария Волконская была дочерью Раевского. Она являлась женой декабриста. После его осуждения она уехала за ним в Сибирь. Ей тоже посвящено много Пушкинских стихов («Полтава»; Татьяна из «Евгения Онегина»). Он был в нее влюблен. Но ей тогда было всего 15 лет. Еще одна дочь Николая была Екатерина Орлова. Она тоже была женой декабриста, но его не сослали. Пушкина поразил ее железный характер (Марина из «Бориса Годунова»). Пока он путешествовал, то собирал материал для цикла «Южные поэмы». Осенью 1820 года он приехал в Кишинев. Его начальником был И.Н. Инзов. Он понимал, что имеет дело с прекрасным поэтом. Инзов не заставлял его ходить на службу и разрешал Пушкину путешествовать по Бессарабии (Молдова) и Украине. Тот активно этим пользовался. Пушкин по-прежнему являлся сторонником декабристов. В Кишиневе он попал под влияние «Южного общества». Его центром была деревня Каменка. Пушкин там бывал часто, так как эта деревня принадлежала Николаю Раевскому старшему. Пушкин знал, что ему принадлежало тайное общество. Он очень хотел туда вступить, но декабристом он так и не стал, потому что его не приняли. Декабристы боялись принимать Пушкина из – за того, что тот мог все рассказать. В 1823 году его политические принципы стали меняться, и он перестал поддерживать декабристов. В начале 20-х годов было много удачных революций. Пушкин часто о них писал. Эти революции подавили лишь в 1823 году. В основном это сделали международные войска. Многие стали выходить из тайных обществ. Новые взгляды Пушкина – взгляды монархиста. Он считал, что законы и общественный договор России не нужны. На все воля царя. Ему надоел Кишинев. Пушкин попросил перевести его в Одессу. Там было светское общество. Его перевели, но там его не ждало ничего хорошего. Свидетельство кризиса 1823 года – стихотворение «Свободы сеятель пустынный». Начальником Пушкина в Одессе был М.С. Воронцов. Он был сыном русского посла в Лондоне. Там он и родился. Являлся племянником Е.Р. Дашковой. Человеком был свободолюбиво настроенным. Был героем войны и генералом. Пушкин надеялся на хорошее отношение с ним, но завязался конфликт. Причиной был роман Пушкина с женой Воронцова Елизаветой Ксавельевной. Она была полячка. У нее был роман и с А.Н. Раевским (старший сын генерала Раевского). Ее муж знал об этом и поклялся отомстить. Воронцов стал Пушкину делать по службе разные неприятности. Тому приходилось служить по полной и выполнять разные унизительные приказы. Воронцов устроил за ним полицейскую слежку. В 1824 году письмо к П.А. Вяземскому было вскрыто. В нем Пушкин признавался, что он атеист. Атеизм в России был запрещен. Александр I разрешал веру в любую религию, но совсем не верить было нельзя. Воронцов написал рапорт в Петербург, но до этого Пушкин сам попросил отставку. Он был сослан в деревню под надзор родителей. Через год с Раевским поступили точно так же.

IV Михайловская ссылка (1824 – 1826).
Пушкин был сослан к родителям в сентябре 1824 года. Его отцу каждую неделю нужно было доносить на сына, но он этого не делал. Пушкин переживал, что там нет светского общества. Он много писал писем друзьям. Но те все – равно редко его навещали. Восстание декабристов (14 декабря 1825 года) – в нем участвовали И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер. Пушкин был в курсе, что готовится восстание, т.к. к нему приезжал Пущин. Обсуждались произведения современной литературы и политика. За несколько дней до восстания Пушкин уехал в Петербург. В Москве он должен был оказаться как раз 14 декабря утром. Но из – за плохих примет он вернулся. В восстании участвовал и его брат, т.к. там были друзья Пушкина. Карамзин спас его от тюрьмы. Началось следствие. Арестовано было очень много человек. Всплыло и имя А.С. Пушкина, т.к. были найдены его списки. Допрашивая его друзей выяснилось, что он не состоит в тайном обществе. Он переживал наказания, которые понесли его друзья. Целый год он ничего не писал и все время рисовал виселицу. Идеи своих друзей он не разделял. Хотел оправдаться перед Николаем I. Писал письма Жуковскому. Тот показал их Николаю. В начале сентября 1826 года курьер царя приказал ему приехать в Москву. Испугавшись, Пушкин сжег свой архив. У курьера был второй тайный приказ: если тот не поедет добровольно, то его арестуют.
V После ссылки (1826 – 1831).
Через два дня после выезда из Михайловского Пушкина доставили к царю. Он приехал и целый час беседовал один на один с царем. Первый вопрос к Пушкину был: «Где ты был, если бы 14 декабря был в Петербурге?» «Я был бы на Сенатской площади, там были мои друзья» - ответил ему Пушкин. Николай I понял его. Он понял, что тот не заговорщик. Обсуждалась судьба друзей Пушкина. Николай пообещал, что ссылка не будет долгой и что через пару лет они вернуться, но этого не случилось. Царь предложил Пушкину стать придворным поэтом и тот согласился. Он считал себя полезным царю. Он думал, что таким образом он поможет своим друзьям. Все произведения должны были быть предъявлены Николаю. Пушкин согласился на это. Царь сказал придворным: «Господа! Перед вами новый Пушкин. Это теперь мой Пушкин». После этого Пушкин пишет стихотворение «Стансы». Основная мысль, сравнить Петра I с Николаем I. Оно было опубликовано и тем самым вызвало скандал. Начались разговоры о том, что Пушкин предал своих друзей. Тот пытался оправдаться стихотворением «Друзьям». Но оно ему не помогло. Пущин не верил слухам о том, что Пушкин предал своих друзей. Он пытался всем доказать, что это все не правда. «Стансы» стали частью государственной идеологии. Николай даже стал требовать, чтобы в нем видели нового Петра. Он требовал от писателей, чтобы его сравнивали с Петром I. 1830 – Восстание в Польше. В начале 19 века она почти целиком принадлежала России. Поляки мечтали о независимости. В 1814 году Александр придумал личную унию. Польша была автономным государством, но русский царь являлся одновременно и царем Польши. В ходе войны Польша воевала против России – на стороне Наполеона. В 1815 году русский царь дает Польше право на конституцию. Там тоже существовали тайные общества. Они поддерживали декабристов. При их разгроме польские общества были оправданы. Там продолжал развиваться освободительный процесс. В 1830-м году там вспыхнуло восстание. 26 августа 1831 года русские войска разбомбили Варшаву, а в 1832 году они стали губернией. Лозунг Польши – «За нашу и вашу свободу». Все это обсуждалось в Европе. Там все были за Польшу. Николай приказал Пушкину ответить людям Европы. Тот выполнил эту задачу. Он написал «Клеветникам России», но стихотворение получилось антиевропейским. Спор между Польшей и Россией являлся спором «славян между собою». В нем Пушкин проповедует панславизм (идеология объединения всех славян под одной короной). Это вызвало бурю протеста. Негодовало российское общественное мнение и вся Европа. Пушкина продолжали считать предателем своих друзей. Против него выступил Адам Мицкевич (польский поэт). В 20-е годы он дружил с Пушкиным. Сам он жил в Париже. Написал цикл «Русским друзьям». Описывал свои взаимоотношения с декабристами, сказал, что Пушкин из хорошего человека стал на сторону самодержавия. Теперь все его считали изменником.
VI Второй петербуржский период (1831 – 1837).
В начале 1831 года Пушкин женился на Наталье Николаевне Гончаровой. Свадьба была в Москве, в феврале, но после свадьбы они переехали в Петербург. Трагедия была в том, что он был одинок в литературе. Читатели хотели читать романтические произведения, а Пушкин давно романтизм перерос. Еще в Михайловском он изобрел истинный романтизм. Идеи: зависимость человека от обстоятельств; в литературе необходимо описывать быт. Именно поэтому Пушкин растерял своих читателей. В связи с тем, что он был придворным поэтом разговоры про его измену ходили до сих пор. Об этом говорили в Москве, Петербурге и Сибири. Пушкин пытался заниматься журналистикой. 1831 год – вместе с Дельвиком издает «Литературную газету». 1836 год – уже один издает «Современника». Хотел помешать коммерческому направлению. Раньше журналисты писали для себя, а теперь они стали писать ради денег. У истоков стоял сам Пушкин. Это происходило в южной ссылке. «Разговор книгопродавца с поэтом» - программное стихотворение. Там продавец хочет выкупить у поэта его произведение. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». После того, как он ушел со службы, он стал профессиональным литератором. В 30 – е годы продавали и вдохновенье. Главным врагом Пушкина был Ф.В. Булгарин. Он воевал в 12-м году на стороне Наполеона. В 30-е годы работал в тайной полиции. Издавал газету «Северная пчела». Эта газета являлась символом продажной журналистики. Булгарин пытался подстроиться под все слои общества и ему это удавалось. Ненависть к Пушкину была взаимной. Многие следовали его примеру и тоже издавались. Пушкин хотел создать издания произведений высокого уровня. Приглашал к себе печататься Гоголя и Тютчева. Но противостояние не удалось. Когда он погиб, то вся его квартира была завалена номерами «Современника». Булгарин процветал еще долго. В 1834 году Пушкин поссорился с императором. Ведь Пушкин не служил, хотя хотел. Он хотел стать историографом, как и Карамзин (который скончался в 1826 году). А Николай дал ему другую должность – камер-юнкер (низший придворный чин. Как подполковник в армии. Обычно на эту должность ставили начинающих молодых людей). Пушкин подал в отставку. К тому времени у него с императором уже были достаточно натянутые отношения. Николай приказал ему писать историю Петра I. Сам он в то же время писал историю Пугачевского бунта. Николай разрешил Пушкину пользоваться государственными архивами. Но когда он подал в отставку, то продолжать это делать ему запретили. Поэтому Пушкин стал камер-юнкером. Ему не нравилось ходить на балы, но зато это очень нравилось его жене. Своим в этом обществе он не стал. Его жена ему изменяла с Ж. Дантесом. Он являлся французским иммигрантом. Был приемным сыном барона Геккерена (посол Голландии в России). Служил в кавалергардском полку. В нем служили самые красивые офицеры – «Торжественный конвой императора». Пушкин несколько раз заставал его со своей женой. В середине 1836 года Пушкин вызвал его на дуэль. Но сам Дантес не хотел этой дуэли. Он сделал предложение младшей сестре Натальи Екатерине. Та согласилась и в конце того же года состоялась свадьба. Он прекратил свои ухаживания за Натальей. В январе 1837 года Пушкин получил анонимное письмо («пасквиль»): «Всероссийский орден рогоносцев принимает Пушкина к себе». Дальше стояли поддельные подписи людей высшего общества, кому тоже изменяли их жены. Неизвестно, кто это письмо написал. Пушкин решил, что это сделал Дантес. Он снова вызвал его на дуэль. Тот ее принял. В начале февраля состоялась дуэль, Дантес выстрелил живот Пушкину, из – за чего тот скончался. Пушкин же попал Дантесу в руку, но эта рана не была смертельна. Еще несколько дней прожил Пушкин. Николай посылал ему своего врача, а после его смерти расплатился со всеми его долгами. Дантеса арестовали, но не расстреляли. Того лишили российского подданства, согнали со службы и выслали во Францию. Он уехал вместе со своей женой. Стал членом парламента и в конце своей жизни написал мемуары. У него от того выстрела была парализована рука. В конце жизни Пушкину жилось тяжело и он искал этой смерти.

23) Основные мотивы лирики Пушкина.
Чтение наизусть одного из стихотворения.

Стихи Пушкина делятся на несколько тем (мотивы лирики). 1. Вольнолюбивые. Понимание вольности все время менялось. Сначала Пушкин писал о политике. «Арион» - июль 1827 года. Иносказание – взаимоотношение Пушкина и декабристов. Сначала у них общее дело. Ариона спас дельфин. Пушкин пишет о кораблекрушении (крах декабристского восстания). Арион спасается. Он не изменил делу свободы. Другие участники движут его к цели, а Арион поет. Он осознает, что у него другая задача. Поздний Пушкин свободу воспринимает по-другому – свобода творчества поэта: «Из Пиндемонти»; «Поэт и толпа»; «Поэту». Философское отрицание всякой власти человека над человеком. Власть губительна – «Анчар». В его основе тоже античный миф. Анчар – дерево яда. Все живое, что прикасается к нему, гибнет. У Пушкина Анчар относительно безвреден, так как все знают о его ядовитых свойствах. Он начинает проявлять свои свойства, когда осуществляется власть человека над человеком. Начинается смерть. 2. Патриотические. Ранний Пушкин понимал долг патриота, как борьбу с деспотизмом, то к середине 20–х годов он понимал это, как защиту государства. Его лирический герой всегда чувствует себя частью истории России. Для Пушкина всегда важна была тема предков – его рода: «Моя родословная». Написано в 1831 году в связи с нападками коммерческой журналистики на Пушкина. Они говорили, что он называет себя аристократом, хотя потомок негра. Говорили, что мещанин. Пушкин пишет о Булгарине и о своих предках – о старинном боярском роде Пушкиных, которые произошли от Радши (советник Александра Невского). В Смуте были за Лжедмитрия, а потом его дед был на стороне Петра III и его за это казнили. Родственники Пушкина (Пушкины и Ганнибал) были знамениты и всегда находились около царского трона. За такие стихотворения Пушкина ругали. Но тот ощущал себя частью истории. Он считал, что если человек ощущает себя частью истории, то он велик и свободен. «Два чувства дивно близки нам». Лирический герой связан не только с прошлым, но и с настоящим. Пушкин писал много политических стихотворений. Он чувствовал ответственность за свою эпоху. 3. Интимная лирика. 1) Любовная. 2) Дружеская. Любовная лирика: в ней очень четко разделяется раннее творчество поэта и позднее. В ранней лирике он очень конкретен (описывает определенных женщин и определенные чувства): «Признание» (соседке Алине Осиповой (Александра Ивановна)). Поздняя лирика – из нее исчезает всякая конкретика (неизвестно кому посвящено, не описываются чувства (поклонение идеалу)): «Я помню чудное мгновенье». Оно посвящено А.П. Керн. Она была дамой высшего света и многолетней любовницей А.С. Пушкина. У них были сложные и несерьезные отношения. Он относился к ней скептически. Когда мы читаем стихи, посвященные ей, то там она представляется идеалом. Подобное стихотворение «Я вас любил». Там нет ни одного прилагательного. Отсутствует ревность. «На хо`лмах Грузии». Дружеская лирика: дружба, как союз единомышленников. Появляется еще в лицейские годы. «К Чаадаеву»; «В Сибирь»; «Арион». В 1827 – 1828 годах эта тема у Пушкина исчезает. Дружба, как братство, не связанное политическими идеями (лицею, лицеистам). Для него и его однокурсников святым днем считался день открытия лицея – 19 октября. Каждый год они писали стихи на эту тему. Совершенно было не важно, какую должность занимали его друзья. Например, Пущин был преступник, но Пушкину было все равно (как и большинству лицеистов). Горчаков предлагал Пущину бежать после восстания. Тот заграничным паспортом не воспользовался. Из-за этого карьера Горчакова была кончена (до царствования Александра). Одно из последних: «Была пора: нам праздник дорогой». Поэт и поэзия. Для Пушкина поэт – это пророк (избранник, несущий истины). В раннем творчестве пророк – это политический оратор («Ода Вольность», «К Чаадаеву»). В позднем творчестве («Пророк» - 1826) – Бог посылает к своему избраннику своего посланца – шестикрылого серафима, который пытается изменить поэта и пророк должен извещать волю Бога. «Поэт и толпа» 1828 – это диалог поэта и толпы (черни). В начале стихотворения народ хочет, чтобы поэт приносил пользу. Тот говорит, что народ не понимает настоящего искусства. Люди же требуют от поэта пророчества. Но поэт отказывается быть пророком. Он считает, что поэзия существует во имя самой себя. Это манифест чистого искусства. Искусства, существующего ради самого себя. Это было ново, так как со времен Ломоносова люди считали, что поэзия существует для того, чтобы учить. «Поэт» - тоже на тему чистого искусства. Поэт не должен зависеть от народа. «Из Пиндемонти» - Пушкин не хочет участвовать в социальной борьбе. Ему нравится повторять фразу Дельвика: «Цель поэзии – поэзия». Лирический герой Пушкина самоопределялся по отношению к коммерческой литературе и журналистике. В ранней лирике он это приветствовал: «Разговор книгопродавца с поэтом». В 20-е – 30-е годы он был самым высокооплачиваемым поэтом. Книгопродавец говорит, что без денег нет свободы. Пушкин говорит, что рукописи продавать не стыдно. Но вскоре он понимает, что люди начинают продавать и вдохновенье тоже. Поэтому он считает, что поэт должен быть свободен, но только на тот момент, пока он творит. Потом он тоже становится чернью («Поэт»). Пушкин понимал, что он национальный гений и что при своей жизни он услышан не будет. Истинное признанье поэта наступает после его смерти, и его будут помнить всегда («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).

24) «Чувства добрые» в лирике Пушкина.
Чтение наизусть одного из стихотворений.

См. билет № 23.

25) Тема свободы в творчестве Пушкина.
Чтение наизусть одного из стихотворений.

Понимание вольности все время менялось. Сначала Пушкин писал о политике. «Арион» - июль 1827 года. Иносказание – взаимоотношение Пушкина и декабристов. Сначала у них общее дело. Ариона спас дельфин. Пушкин пишет о кораблекрушении (крах декабристского восстания). Арион спасается. Он не изменил делу свободы. Другие участники движут его к цели, а Арион поет. Он осознает, что у него другая задача. Поздний Пушкин свободу воспринимает по-другому – свобода творчества поэта: «Из Пиндемонти»; «Поэт и толпа»; «Поэту». Философское отрицание всякой власти человека над человеком. Власть губительна – «Анчар». В его основе тоже античный миф. Анчар – дерево яда. Все живое, что прикасается к нему, гибнет. У Пушкина Анчар относительно безвреден, так как все знают о его ядовитых свойствах. Он начинает проявлять свои свойства, когда осуществляется власть человека над человеком. Начинается смерть.

26) Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина.
Чтение наизусть одного из стихотворений.

Поэт и поэзия. Для Пушкина поэт – это пророк (избранник, несущий истины). В раннем творчестве пророк – это политический оратор («Ода Вольность», «К Чаадаеву»). В позднем творчестве («Пророк» - 1826) – Бог посылает к своему избраннику своего посланца – шестикрылого серафима, который пытается изменить поэта и пророк должен извещать волю Бога. «Поэт и толпа» 1828 – это диалог поэта и толпы (черни). В начале стихотворения народ хочет, чтобы поэт приносил пользу. Тот говорит, что народ не понимает настоящего искусства. Люди же требуют от поэта пророчества. Но поэт отказывается быть пророком. Он считает, что поэзия существует во имя самой себя. Это манифест чистого искусства. Искусства, существующего ради самого себя. Это было ново, так как со времен Ломоносова люди считали, что поэзия существует для того, чтобы учить. «Поэт» - тоже на тему чистого искусства. Поэт не должен зависеть от народа. «Из Пиндемонти» - Пушкин не хочет участвовать в социальной борьбе. Ему нравится повторять фразу Дельвика: «Цель поэзии – поэзия». Лирический герой Пушкина самоопределялся по отношению к коммерческой литературе и журналистике. В ранней лирике он это приветствовал: «Разговор книгопродавца с поэтом». В 20-е – 30-е годы он был самым высокооплачиваемым поэтом. Книгопродавец говорит, что без денег нет свободы. Пушкин говорит, что рукописи продавать не стыдно. Но вскоре он понимает, что люди начинают продавать и вдохновенье тоже. Поэтому он считает, что поэт должен быть свободен, но только на тот момент, пока он творит. Потом он тоже становится чернью («Поэт»). Пушкин понимал, что он национальный гений и что при своей жизни он услышан не будет. Истинное признанье поэта наступает после его смерти, и его будут помнить всегда («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).

27) «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»; «Цыганы» Пушкина, как романтические поэмы.
Тема противостояния природы и цивилизации в поэмах.

Жанр романтической поэмы в творчестве Пушкина. Романтическая поэма – это жанр романтизма, который ввел Байрон. В середине 10-х годов он написал несколько поэм, которые стали сразу очень известными (байронические поэмы). Эти произведения были написаны по-английски. Пушкин специально для этого учил английский язык. Некоторые писатели начали подрожать Байрону. Их называли байронистами. Во главе встал сам Пушкин. 1) В этом жанре действительность изображается через субъективное восприятие героя. 2) Автобиографизм. Автор через героя пытается выразить себя – свое восприятие мира. 3) Герой – это гордая одинокая личность, стоящая выше других. Он – эгоист. 4) Конфликт героя и среды. 5) В этой идее объединяется элегический и гражданский романтизм. Присутствует тема борьбы за свободу, хотя герой разочарован в жизни. 6) Недосказанность. 7) Тема противостояния природы и цивилизации. Эта тема пришла из сентиментализма от Руссо. Человек природой наделен чувствовать.
Поэма «Кавказский пленник» - 1821 год. Опубликована, спустя год. Написана в Кишиневе под впечатлением путешествия с Раевским. Посвящена Николаю Раевскому младшему. Все черты байронической поэмы здесь есть. Сюжет придуман. Черты: 1. Все изображается глазами пленника. 2. Поэма автобиографичная. Пушкин излагает свои чувства и мысли. В ссылке он мечтает о свободе. 3. Пленник – одинокая, гордая личность. Стоит выше черкесов. 4. Конфликт со средой (с теми, кто взял его в плен. Социально не мотивирован). 5. Главный герой разочарован в жизни. У него нет никаких желаний, но при этом он стремиться к свободе. Говорится, что пленник на Кавказе хотел обрести свободу, но его взяли в плен. 6. Много недосказанности. Неизвестно, как его взяли в плен, не известна его биография и происхождение. 7. Противостояние Пленника и Черкешенки. Она – природа, а он – цивилизация. Он ее не любит, потому что вообще разучился любить. Она же его очень сильно любит и готова ради этого на все, даже убить своих родственников. Человек поступка, чувства, но Пленник ее не любит. Она помогает ему бежать и бросается в реку. Критики говорили, что Пленник должен был броситься вслед за ней, так как должны были проснуться увядшие чувства. Но Пушкин говорил, что это невозможно. Байронический канон соблюден полностью, но поэма оказалась слабая. Пушкин писал об этом друзьям. Хотел создать нечто новое, отличающееся от Байрона. Современникам эта поэма понравилась. Пушкин получил большой гонорар и стал любимцем публики.
«Бахчисарайский фонтан» - 1823 год. Пушкин пытается уйти от канона байронической поэмы. 1. Здесь есть рассказчик, который приезжает и видит фонтан слез и рассказывает эту историю. Она не выдумана, а заимствована из кавказских приданий. 2. Герой не автобиографический. Главный герой хан Гирей не автобиографический. 3. Нет героя эгоиста. 4. Нет конфликта со средой. 5. Тоска присутствует, но нет борьбы за свободу. 6. Недосказанность сюжета. Смерть Марии. Согласно легенде ее убивает Зарема, но у Пушкина об этом не говорится. 7. Противостояние природы и цивилизации. Конфликт выражается во взаимоотношении Заремы – природы и Марии – цивилизации. Зарема – влюблена. У нее сильный характер. Она грузинка, а Мария – полячка. Она не хуже Заремы, просто она другая. Равноправное сосуществование разных культур. Когда эта поэма вышла, то она понравилась народу, но ее тоже критиковали.
«Цыганы» - 1824 год. Пушкин обретает свою дорогу. Писал в Одессе одновременно с «Евгением Онегиным». История реальна, так как она случилась под Кишиневом. Эта поэма похожа на «Кавказского пленника» сюжетом. Алеко бросает свою родину и пытается найти свободу, но не находит ее. Он – одинокая и гордая личность, вступающая в конфликт с цыганами. Он разочарован в жизни и хочет обрести свободу. Алеко преследует закон, так как он преступник. Отсутствует автобиографизм. Пушкин не выражает свои взгляды через взгляды Алеко, а даже его осуждает. На действительность разные герои смотрят по-разному. Часть поэмы написана как драма. Тема природы и цивилизации – есть противостояние Алеко и Земфиры. Оно заканчивается гибелью человека природы. В «Цыганах» Алеко хочет стать свободным цыганом. Он идет в табор добровольно, но он не может стать человеком природы, так как он человек цивилизации. В городе жена должна быть верна в своем выборе и поэтому Алеко имеет право преследовать Земфиру. У цыган все по-другому. История отца и матери Земфиры такова: ее мать любила ее отца, родила ему дочь и ушла с другим. У отца и мысли не возникло, чтобы отомстить. Алеко же эгоист. У него в душе конфликт между желанием стать свободным и привычками человека города, поэтому цыгане его изгоняют. Это вполне справедливо, так как он убийца. Эта поэма уже не является байронической. Это самостоятельное произведение. Было очень много критики. Люди почувствовали отклонение Пушкина от байронических канонов. Со временем это непонимание будет только увеличиваться…

28) «Борис Годунов» и предшествующая драматургическая традиция.
Драматургическое новаторство Пушкина.

«Борис Годунов» был написан в 1825 году в Михайловском (опубликован в 1826 году). Перед тем, как написать это произведение, он изучал мировую драматургию. Ж.Б. Мольер – французский комедиограф XVII века. Классицист. В. Шекспир жил до классицизма (в конце XVI – начале XVII века). У него нет одномерных характеров, разные промежутки времени и много действий. Пушкину ближе был Шекспир. У Мольера он выделяет еще один признак классицизма – правдоподобие. Копирование бытового опыта читателей. Классицисты говорили о том, что было понятно читателям. У Шекспира нет правдоподобия, а есть принцип правды (следование логики развития характеров и логики последовательности исторических фактов). Борис Годунов: чтобы властвовать он приказывает убить Дмитрия, но это не доказано. У Пушкина был замысел описать трагедию русской власти. Это принцип исторической правды. Трагедия «Борис Годунов» написана вне рамок классицизма. Действия происходят в разных местах. Несколько лет проходит в этом произведении и т.п. Когда Пушкин писал это произведение, он не думал, что его будут ставить на сцене. Эта пьеса была предназначена для чтения. В конце XIX века ее поставили на сцене. Тема власти в «Борисе Годунове». Когда Пушкин задумал написать историческую трагедию, то он долго выбирал главного героя из «Истории государства Российского» Карамзина. В начале 20-х годов вышел девятый том этого произведения. Там речь шла об Иване Грозном. Пушкин осуждал его за опричнину и массовые казни. Друзья советовали сделать главным героем Ивана Грозного. Пушкину эта идея нравилась. Но все-таки главным героем стал Борис Годунов. Пушкин не взял в главные герои Грозного, потому что тот для русской истории не характерен, а Годунов типичен. С ним легче показать трагедию российской власти. Тот хочет народу добра, но, для того, чтобы эти планы воплотить в жизнь, он должен стать царем. А высшая власть достигается путем преступления – убийства царевича Дмитрия. Борис совершает цареубийство и детоубийство. Именно поэтому народ от него отворачивается. Они за самозванца. Борис, потеряв народное доверие, становится тираном. Он это делает, чтобы удержать власть. Народ отворачивается от него, и он гибнет ни кем не поддержанный. Тема российского самозванства. Это характерная для России проблема. Самозванство всегда существовало в двух формах: 1. Боярское (высшая знать). Например, Екатерина II. 2. Народное самозванство. Например, Пугачев. В «Борисе Годунове» мы видим обе формы самозванства: Бориса Годунова и Григория Отрепьева. Отрепьев убивает Федора Годунова. У Отрепьева тоже довольно мрачное будущее. В 5-ой сцене он рассказывает свой сон. В произведениях Пушкина это обычно пророчество о будущем. Тема народа. Народ рассматривается с двух сторон: 1. Высшая справедливость (Божий суд). Правитель силен мнением народа. Героем Пушкиным он выражает свои мысли. С другой стороны народ – это чернь. 3-я сцена. Народу говорят, что Борис Годунов будет править, народ должен плакать. 22-ая сцена. В Кремле на Лобном месте бояре велят народу присягать Лжедмитрию. Народ исполняет все, что ему говорят. Пушкин рассматривал обе стороны. 23-я сцена. Бояре убивают Федора. Народ кричал: «Да здравствует Дмитрий Иванович!». Это был первый вариант. Но в окончательном варианте: «Народ безмолвствует». Образ Пимина. «Борис Годунов» посвящен памяти Карамзина. Это посвящение появилось перед самой публикацией. Материал Пушкин брал у Карамзина. Он с ним спорил по поводу того, что Карамзин посвятил «Историю» Александру I – «История народа принадлежит царю». Будущим декабристам это не нравилось. Н.М. Муравьев был сыном друга Карамзина – сентименталиста М. Муравьева. Никита фактически воспитывался в доме Карамзина. Ему не понравился взгляд Карамзина на историю. На эту тему он написал трактат – «История народа принадлежит народу». Пушкин печатно не выступал, но в 1823-м году он написал в частном письме «История народа принадлежит поэту». Он был в чем-то прав. Эту мысль он выражает и в «Борисе Годунове». Появляется летописец Пимен. В прошлом он был воином. Он играет очень важную роль в этом произведении. Рассказывает Григорию о том, что Борис Годунов убил царевича. Пимен хочет передать Отрепьеву летопись, но тот уверен, что история принадлежит царю и хочет стать царем. Он убегает из монастыря. В самом эпиграфе заключается спор с Карамзиным.

29) Тема народа и власти в «Борисе Годунове». Образ Пимина.

Тема власти в «Борисе Годунове». Когда Пушкин задумал написать историческую трагедию, то он долго выбирал главного героя из «Истории государства Российского» Карамзина. В начале 20-х годов вышел девятый том этого произведения. Там речь шла об Иване Грозном. Пушкин осуждал его за опричнину и массовые казни. Друзья советовали сделать главным героем Ивана Грозного. Пушкину эта идея нравилась. Но все-таки главным героем стал Борис Годунов. Пушкин не взял в главные герои Грозного, потому что тот для русской истории не характерен, а Годунов типичен. С ним легче показать трагедию российской власти. Тот хочет народу добра, но, для того, чтобы эти планы воплотить в жизнь, он должен стать царем. А высшая власть достигается путем преступления – убийства царевича Дмитрия. Борис совершает цареубийство и детоубийство. Именно поэтому народ от него отворачивается. Они за самозванца. Борис, потеряв народное доверие, становится тираном. Он это делает, чтобы удержать власть. Народ отворачивается от него, и он гибнет ни кем не поддержанный. Тема российского самозванства. Это характерная для России проблема. Самозванство всегда существовало в двух формах: 1. Боярское (высшая знать). Например, Екатерина II. 2. Народное самозванство. Например, Пугачев. В «Борисе Годунове» мы видим обе формы самозванства: Бориса Годунова и Григория Отрепьева. Отрепьев убивает Федора Годунова. У Отрепьева тоже довольно мрачное будущее. В 5-ой сцене он рассказывает свой сон. В произведениях Пушкина это обычно пророчество о будущем. Тема народа. Народ рассматривается с двух сторон: 1. Высшая справедливость (Божий суд). Правитель силен мнением народа. Героем Пушкиным он выражает свои мысли. С другой стороны народ – это чернь. 3-я сцена. Народу говорят, что Борис Годунов будет править, народ должен плакать. 22-ая сцена. В Кремле на Лобном месте бояре велят народу присягать Лжедмитрию. Народ исполняет все, что ему говорят. Пушкин рассматривал обе стороны. 23-я сцена. Бояре убивают Федора. Народ кричал: «Да здравствует Дмитрий Иванович!». Это был первый вариант. Но в окончательном варианте: «Народ безмолвствует». Образ Пимина. «Борис Годунов» посвящен памяти Карамзина. Это посвящение появилось перед самой публикацией. Материал Пушкин брал у Карамзина. Он с ним спорил по поводу того, что Карамзин посвятил «Историю» Александру I – «История народа принадлежит царю». Будущим декабристам это не нравилось. Н.М. Муравьев был сыном друга Карамзина – сентименталиста М. Муравьева. Никита фактически воспитывался в доме Карамзина. Ему не понравился взгляд Карамзина на историю. На эту тему он написал трактат – «История народа принадлежит народу». Пушкин печатно не выступал, но в 1823-м году он написал в частном письме «История народа принадлежит поэту». Он был в чем-то прав. Эту мысль он выражает и в «Борисе Годунове». Появляется летописец Пимен. В прошлом он был воином. Он играет очень важную роль в этом произведении. Рассказывает Григорию о том, что Борис Годунов убил царевича. Пимен хочет передать Отрепьеву летопись, но тот уверен, что история принадлежит царю и хочет стать царем. Он убегает из монастыря. В самом эпиграфе заключается спор с Карамзиным.

30) «Евгений Онегин»: История написания, сюжет и композиция. Противоречия в романе «Евгений Онегин».

Начат в 1823 году в Кишиневе, а закончен в 1830 году в Болдине. Болдинская осень – осень 30-ого года, когда в стране свирепствовала холера. Начало – Пушкин еще совсем не отошел от романтизма, а в конце он с ним распрощался.
1. Противоречия, как основной принцип настроения романа.
Противоречие в характере главного героя. В начале романа Евгений Онегин – персонаж сатирический. Пушкин хотел написать комедию в стиле «Горе от ума». Там один умный человек противопоставлен глупому, а в «Евгении Онегине» Пушкин хотел одного глупого человека противопоставить всему обществу. Онегин – человек, который весело проводит жизнь. Этот образ пропадает в XXXVIII строфе. Создается байронический герой. Появляются черты, которых раньше не было. Появляется автобиографизм. Идет сравнение Пушкина и Онегина. В LVI идет отказ от байронизма. Далее герой не сатирический и не байронический. Истинный романтизм. Пушкин знает, что противоречий много, но он не желает их исправлять. Например, характеристики героев, ситуации.
В 1-ой главе говорится, что Онегин был очень образованным человеком. Смыслил в экономике. Не понятно, откуда он это все знает. Можно увидеть противоречия в образе Татьяны. Сначала говорится, что она русская душою, а потом говорится, что она по-русски плохо знала. Ленский – говорится, что он был счастлив с Ольгой, а потом – что нет. Иногда появляются немотивированные текстом герои. Появляется некая горожанка, которая в курсе всех событий. В 7-ой главе говорится, что Татьяна живет в Петербурге, а потом, что в Москве. Вступление находится в конце 7-ой главы. Пропуски в произведении сделаны самим Пушкиным. Не понятно, у кого находится письмо Татьяны – у Автора или у Онегина. II глава (36;37) – противоречие на уровне лексики. 1) Высокий слог классицизма. 2) Бытовая лексика (господний раб и бригадир). 3) Сентиментально – романтическая лексика (Ленские речения). Здесь есть и речь крестьян Ларина (отца Татьяны). Конец 1-ой главы, Пушкин сам говорит, что противоречий много и говорит, что не знает, как назовет героя, хотя он называет его Евгением с самого начала. В письмах своим друзьям Пушкин говорил, что цель его не создать художественное произведение, а чтобы это воспринималось, как реальность: без правил. До него никто так не делал. Его замысел не оценили.
Сюжет и композиция в «Евгении Онегине».
Пушкин считал, что его роман свободен. Он считал, что сюжет его романа течет медленно, как сама жизнь. Но на самом деле и сюжет, и композиция очень строго связаны. Белинский назвал этот роман романом судьбы. Сюжет – это хронология событий. Композиция – это построение романа. Изначально сюжет складывался из свободных поступков героев. Пушкин считает, что в своем собственном выборе человек свободен. Но он вынужден делать нравственный выбор. И если выбор сделан не правильно, то он становится рабом судьбы. Онегин делает неправильный выбор, соглашаясь принять вызов Ленского. Он понимает, что тот ослеплен ревностью. Делает он это из-за того, что боится общественного мнения. Общество представит его бесчестным. VI глава (9-11 строфы) описывается, почему он согласился на дуэль. Онегин действует из условностей света. Он теряет свободу собственных поступков. За этим следует череда страшных событий. Евгений не хочет идти на дуэль с Ленским: берет в секунданты слугу, опаздывает. По правилам дуэли опоздавший считается проигравшим. Но он убивает Ленского. Онегин уезжает. Раньше была глава, посвященная его путешествию, но ее удалили из окончательной редакции. Фамилия Ларины – говорящая. Лары – это боги домашнего очага. Существовало два вида домашних богов – Лары и Пенаты (они были маленькие и их можно было брать с собой в дорогу). Если же Лары разбиваются, то погибает семья. Ларины – это погибшая семья. Ольга выходит замуж за проезжего. Она уезжает. Татьяна с матерью уезжают в Москву. В родовой усадьбе не осталось никого. Онегин встречает Татьяну в высшем свете, но, хоть тот ее и полюбил, та уже замужем. Онегин дважды делает неправильный выбор. Он предлагает ухаживания замужней женщине. После объяснений Татьяна его отвергает и уходит. Приезжает ее муж => дуэль с Онегиным. Тема судьбы действует и в отношении Татьяны. Она свободна в своем выборе и влюбляется в Онегина. Тот ее не любит и поступает правильно, как считает Пушкин. Татьяне тоже важно общественное мнение и поэтому она выходит замуж, так как Ольга уже замужем. Естественно, она уже не может быть с Онегиным. Критика, современная Пушкину, считала, что роман не закончен, так как Онегин остался жив. Композиция. После того, как роман был закончен, Пушкин написал к нему план. Роман состоял из трех частей. 1. – хандра, поэт, барышня. Экспозиция – знакомство с главными героями. 2. – деревня, именины, поединок. Это первый неправильный выбор Онегина. 3. – Москва, путешествие Онегина, большой свет. Это второй неправильный выбор Онегина. Много параллельных ситуаций.

31) Темы сверхчеловека и лишнего человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Роман «Евгений Онегин» внес в русскую литературу две темы: лишнего человека и сверхчеловека. Пушкин сделал их общественными. Тема сверхчеловека была введена тогда же, когда и романтизм. В 19-ом веке появился настоящий сверхчеловек – Наполеон. Он сумел подчинить себе многих людей. Он стал императором Франции и кумиром многих людей. Определение сверхчеловека – II глава (XIV). Он эгоист и считает себя выше других. Онегин является таковым для Пушкина. На столе в рабочем кабинете Онегина стоит статуэтка Наполеона (VII глава. XIX). Наполеон – культурный герой для Онегина. Любит он только себя. Онегин одновременно является и лишним человеком. Пушкин понимал, что не всем дано стать Наполеонами. Он отвергнут обществом, как сверхчеловек. Онегин осознает, что он должен жить в одиночестве. Образ лишнего человека соотносится с обществом Байрона. Байрон тоже кумир Онегина. И лишнего человека, и сверхчеловека объединяет то, что это все сильные личности. Он всегда пытается разобраться в себе.

32) Роман Пушкина «Евгений Онегин», как исторические записки. Место лирических отступлений в сюжете романа.

Пушкин очень любил жанр мемуары. Он считал, что каждый человек обязан их писать. Пушкин неоднократно просил своих друзей их писать. Обещал даже помочь в публикации. Мемуары должны были рассказывать об эпохе первой половины девятнадцатого века. Но никто их не захотел писать. Пушкин начал писать свои мемуары в Одессе и продолжил писать в Михайловском. Но он их сжег. В «Евгении Онегине» он эти мемуары частью воспроизводит в лирических отступлениях. В них он рассказывает о себе и о своей эпохе.
Лирические отступления условно можно разделить на три большие группы: 1) Философские – автор говорит о проблемах, волнующих людей всегда. Например, в четвертой главе есть отступление про смену времен года в описании повседневных занятий Онегина. В восьмой главе есть отступление, касающееся человека, который не хочет быть таким, как все. В сюжете, когда Евгений снова встречает Татьяну после долгой разлуки. 2) Исторические – в них Пушкин характеризует свою эпоху: в таких отступлениях говорится о театрах, балах, войне двенадцатого года. В седьмой главе есть отступление, где описаны воспоминания войны двенадцатого года, в сюжете, когда Татьяна едет в Москву. В первой главе – отступление, касающееся театров, в сюжете с описанием каждодневной жизни Онегина. 3) О литературе – автор выступает как литератор. Пытается описать свой творческий путь. В четвертой главе есть отступление о литературных альбомах в сюжете, когда Ленский оформляет альбом Ольги. В восьмой главе есть отступление, касающееся журналистики и критики, в сюжете после того, как Онегин отправлял Татьяне любовное письмо.
X глава известна нам по фрагментам. По сюжету этой главе Онегин должен был пойти в декабристы.

33) «Евгений Онегин», как роман судьбы.

Изначально сюжет складывался из свободных поступков героев. Пушкин считает, что в своем собственном выборе человек свободен. Но он вынужден делать нравственный выбор. И если выбор сделан не правильно, то он становится рабом судьбы. Онегин делает неправильный выбор, соглашаясь принять вызов Ленского. Он понимает, что тот ослеплен ревностью. Делает он это из-за того, что боится общественного мнения. Общество представит его бесчестным. VI глава (9-11 строфы) описывается, почему он согласился на дуэль. Онегин действует из условностей света. Он теряет свободу собственных поступков. За этим следует череда страшных событий. Евгений не хочет идти на дуэль с Ленским: берет в секунданты слугу, опаздывает. По правилам дуэли опоздавший считается проигравшим. Но он убивает Ленского. Онегин уезжает. Раньше была глава, посвященная его путешествию, но ее удалили из окончательной редакции. Фамилия Ларины – говорящая. Лары – это боги домашнего очага. Существовало два вида домашних богов – Лары и Пенаты (они были маленькие и их можно было брать с собой в дорогу). Если же Лары разбиваются, то погибает семья. Ларины – это погибшая семья. Ольга выходит замуж за проезжего. Она уезжает. Татьяна с матерью уезжают в Москву. В родовой усадьбе не осталось никого. Онегин встречает Татьяну в высшем свете, но, хоть тот ее и полюбил, та уже замужем. Онегин дважды делает неправильный выбор. Он предлагает ухаживания замужней женщине. После объяснений Татьяна его отвергает и уходит. Приезжает ее муж => дуэль с Онегиным. Тема судьбы действует и в отношении Татьяны. Она свободна в своем выборе и влюбляется в Онегина. Тот ее не любит и поступает правильно, как считает Пушкин. Татьяне тоже важно общественное мнение и поэтому она выходит замуж, так как Ольга уже замужем. Естественно, она уже не может быть с Онегиным. Критика, современная Пушкину, считала, что роман не закончен, так как Онегин остался жив.
После того, как роман был закончен, Пушкин написал к нему план. Роман состоял из трех частей. 1. – хандра, поэт, барышня. Экспозиция – знакомство с главными героями. 2. – деревня, именины, поединок. Это первый неправильный выбор Онегина. 3. – Москва, путешествие Онегина, большой свет. Это второй неправильный выбор Онегина.
34) «Евгений Онегин», как роман о литературном труде.

В «Евгении Онегине» есть много лирических отступлений о литературе, образ Ленского и круг чтения Евгения и Татьяны. Литературная ситуация 20-х годов характеризовалась борьбой классицизма, романтизма и сентиментализма. В третьей главе (XI) речь идет о классицизме. В этой характеристике перечислены основные параметры классицизма, как литературного направления. В XII дается определение романтизма. Это унылость, аморальность, эгоистичность. Сентиментализм характеризуется через круг чтения Татьяны (IX – X). Любвеобильность, мечтательность, стремление выразить свои чувства. Онегин является сторонником романтизма. Пушкин впервые предложил характеризовать людей по кругу их чтения. Например, Татьяна Ларина читает сентиментальные книжки, в которых говорилось, что чувства скрывать нельзя. Поэтому Татьяна пишет письмо Онегину. Тот же читает Байрона. Он скрывает свои чувства, так как романтизм говорит, что женщина первая писать не может, потому что это не прилично. Они принадлежат к разным культурам, поэтому не понимают друг друга. Повествуется и о спорах между направлениями – спор «Арзамаса» и «Беседы» (8 глава – XIV – XVI). Появляется Шишков, который являлся противником заимствований. В других частях появляется очень много заимствованных слов. Спор романтиков с младоархаистами (IV глава XXXII – XXXV). Пересказывается статья Кюхельбекера. Спор с позиции романтизма. Пушкин описывает свое видение литературы – истинный романтизм, для которого подбирает различные термины. Например, «низкая природа», «смиренная проза» и т.п. (XIII – XIV). Спор с Вяземским, упоминания о Боратынском, Языкове. Пушкин понимает, что прокладывает в литературе новую дорогу (II – XL). Он знает, что поймут его не скоро. Образ Ленского. Шли споры, кто его прототип, но его не было. Это собирательный образ поэта романтика (сам Пушкин в молодости). VI глава (XXXVII - XXXVIII) – речь идет о возможных дальнейших путях жизни Ленского: 1. Путь великой славы, дел. 2. Возможно, он бы перестал быть поэтом. 3. Гибель за свои убеждения. Современники понимали, что второй вариант более всего возможен. По любому, поэту надо меняться, смотреть на жизнь реально, но он не изменился и поэтому погиб.
35) Тема государства российского в творчестве Пушкина 30-х годов. Человек и государство в поэмах «Полтава» и «Медный всадник».
Чтение наизусть отрывка из «Медного всадника».

На тему государства российского написано две поэмы. 1. «Полтава» - 1828 г. Она была практически сразу издана и понравилась Николаю I. 2. «Медный всадник» - 1833 г. Эту поэму император запретил печатать. Образ императора Петра в «Медном всаднике». Тема Петра была очень актуальна в царствование Николая. Прославляя его поэты прославляли государственную власть. «Полтава» же являлась заказным произведением. Эта поэма очень слабая. Современники встретили ее крайне неоднозначно. Поэмы, в которых воспевались подвиги Петра, пытались создать еще задолго до Пушкина. Например, «Петриада» Ломоносова. У каждого народа должен был быть свой эпос. Поэты считали, что они должны создать русский эпос, но он должен быть связан обязательно с Петром. После неудачного опыта Ломоносова, поэмы о Петре начинали писать многие, но они все были неудачны. Пушкин в молодости очень издевался над этими произведениями. В основе «Полтавы» лежит романтическая традиция. В 1814 году Байрон написал поэму «Мазепа». Но там ничего не было связано с историей. Ее прочли русские романтики, и гетман Мазепа стал героем русской романтической поэзии. О нем писали стихи. Кондратий Рылеев написал поэму «Войнаровский» (1824). Поэма была историческая. Войнаровский – племянник и сторонник Мазепы. Эта поэма – его исповедь. Он рассказывает о своем дяде. Рылеев считал, что нельзя о Мазепе говорить однозначно, как об изменнике. В «Полтаве» происходит механическое объединение двух традиций: классицистическое описание Петра и романтическое описание Мазепы. Романтическая традиция – в центре сюжета любовь Мазепы и Марии (дочери Кочубея). Мазепа – законченный мерзавец. Пушкин спорит с Рылеевым, видевшим в Мазепе что – то хорошее. Современники удивлялись такой трактовке. Пушкин говорил, что это нужно для того, чтобы лучше показать Петра. Образ Петра был важнее образа Мазепы. «Полтава» - это прославление российского государства и образ Петра, как великого русского царя. Все меркнут перед образом Петра. Пушкину не понравилась его поэма. Поэтому он пишет любовное посвящение к ней. «Полтава» посвящена Марии Волконской, которая в 1828 году была в Сибири вместе со своим мужем декабристом. Выстраивается другая система ценностей этой поэмы. Выясняется, что любовь выше политики.
«Медный всадник» - 1833 год. Это произведение – следствие знакомства Пушкина с архивами о Петре. Основная тема: взаимоотношения человека и государства. Гротеск – это преувеличение, переросшее в фантастику. Главный герой – Евгений. Он – петербургский чиновник. Маленький человек. Он становится жертвой наводнения 1824 года. В то наводнение погибло несколько тысяч человек. Описана история, приключившаяся с невестой Евгения, которая жила на Васильевском острове. Она погибла и из-за этого Евгений сходит с ума от горя. Он бросает вызов Медному всаднику, ведь именно Петр придумал построить здесь город. Две правды: правда маленького человека и правда государства. Вступление повествует о том, что Петру позволило построить Петербург. Это была государственная необходимость. Жить в Петербурге очень тяжело. Этот город для красоты, а не для жизни. Евгений говорит, что, сколько еще можно терпеть. Он наказан, но при этом он признает правоту Петра, а затем гибнет. Пушкин считал, что правда государственная выше права частного человека. Дело происходит на Сенатской площади. Человек не может идти против государства. Поэма была запрещена, потому что маленький человек написан с сочувствием. Человек должен смириться с правдой государства.

36) Изображение русского бунта в повести «Капитанская дочка». Нравственная проблематика «Капитанской дочки».

Пушкин хотел исследовать феномен русского бунта. Он работал в архивах и ездил на Урал, где были главные очаги Пугачевского восстания. Он собирал придания, документы и разговаривал с современниками. Написал «Историю Пугачева» и «Капитанскую дочку». Пугачев никакого права на бунт не имел. Пушкин пытается понять причину. У Пугачева есть своя правда. Бунтовщики – жертвы крепостного права. Они стремятся к свободе. Но не все крепостные поддерживают Пугачева. Например, Савельич из «Капитанской дочки», т.к. его хозяева не угнетали. Пушкин относится к бунту отрицательно, а к Пугачеву положительно, т.к. он помнит добро, хороший полководец. Понимает, ради чего живет и зачем бунтует. Калмыцкая сказка: ворон питается падалью и живет 300 лет, а орел ест живое мясо и живет 33 года. Орел пытается стать вороном, но ему не нравится есть падаль. Лучше один раз напиться живой кровью, чем 300 лет питаться падалью. Пугачев хочет свободы и ради этого он и живет. Роман построен на параллелях: Гринев и Пугачев; Маша и Екатерина II. Когда Гринева сажают в тюрьму за сговор с Пугачевым, Маша едет в Петербург, чтобы помочь. Дама с собачкой – это императрица. Мужик, которому Гринев отдал тулуп – Пугачев. Русское самодержавие и русский бунт. Царица милует Гринева. Ее не интересует жизнь частного человека. Императрица казнит Пугачева, который казнил людей. Когда они действуют как частные люди, то способны на сочувствие. Частный человек всегда поймет другого частного человека.

37) Мир частной жизни в прозе Пушкина 30-х годов.
Тема маленького человека в прозе Пушкина («Станционный смотритель»).

Пушкин показывает, что пространство между самодержавием и бунтом заполнено частной жизнью обыкновенных людей. «Повести Белкина» - это пародии. Вне пародий остается только «Станционный смотритель». Там впервые появляется тема маленького человека. Станционный смотритель – мелкий чиновник. Его обижают все проезжающие. Он очень любит свою дочку Дуню. Но она бежит с проезжим офицером. Он отправляется на поиски своей дочери и находит ее, но она вышла замуж и у нее есть семья. Он пытается ее вернуть домой, но ничего не получается. От горя Самсон Вырин умирает. Это низкая природа – бытовая ситуация. Описываются взаимоотношения между отцом и дочерью. Смотритель не способен бороться с судьбой. После смерти Пушкина эта тема будет очень актуальна. Тема сверхчеловека – Германн из «Пиковой дамы». Эта следующая ступень в развитии образа сверхчеловека. Германн хочет управлять миром с помощью денег, т.к. миром правят деньги. По профессии он военный инженер. Это была редкая профессия, ассоциировавшаяся с новой эпохой. «Пиковая дама» - столкновение двух веков. Новый век – это сам Германн. Старый – графиня. Она не зарабатывает на жизнь картами, в прошлом деньги не имели никакого значения. Но новый век обязательно победит и у графини нет никаких шансов. Старый век гибнет, только один раз увидев новый. Графиня умирает, только увидев Германна. Тот во многом герой романтизма, т.к. он пытается добыть деньги романтическим способом.

38) Антиромантические и антисентименталические тенденции в прозе Пушкина. Стилистические особенности прозы Пушкина.

Трагедия была в том, что Пушкин был одинок в литературе. Читатели хотели читать романтические произведения, а Пушкин давно романтизм перерос. Еще в Михайловском он изобрел истинный романтизм. Идеи: зависимость человека от обстоятельств; в литературе необходимо описывать быт. Именно поэтому Пушкин растерял своих читателей.
39) Образ писателя в прозе Пушкина.

В конце жизни Пушкин чувствовал себя крайне одиноко. В литературе равного ему писателя не было, а те, что были, его не понимали. В своей прозе он придумывает себе писателей, равных ему: И.П. Белкин и П.А. Гринев. Гринев – это писатель прошлого века. Белкин: предисловие, где Пушкин объясняет, откуда у него эти повести. Белкин был помещиком, который писал для себя. После его смерти его рукописи нашел сосед, который решил их опубликовать. У Белкина был недостаток воображения. Он писатель плохой, но на самом деле является гением, потому что прекрасно понимает все особенности различных жанров. Он говорит новое слово в литературе, вводит тему маленького человека. Гринев: он не похож на Белкина. Он является предшественником Пушкина. Романтический писатель. Он не описывает прозу жизни. Ему интересны сильные характеры. Например, Пугачев – образ доброго разбойника. Есть антигерой Швабрин, который таков всегда. В нем сочетаются все подлые качества. Обращение к романтизму позволило Пушкину поставить главный вопрос – что есть нравственность в истории? Каков нрав дворянина? Издатель записок Гринева подобрал эпиграф, который выражает основную идею произведения: «Береги честь с молоду». Главное, что есть у дворянина – это честь. К роману изначально было предисловие, написанное Гриневым. Он посвящал свои записки внуку, который являлся современником Пушкина. Этот роман был очень актуален тем, что дворянин должен служить престолу и беречь честь. Швабрина поэтому понять нельзя. Роман антедекабристский. Они не имели права нарушать присягу.

40) Основные мотивы лирики Лермонтова.
Лермонтов в творческом споре с Пушкиным.
Чтение наизусть одного из стихотворений Лермонтова.

Лермонтов являлся младшим современником Пушкина. Он начал писать в тридцатые годы 19-ого века, когда на троне находился Николай I. Это было тяжелое время, т.к. многие люди жили в страхе. У дворян был выбор, либо идти на службу, либо жить в деревне. Николай старался, чтобы не было возможности возникнуть течению, подобное декабристам. Каждый дворянин должен был разделять государственную идеологию. Государство выдвинуло лозунг: «Православие, самодержавие, народность» (С.С. Уваров – министр просвещения) – это теория официальной народности. Форма управления в России – это самодержавие, а государственная религия – это православие. И все это отвечает мнению народа. Иной взгляд не допускался. 1836 год – Чаадаев опубликовал в журнале «Философическое письмо». Он предложил свое видение роли России в мире, но рассуждал он не так, как Уваров. Он говорил, что Россия отставала от Европы из-за православия. Сам он был католиком и хотел, чтобы Россия приняла католичество. После выхода письма его арестовали и посадили под домашний арест. Потом его официально объявили сумасшедшим. «Телескоп» - редактор этого журнала был сослан в Сибирь. 30-й год – расцвет тайной политической полиции (3-е отделение). В этом отделении работало всего несколько человек, но по всей стране были разосланы шпионы. Донос – дело гражданской доблести. Следили за российской аристократией. Люди боялись этого. Жизнь была очень тоскливой. Литература в 30-х годах: расцвет романтизма. Он поддерживался властью, другие направления запрещались. Герои романтизма – красивые личности, побеждающие обстоятельства. Литература полностью оторвана от жизни. Она рисовала сказку для успокоения общественного мнения. Лермонтов – писатель, романтик. Его кумир – Пушкин, но он его постоянно критиковал. Его творчество – шаг назад к романтизму. Он выбирал сюжеты такие же, как и Пушкин, для своих стихов и переписывал их в стиле романтизма. В 3 года он остался сиротой. У него умерла мать. Бабушка забрала ребенка у отца, так как она его не любила, являлась придворной дамой. Е.А. Арсеньева имела большие связи. Это сильно сказалось на его характере. Он был нервным, злым и замкнутым. С самого раннего детства он начал писать стихи. В 15 лет он был уже удавшимся писателем. Сначала его учили на дому, а в 1828 году его отдали учиться в пансион при московском университете, а потом, в 1830-м году уже в самом университете. В 30-31 гг. началась холера и все учебные заведения закрыли. Бабушка отвезла его в Петербург, чтобы он смог продолжить учебу. Но его не приняли, т.к. программы не совпадали. Лермонтов решил не учиться, а стать военным. 32 – школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 1835 – окончание военной школы. Стал корнетом лейб-гвардии гусарского полка. 1837 – Лермонтов становится известен благодаря стихотворению «Смерть поэта», которое было посвящено Пушкину. Оно было направлено против высшего света, поэтому оно не могло быть опубликовано. Лермонтов благодаря друзьям стал распространять стихотворение в списках. Последнюю часть этого стихотворения прозвали «Воззвание к революции» и отправили по почте Николаю. Лермонтова посадили в тюрьму. Началось следствие. Лермонтова хотели сослать в Сибирь, но благодаря бабушке его сослали на Кавказ в действующую армию. Туда отправляли провинившихся людей. Например, декабристов. Там отбывал наказание и Раевский младший. Там как бы царила Александровская эпоха. Лермонтов думал, что ему там будет хорошо. Но его знакомые декабристы – это люди другой эпохи и ему с ними не было интересно. Стихотворение «Дума» - сравнение двух эпох. Он не нашел друзей среди декабристов. Ссылка закончилась в 1838 году. После этого он служил в Царском селе всего два года. Это время его литературной славы. Вяземский помог ему в этом вместе с другими друзьями Пушкина. В 1840-м году он снова попадает в тюрьму из-за дуэли. Он стрелялся с сыном французского посла. Одна светская дама, которая была замужем, явилась тому причиной. Она не любила их обоих. Сын посла заявил, что русские трусы и никто не вызовет его никогда на дуэль. Но Лермонтов его вызвал и во время дуэли они оба стреляли в воздух. Посол потребовал разобраться в произошедшем и Лермонтова снова сослали на Кавказ летом 1840 года. Тогда он был уже офицером. Вернуться второй раз с Кавказа было очень сложно. Его отправили в самый центр войны. Использовали на самых опасных участках. Лермонтов командовал взводом конской разведки. Это были обреченные люди. Он проявлял себя очень храбрым. В феврале 41-ого года он получил двухмесячный отпуск и поехал в Петербург. С собой он вез письмо Раевского на орден для него. Лермонтов мечтал об отставке. Он хотел стать штатским литератором. Но орден он не получил. Апрель 41-ого года – он возвращается на Кавказ. Туда он едет вместе со своим двоюродным братом Алексеем Столыпиным. Это был его единственный друг. Он не был сослан, но хотел служить вместе с Лермонтовым. Ма1 41-ого – они приехали в Питегорск. Они решили отдохнуть на минеральных водах. Лермонтов и Столыпин сделали фиктивные справки, что больны. Там они встретили однокурсников по военной школе. Лермонтов любил выбирать мишень для насмешен и начинал методично высмеивать этого человека. На этот раз это был Николай Мартынов – отставной майор. За это тот вызвал его на дуэль. 15 июля 1841 года – секундантом Лермонтова стал Столыпин. Лермонтов погиб, так как сам был виноват. Участников арестовали, но не наказали.
Лирика Лермонтова:
Лермонтов являлся романтиком. Конечно же, он не достиг уровня Пушкина. Все его творчество – это спор с Пушкиным. Он брал его любимые темы и пытался доказать, что Пушкин в этом не прав. Мотивы лирики: 1. Тема свободы. Формулируя свой взгляд, он спорит с Пушкиным. Лермонтов считает, что каждый человек должен полностью быть свободен. Борьба за свободу – очень важное качество. «Парус» - речь идет о человеке и о человеческой жизни. Он постоянно находится в постоянной борьбе с бурей и не может жить без нее. 2. Патриотическая лирика: Лермонтов ненавидел русскую монархию. Свою любовь к России он называет «странною любовью». Россия – это империя. Элемент спора. Он рисует простых людей, живущих в гармонии с природой, живущих простой жизнью. Он считает, что это мило (Например, стихотворение Родина). 3. Интимная лирика. У Лермонтова практически отсутствует дружеская лирика. Тема поколений. Стихотворение «Дума» - его поколение лишнее, бесплодное и бездушное. Тема противостояния поколению декабристов. Пушкин любил учить, а Лермонтов обличает вместе со своим поколением и себя. Любовная лирика. У Пушкина она светлая и оптимистичная, а у Лермонтова в центре находится лирический герой, она писимистична, наполнена ненавистью к любимой женщине. «Я вас любил» Пушкина  «Нищий» Лермонтова. Его интересуют только собственные чувства. 4. Тема поэта и поэзии. Пушкин считает, что поэт – это пророк («Пророк»). Лермонтовский «Пророк»: по сюжету стихотворение начинается с того
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | memory_zip - такова структура момента | Лента друзей memory_zip / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»