Сегодня умер величайший музыкант Мстислав Ростропович.
[432x640]
[365x520]
"Я узнал в смерти этого величайшего музыканта на концерте в Магадане и сразу попросил публику почтить его память минутой молчания. Его уход - это огромная утрата не только для России, но и для всего мира, - убежден Башмет. - Для меня он был образцом во всем и по-настоящему близким другом". "В последний раз я видел Мстислава Леопольдовича на его 80-летнем юбилее в Кремле, он выглядел очень слабеньким", - заметил альтист.
"Ростропович был потрясающе яркой личностью, он умел просто гениально шутить, - признался Башмет. - До последней минуты своей жизни он оставался удивительно живым человеком". "Невероятным совпадением" назвал Башмет такой факт: когда умер Иосиф Сталин, практически сразу вслед за ним ушел из жизни Сергей Прокофьев. "Только что скончался Борис Ельцин - теперь с нами нет Ростроповича. Вместе с Борисом Николаевичем ушла политическая эпоха, вместе с Мстиславом Леопольдовичем - музыкальная".
Юрий Башмет.
[468x501]
[468x315]
[315x431]
"Трудно представить и оценить эту потерю. После смерти таких гигантов как Шостокович, Ойстрах и Рихтер наша музыкальная культура не испытывала таких потрясений. Мстислав Леопольдович был не просто гениальным виолончелистом, он обладал гениальной способностью искать и находить новое в музыке и ее исполнении. По его заказу было написано не менее 10 новых произведений. Для него писали Борис Чайковский, Карэн Хачатурян и др.
[468x459]
[468x315]
Он был первым исполнителем всех виолончельных концертов Шостаковича, Прокофьева и Хачатуряна. Все лучшее в виолончельной музыке связано с личностью и личной инициативой Мстислава Ростроповича. Он исполнял все новое или ранее не исполнявшееся. Это большой риск для исполнителя. Многие даже очень именитые исполнители никогда не идут на такой риск и исполняют проверенную временем классику.
[468x364]
[363x520]
Риск - это стиль его жизни. Именно он дал приют Александру Солженицыну, когда это было сопряжено с риском и для карьеры и для жизни. В трудный для него и его семьи период вынужден был расстаться с Россией, расстаться физически, но не душой. Это фигура высшего морального образца. Будучи дирижером Нью-Йоркского оркестра он постоянно включал в свои концерты русских композиторов - Щедрина, Вячеслава Артемьева в то время не исполнявшихся даже в России. Он заставил слушать всю Америку русскую музыку. Многие музыканты добросовестно исполняют то, что видят в нотах.
[468x313]
[468x401]
Ростропович же играл, и в этом его можно сравнить с Мравинским, создавая объемный музыкальный образ. Его исполнения были наиболее масштабными. Это качество - умение не играть по нотам, а выявить всю глубину образа, делает его не простым экскурсоводом по музыке, а - добрым волшебником уносящим в новые неизведанные миры. Слова из известной песни Владимира Высоцкого отражают всю суть творческого пути Мстислава Ростроповича: "Выше гор могут быть только горы на которых еще не бывал". Сегодня с такой утратой возникает большая проблема - что будет с нашей музыкой завтра!?
Владимир Дашкевич
[468x243]
[468x399]
[347x520]
Фото: РИА "Новости", Михаил Озерский [more/]